Педагог: Здравствуйте, ребята! Начнём наш урок! (Ученики исполняют песню «Пора начать урок») (презентация, слайд 1)
Вы любите путешествовать?
Педагог: Это замечательно, потому что сейчас мы с вами отправимся в путешествие за новыми знаниями! И отправимся мы не в обычную, знакомую вам страну – Францию, Германию или Австралию, а в Интервалию! (слайд 2) Слышали вы когда нибудь о ней?
Ученики: Нет!
Педагог: Страна эта необычная, музыкальная. Ну что, отправляемся?
Ученики: Да!
Педагог: Поехали! (слайд 3).
Педагог: Жителей страны Интервалии зовут интервалы.
Вы, наверное, слышали это слово и раньше. Оно используется не только в музыке (слайд 4). Фонари расположены на определенном расстоянии друг от друга, то есть, расположены с определенным интервалом, между опорами моста находится определенное расстояние – интервал. Продолжите дальше…
Ученики: деления на математической линейке нарисованы с одинаковым интервалом, ступеньки на лестнице идут с определенным интервалом. Перемена – это интервал между уроками, а каникулы – интервал между четвертями.
Педагог: Молодцы! Интервал – это расстояние (слайд 5). А в музыке интервал — это расстояние между двумя звуками (слайд 6) (слайд 7). В интервале звуки могут идти последовательно, друг за другом, как в мелодии – тогда такой интервал будет называться мелодическим. А если звуки в интервале звучат вместе – то такой интервал будет называться гармоническим. То есть мы также можем сказать, что интервал – это два звука, взятые вместе или последовательно (слайд 8). Давайте попробуем вместе повторить эти 2 определения интервалов (слайд 9).
1) интервал — это расстояние между двумя звуками
2) интервал – это два звука, взятые вместе или последовательно
А теперь работаем по цепочке – каждый называет одно из определений интервала.
(Дети называют определения интервала).
Педагог: Правильно, молодцы, все справились с заданием!
А теперь послушайте и определите, какой интервал звучит – гармонический (ноты звучат вместе) или мелодический (ноты звучат последовательно).
Дети слушают и дают ответы.
Педагог: Правильно, молодцы!
Интервалы могут быть узкими, когда звуки близко расположены друг к другу (показ на инструменте) и широкими, когда звуки находятся далеко друг от друга (показ на фортепиано).
Нам пока хватит восьми простых интервалов. У каждого из вас есть имя, и у каждого интервала тоже есть собственное название. Но имена у них необычные – звучат загадочно, пришли они к нам из древнего языка – латыни (слайд 10). Прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава.
Прима переводится с латыни как первая, секунда – вторая, терция – третья и так далее.
Так как интервал – это расстояние, значит, мы его можем измерить. Но чем? Расстояние между странами измеряется километрами, между рядом стоящими людьми можно измерить сантиметрами, а интервалы измеряются ступенями (слайд 11)
Каждый интервал сокращенно записывается цифрой от 1 до 8. И эта цифра обозначает количество ступеней в интервале. В приме – одна, в секунде – 2, в терции – 3 и так далее.
Как называется ансамбль музыкантов, в котором играет 4 человека?
Ученики: квартет (слайд 12).
Педагог: Правильно. А интервал, в котором 4 ступени – кварта. А если вместе играют 5 человек?
Ученики: квинтет (слайд 13).
Педагог: Правильно, молодцы! А интервал, в котором 5 ступеней называется квинта. Давайте будем называть по порядку названия интервалов и показывать столько пальцев, сколько ступеней в интервале. Прима – один пальчик, секунда – 2 и т.д. (слайд 14).
Проговариваем вместе названия интервалов с показом количества ступеней.
А теперь, чтобы лучше запомнить названия интервалов и научиться их петь – разучим песню про интервалы.
Разучиваем слова 1 куплета и припев: (слайд 15)
1) Если ноты ходят парами,
Их называют интервалами,
И сейчас мы по – порядку вам их
С удовольствием споём.
Припев:
Прима, секунда, терция, кварта.
Квинта, секста, септима, октава.
Октава, септима, секста, квинта,
Кварта, терция секунда, прима.
Педагог: А теперь послушайте музыкальную загадку. Чем отличаются эти 2 интервала?
Играю диссонанс и консонанс.
Ученики: Первый звучит – неприятно, некрасиво, а второй – красиво, ласково.
