Мой университет - www.moi-mummi.ru Приложение 2 Описание проекта
1. Тип занятия решение проектной задачи 2. Цели занятия расширить представления о роли колорита в живописи 3. Задачи занятия • показать необходимость знаний об основных и составных цветах, закономерностях цветоведения и композиции; способствовать формированию представлений о реставрации произведений искусства; • содействовать развитию у учащихся навыков самостоятельной разработки колористических решений творческих заданий, наблюдательности и колористической культуры; • создать условия для воспитания патриотизма и любви к творческому наследию белорусских художников 4. Краткое описание хода занятия 1. Организационный момент. (Пустой слайд) -Давайте улыбнёмся друг другу и проверим свою готовность к занятию.
2. Активизация познавательного интереса учащихся. (Слайд 3: тонущий корабль) -Ребята, в газете «Юный спасатель» была опубликована статья о том, как в годы Великой Отечественной войны потерпел крушение корабль, на котором фашисты вывозили награбленное из Государственной картинной галереи (ныне Национальный художественный музей Республики Беларусь). (Слайд 4 ) Среди других ценностей была подлинная картина одного из белорусских художников 19 века. Вот её фотография. (Слайд 5 ) Так выглядит картина после того, как была извлечена с затонувшего судна. 3. Этап анализа (постановка проектной задачи) Администрация национального художественного музея обратилась с просьбой оказать помощь в реставрации этой картины. Если мы сможем отреставрировать эту картину, то узнаем, кто её автор и некоторые факты из его творческой биографии. Согласны? (Пустой слайд) -А что значит отреставрировать картину? (Восстановить её) - Обратимся к толковому словарю:(Слайд 7) Реставрация – восстановление в первоначальном виде произведений искусства, пострадавших от времени или испорченных. Занимается этим художник-реставратор) (Пустой сл) -Что нам нужно знать и уметь, чтобы отреставрировать картину? (Знать, какие цвета необходимы для получения нужного оттенка. Уметь смешивать цвета.) -Так какая тема нашего занятия?(Азбука цвета) (Слайд 9) Какие задачи мы поставим перед собой? • узнать больше… об основных цветах • научиться различать…оттенки основных цветов • научиться самостоятельно создавать … творческие композиции
4. Этап моделирования (решения проектной задачи) -Для успешного выполнния нашей работы, давайте вспомним основы цветоведения: (Слайды 11-13 «Основные цвета – синий, жёлтый, красный. Основными цветами называются цвета, которые нельзя получить путём смешивания других. Смешивая основные цвета попарно, мы получаем составные цвета. Зелёный, оранжевый, фиолетовый.)(Пустой сл) Упражнения -Давайте выполним упражнения, которые помогут нам в реставрации картины. Как вы предпочитаете сегодня работать, в парах или индивидуально? -Подойдите пожалуйста ко мне.
Каждой паре выдаётся карточка с заданием по составлению цветов. -Вам нужно показать, как из основных цветов получают составные. - Достаточно у вас знаний, чтобы приступить к упражнению? (Да) -Хорошо, садитесь.
-Как мы будем оценивать свои работы? (Вывешиваю критерии: правильность, взаимодействие в паре) -Используйте различные материалы (гелиевые ручки, восковые мелки ,акварель, гуашь) -Какие правила мы должны соблюдать при работе с красками? Правила безопасности? Художник-реставратор тоже использует различные материалы, в зависимости от того, чем написана картина.
Вывешивают на доску свои работы и оценивают.
-Продолжим подготовку к реставрации картины. Игра называется «Живой цвет» Каждой паре выдаётся карточка с алгоритмом работы: Выполни задания по инструкции: 1. Что общего у этих предметов? 2. Раскрась предметы (материал по выбору), изменив их цвет на контрастный. 3. Подумай и расскажи, что произошло? Отвечают на первый вопрос. Затем выясняют, что контрастными будут зелёный и красный, оранжевый и синий, жёлтый и фиолетовый. Учащиеся выполняют задания. Вывешивают на доску. -Оцените свою работу. Физиорелаксация А сейчас отдохнём под чудесную композицию Петра Чайковского «Вальс цветов» (Слайд 15) -Глубоко вдохнём и почувствуем свежий аромат цветов. Постарайтесь изобразить движение лепестков. Лепестки раскрываются, закрываются, головки склоняются, тянутся к солнышку. Прорисуйте движением рук в воздухе ромашку, тюльпан, василёк. На цветочки присели нарядные бабочки, такие же яркие. Помахали крылышками и вспорхнули и улетели. Потанцуйте, покружитесь вместе с цветами.
