Суббота, 20.04.2024, 18:22
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Дополнительное образование детей » Музыка и пение

"Интервалы". Разработка занятия по сольфеджио
[ · Скачать удаленно () ]
21.09.2014, 20:49

Педагог: Здравствуйте, ребята! Начнём наш урок! (Ученики исполняют песню «Пора начать урок») (презентация, слайд 1)

 Вы любите путешествовать?

Педагог: Это замечательно, потому что сейчас  мы с вами отправимся в путешествие за новыми знаниями! И отправимся мы не в обычную, знакомую вам страну – Францию, Германию или Австралию, а в Интервалию! (слайд 2) Слышали вы когда нибудь о ней?

 Ученики: Нет!

Педагог: Страна эта необычная, музыкальная. Ну что, отправляемся?

Ученики: Да!

Педагог: Поехали! (слайд 3).

Педагог: Жителей страны Интервалии зовут интервалы.

Вы, наверное, слышали это слово и раньше. Оно используется не только в музыке (слайд 4). Фонари расположены на определенном расстоянии друг от друга, то есть, расположены с определенным интервалом, между опорами моста находится определенное расстояние – интервал. Продолжите дальше…

Ученики: деления на математической линейке нарисованы с одинаковым интервалом, ступеньки на лестнице идут с определенным интервалом. Перемена – это интервал между уроками, а каникулы – интервал между четвертями.

Педагог: Молодцы! Интервал – это расстояние (слайд 5). А в музыке интервал — это расстояние между двумя звуками (слайд 6)  (слайд 7). В интервале  звуки могут идти последовательно, друг за другом, как в мелодии – тогда такой интервал будет называться мелодическим. А если звуки в интервале звучат вместе – то такой интервал будет называться гармоническим. То есть мы также можем сказать, что интервал – это два звука, взятые вместе или последовательно (слайд 8). Давайте попробуем вместе повторить эти 2 определения интервалов (слайд 9).

1) интервал — это расстояние между двумя звуками

2) интервал – это два звука, взятые вместе или последовательно

А теперь работаем по цепочке – каждый называет одно из определений интервала.

(Дети называют определения интервала).

 Педагог: Правильно, молодцы, все справились с заданием!

А теперь послушайте и определите, какой интервал звучит – гармонический (ноты звучат вместе) или мелодический (ноты звучат последовательно).

Дети слушают и дают ответы.

Педагог: Правильно, молодцы!

Интервалы могут быть узкими, когда звуки близко расположены друг к другу (показ на инструменте) и широкими, когда звуки находятся далеко друг от друга (показ на фортепиано).

Нам пока хватит восьми простых интервалов.  У каждого из вас есть имя, и у каждого интервала тоже есть собственное название. Но имена у них необычные – звучат загадочно, пришли они к нам из древнего  языка – латыни (слайд 10).  Прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава.

Прима переводится с латыни как первая, секунда – вторая, терция – третья и так далее.

Так как интервал – это расстояние, значит, мы его можем измерить. Но чем? Расстояние между странами измеряется километрами, между рядом стоящими людьми можно измерить сантиметрами, а интервалы измеряются ступенями (слайд 11)

 Каждый интервал сокращенно записывается цифрой от 1 до 8. И эта цифра обозначает количество ступеней в интервале. В приме – одна, в секунде – 2, в терции – 3 и так далее.

Как называется ансамбль музыкантов, в котором играет 4 человека?

Ученики: квартет (слайд 12).

Педагог: Правильно. А интервал, в котором 4 ступени – кварта. А если вместе играют 5 человек?

Ученики: квинтет (слайд 13).

Педагог: Правильно, молодцы! А интервал, в котором 5 ступеней называется квинта. Давайте будем называть по порядку названия интервалов и  показывать столько пальцев, сколько ступеней в интервале. Прима – один пальчик, секунда – 2 и т.д. (слайд 14).

Проговариваем вместе названия интервалов с показом количества ступеней.

А теперь, чтобы лучше запомнить названия интервалов и научиться их петь – разучим песню про интервалы.

Разучиваем слова 1 куплета и припев: (слайд 15)

1) Если ноты ходят парами,

Их называют интервалами,

И сейчас мы по – порядку вам их

С удовольствием споём.

Припев:

Прима, секунда, терция, кварта.

Квинта, секста, септима, октава.

Октава, септима, секста, квинта,

Кварта, терция секунда, прима.

Педагог: А теперь послушайте музыкальную загадку. Чем отличаются эти 2 интервала?

Играю диссонанс и консонанс.

Ученики: Первый звучит – неприятно, некрасиво, а второй – красиво, ласково.