Педагог: Правильно! Некоторые интервалы могут звучать резко, напряженно – они называются диссонансы. А интервалы, которые звучат слитно, благозвучно – называются консонансы (слайд 16)
Разучиваем 2 и 3 куплет песни про интервалы (слайд 17)
2) Словно ёжики с колючками,
Бывают интервалы злючками,
Это септимы с секундами,
Их называют диссонанс.
3) А другие - очень милые,
Благозвучные, красивые,
Примы, терции, октавы, кварты,
Квинты, сексты называют консонанс.
Далее определяем на слух консонансы и диссонансы (слайд 18)
Исполняем песню про интервалы целиком. На припеве дети показывают на пальцах количество ступеней (слайд 19, 20)
А теперь попробуем устно построить интервалы от нотки до, глядя на следующий слайд. До-до – 1 ступень – прима. До-ре – 2 ступени – секунда. До-ми- три ступени – терция и т.д. . (слайд 21)
Педагог: А теперь запишем в тетрадях наши интервалы от нотки до также как и на слайде. (слайд 22) (Дети записывают интервалы в тетрадь). Посмотрите внимательно, что в приме и секунде ноты стоят рядом друг с другом, а от терции и до октавы – ноты располагаются при записи друг над другом!
Интервалы – это те кирпичики, из которых состоит любое музыкальное произведение, как дом складывается из маленьких кирпичиков, так и любая мелодия состоит из интервалов.
Но музыка – это наполовину - математика, а наполовину – поэзия.
Интервал – это не только определенное количество ступеней, но и определенный образ, характер, настроение. На наших последующих занятиях мы будем учиться определять интервалы на слух.
И чтобы нам это было легче сделать, нам будут помогать в этом картинки – ассоциации, подсказки (слайд 23)
Прима – это два одинаковых звука – как два одинаковых человечка. (Педагог играет интервалы на фортепиано). Секунда - колючая как ёжик, терция – мягкая и ласковая как кошечка, кварта – призывная, как голос трубы, а ещё - с неё начинается гимн России. Квинта – пустая и гулкая как звук в пещере, а ещё - это интервал, на который настроен аккомпанемент волынки. Секста – широкая и благородная как олень, а также - с неё начинается любимая всеми песенка про ёлочку. Септима – колючая, злая как баба яга, а октава – самый широкий интервал, как самая длинная шея у жирафа.
Педагог: А сейчас я вам раздам задание, и мы проверим, кто хорошо запомнил имена жителей страны Интервалии. (слайд 24)
В первом задании необходимо соединить стрелочками название интервала и количество ступеней в нем, а во втором – вписать количество ступеней в пустой квадратик. (Учитель выдаёт раздаточный материал, дети выполняют задание).
Педагог: Итак, давайте подведем итог, всего того, что мы с вами сегодня узнали. Мы совершили путешествие в страну Интервалию и узнали много интересного о её жителях – интервалах. Что же такое интервал?
Ученики: Интервал – это расстояние между двумя звуками.
Педагог: Мы узнали, что интервалы бывают мелодическими и гармоническими. Что это означает?
Ученики: гармонический - два звука, взятые вместе, а мелодический - последовательно.
(Педагог играет 2-3 примера – дети определяют на слух).
Педагог: Мы с вами теперь знаем, что интервалы могут звучать приятно, благозвучно, или резко, напряженно. Как называются такие типы интервалов?
Ученики: диссонансы и консонансы. (Педагог играет 2-3 примера – дети определяют на слух).
Педагог: А также мы узнали, что интервал - это не только подсчет ступеней, а, в первую очередь, очень важный элемент музыкального языка, каждый интервал имеет свой образ и своё настроение.
Педагог: Ну что, ребята, интересное получилось у нас путешествие?
Ученики: Да!
Педагог: Понравились вам жители страны Интервалии?
Ученики: Да!
Педагог: В этой стране еще столько интересного и неизведанного, что мы еще не раз сюда вернемся.
Педагог: Продолжите фразы: «Сегодня на занятии я открыл для себя…», «Я научился…» (ответы детей).
Педагог: А теперь давайте разберем ваше домашнее задание (слайд 25). (Ученики получают раздаточный материал из приложения 2).
- Дома необходимо будет заполнить кроссворд, и если заполните его правильно, то в центре кроссворда у вас появится тема нашего занятия
- Выучить слова песни про интервалы.
|