Беседа по картине - Посмотрим ещё раз на фотографию нашей картины. (Слайд 16 ) -Что художник должен знать о ней, чтобы приступить к реставрации? Давайте вместе найдём ответ на этот вопрос.
- К какому виду искусства относится эта картина? (живопись) -Определите её жанр? (натюрморт) -Что изобразил на ней художник? (перечисляют) -Ребята, художник хотел показать национальную белорусскую пищу 19 века. -Как бы вы назвали эту картину? -А какой предмет сразу бросается в глаза? (Лимон) Почему? (яркий на тёмном фоне) - Как называются такие цвета? (Контрастные) - Что вы можете сказать о колорите этого произведения? (Слайд 17 со словами: нежный или насыщенный, блеклый или сочный, тёплый или холодный, тревожный или спокойный) -Уточним определение слова «колорит»? (Читает ученик: Колорит – это сочетание цветов по тону, светлоте и насыщенности.)
- Как же художник получает различные оттенки цветов, чтобы создать нужный колорит? (Слайды 19-22) Продолжим путешествие по цветовому кругу. Для удобства все цвета размещают по кругу. Цветовой круг можно расширить, добавляя в него оттенки основных и составных цветов -Обозначьте на интерактивной доске основные цвета. Составные цвета. Назови промежуточные оттенки цветов. Обведи всю группу цветов, в основе которой содержится жёлтый цвет, синий цвет, красный цвет. Полный цветовой круг включает хроматические и ахроматические цвета. Смешение хроматического цвета с белым увеличивает его СВЕТЛОТУ. Смешение хроматического цвета с чёрным увеличивает его насыщенность.)(Пустой сл) -Итак, чтобы увеличить светлоту цвета, мы будем добавлять …. (показываю на слайде) белый цвет, а чтобы увеличить насыщенность цвета, - …. черный цвет. -Продолжим подготовку к реставрации картины. Я думаю, что вам интересно будет поучаствовать в игре «Цветной хоровод» - Обратите внимание на страницу 48 учебника. - Что на ней изображено? (цветовой круг) Чем он отличается от того, который мы рассматривали на доске? (В нём ещё больше оттенков.) - Наш цветовой круг рассыпался - Попробуйте собрать его. 1 пара соберёт группу жёлтого цвета, 2 пара – группу красного , 3 пара – группу синего цвета. - Какой цвет вы возьмёте сначала, чтобы легче было собрать группу цветов? (Основной) Собирают фрагменты круга. - Как называются цвета в каждой группе? (Гармоничными, т. е. созвучными) -Объедините цвета в круг - А как называются цвета, лежащие друг напротив друга? (Контрастные) -Сочетания гармоничных и контрастных цветов определяют колорит произведения? (Вывешиваю слова) Спокойствие и расслабленность лучше выразить какими цветами? А волнение и трепет?