Педагог: Правильно! Некоторые интервалы могут звучать резко, напряженно – они называются диссонансы. А интервалы, которые звучат слитно, благозвучно – называются консонансы (слайд 16)

Разучиваем 2 и 3 куплет песни про интервалы (слайд 17)

2) Словно ёжики с колючками,

Бывают интервалы злючками,

Это септимы с секундами,

Их называют диссонанс.

3) А другие - очень милые,

Благозвучные, красивые,

Примы, терции, октавы, кварты,

Квинты, сексты называют консонанс.

Далее определяем на слух консонансы и диссонансы (слайд 18)

Исполняем песню про интервалы целиком. На припеве дети показывают на пальцах количество ступеней (слайд 19, 20)

А теперь попробуем устно построить интервалы от нотки до, глядя на следующий слайд.  До-до – 1 ступень – прима. До-ре – 2 ступени – секунда. До-ми- три ступени – терция и т.д. . (слайд 21)

Педагог: А теперь запишем в тетрадях наши интервалы от нотки до также как и на слайде. (слайд 22) (Дети записывают интервалы в тетрадь). Посмотрите внимательно, что в приме и секунде ноты стоят рядом друг с другом, а от терции и до октавы – ноты располагаются при записи друг над другом!

Интервалы – это те кирпичики, из которых состоит любое музыкальное произведение, как дом складывается из маленьких кирпичиков, так и любая мелодия состоит из интервалов.

Но музыка – это наполовину - математика, а наполовину – поэзия.

Интервал – это не только определенное количество ступеней, но и определенный образ, характер, настроение. На наших последующих занятиях мы будем учиться определять интервалы на слух.

И чтобы нам это было легче сделать, нам будут помогать в этом картинки – ассоциации, подсказки (слайд 23)

Прима – это два одинаковых звука – как два одинаковых человечка. (Педагог играет интервалы на фортепиано).  Секунда - колючая как ёжик, терция – мягкая и ласковая как кошечка, кварта – призывная, как голос трубы, а ещё - с неё начинается гимн России. Квинта – пустая и гулкая как звук в пещере, а ещё - это интервал, на который настроен аккомпанемент волынки. Секста – широкая и благородная как олень, а также -  с неё начинается любимая всеми песенка про ёлочку. Септима – колючая, злая как баба яга, а октава – самый широкий интервал, как самая длинная шея у жирафа.

Педагог: А сейчас я вам раздам задание, и мы проверим, кто хорошо запомнил имена жителей страны Интервалии. (слайд 24)

В первом задании необходимо соединить стрелочками название интервала и количество ступеней в нем, а во втором – вписать количество ступеней в пустой квадратик. (Учитель выдаёт раздаточный материал, дети выполняют задание).

Педагог: Итак, давайте подведем итог, всего того, что мы с вами сегодня узнали. Мы совершили путешествие в страну Интервалию и узнали много интересного о её жителях – интервалах. Что же такое интервал?

Ученики: Интервал – это расстояние между двумя звуками.

Педагог: Мы узнали, что интервалы бывают мелодическими и гармоническими. Что это означает?

Ученики: гармонический - два звука, взятые вместе, а мелодический -  последовательно.

(Педагог играет 2-3 примера – дети определяют на слух).

Педагог: Мы с вами теперь знаем, что интервалы могут звучать приятно, благозвучно, или резко, напряженно. Как  называются такие типы интервалов?

Ученики: диссонансы и консонансы. (Педагог играет 2-3 примера – дети определяют на слух).

Педагог: А также мы узнали, что интервал - это не только подсчет ступеней, а, в первую очередь, очень важный элемент музыкального языка, каждый интервал имеет свой образ и своё настроение.

 Педагог: Ну что, ребята, интересное получилось у нас путешествие?

 Ученики: Да!

Педагог: Понравились вам жители страны Интервалии?

Ученики: Да!

Педагог: В этой стране еще столько интересного и неизведанного, что мы еще не раз сюда вернемся.

Педагог: Продолжите фразы: «Сегодня на занятии я открыл для себя…», «Я научился…»  (ответы детей).

Педагог: А теперь давайте разберем ваше домашнее задание (слайд 25).  (Ученики получают раздаточный материал из приложения 2).

  • Дома необходимо будет заполнить кроссворд, и если заполните его правильно, то в центре кроссворда у вас появится  тема нашего занятия
  • Выучить слова песни про интервалы.
Категория: Музыка и пение | Добавил: radosteva
Просмотров: 3154 | Загрузок: 656 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 соловей  
Уважаемая Евгения Владимировна!

Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Пятом открытом фестивале «Мультимедиа в образовании»! Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии в Пятом открытом фестивале «Мультимедиа в образовании» и публикации образовательного материала в Интернете, на сайте Факультета мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет" www.moi-mummi.ru. Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.

Технический эксперт   С.В. Митрохина

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]