Создание творческих работ -Посмотрим как свои чувства отобразили другие ребята в беспредметных композициях. Пройдёмте к столу. Рассмотрите варианты детских работ (учащиеся стоят вокруг стола) -Рассмотрим композиции, которые рисовали другие дети. Почему они беспредметные? Беспредметная композиция называется так потому, что в ней отсутствует графический образ. Нет предмета, но есть ощущения от него. Что они хотели показать в своих работах? (Чувства).Какие? А вы сейчас попробуете передать свои ощущения от музыки, своё настроение. Проговариваю алгоритм работы: 1. Залей фон выбранным цветом. 2. Расположи цветовые пятна (линии, точки, мазки) на листе. 3. Получи оттенки с помощью ахроматических цветов. 4. Назови свою работу, согласно выбранному колориту. -Пройдите к своим рабочим местам. (Пустой слайд 24 с композицией Чайковского «Вальс цветов») (Рисуют под музыку, затем вывешивают работы на доску.) - Молодцы! Вы так старались! У вас получились интересные, выразительные творческие работы. Кто хочет рассказать о своей работе? (Слайд 26) - Закончите фразы: Я вообразил … Я выбрал такой колорит потому, что … Называется композиция …
-Какие знания помогли вам создать ваши композиции (О цветах) -Достаточно ли мы подготовились к реставрации картины? -Работа за ноутбуками. - Начинаем реставрацию картины. Пойдите к ноутбукам. Каждая пара будет реставрировать свой фрагмент картины. Нажмите левую кнопку мыши. - Необходимо найти соответствующее цветовое пятно, которое подойдёт именно к этому фрагменту картины. Если вы правильно выберете фрагмент, он встанет на своё место и вы услышите аплодисменты, а если нет, то растворится. ( Работа в парах за ноутбуками) - Молодцы! Пройдите на свои рабочие места.
5. Этап синтеза (рефлексия) -Итак, отправляем картину в Национальный художественный музей РБ по электронной почте. (Слайд 28) -Пока мы ждём ответ, посмотрите на здание Национального художественного музея Республики Беларусь. Вы были когда-нибудь в нём? Скоро мы отправимся в этот музей на выставку произведений современных художников.
-Ребята, мы получили письмо! (Слайды 30-34)
Юным художникам 3 «Е» класса средней школы № 40 г. Могилёва
Дорогие ребята! Художник-реставратор нашего музея по достоинству оценил вашу работу! Вы отлично подобрали цвета и восстановили фрагменты картины. Хотите узнать, кто её автор и как она называется? Вы вернули к жизни картину известного белорусского художника 19 века Ивана Хруцкого. Называется она «Битая дичь, овощи, грибы» и написана в 1854 году. Иван Хруцкий - самый знаменитый и в то же время самый неизвестный белорусский художник. Он был одним из немногих художников с "чистой" белорусской биографией: родился в Беларуси в 1810 году, жил в Беларуси, умер и похоронен в Беларуси в 1885 году. Нарисовал более 100 полотен.
Перед вами знаменитые репродукции его картин. Остаётся загадкой до сих пор, кто эти прекрасные женщины? Есть мнение, что это его сёстры, а возможно одна из них – его жена. Внимательно посмотрите на нашу тысячную купюру и на картины Ивана Хруцкого. Что вы заметили? Молодцы! Огромное спасибо вам помощь в реставрации картины!
Администрация Национального художественного музея Республики Беларусь 26 октября 2011года
6. Итог занятия, рефлексия. -Какую работу мы сегодня выполнили? (Отреставрировали картину) -Какие знания помогли нам это сделать? (Знания законов цветоведения) -А где эти знания могут нам пригодиться в жизни? (Сможем составлять букеты, оформлять подарки, знания пригодятся для ремонта и украшения дома, в шитье, вязании, в моделировании причёски, научимся модно одеваться) Правильно, везде, где цветовое решение играет роль. -Какая была тема нашего занятия? (Азбука цвета) (Слайд 36) -Какие задачи мы ставили перед собой? • узнать больше… об основных цветах • научиться различать…оттенки основных цветов • научиться самостоятельно создавать … творческие композиции -Я думаю, что вы с этими задачами справились прекрасно! -Расскажите своим родителям, что вы сегодня побывали в роли художников-реставраторов и можете в будущем освоить эту профессию!
-Продолжите фразы: (Слайд 38)
• Сегодня на занятии я открыл для себя… • Я научился… • Я хочу похвалить себя за… • Я хочу похвалить одноклассника за…
-Скажем спасибо друг другу за сотрудничество!
5. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе занятия Закрепят знания об основных и составных цветах, закономерностях цветоведения и композиции; приобретут представления о реставрации произведений искусства, знания о творчестве белорусского художника И.Ф. Хруцкого; преобретут навыки самостоятельной разработки колористических решений творческих заданий, разовьют наблюдательность и колористическую культуру; почувствуют любовь к творческому наследию белорусских художников