Цель: дать знания об органах слуха, уточнить, что уши у всех разные Задачи: Образовательные: - продолжать формировать гигиенические навыки по уходу за ушами. - при помощи опытов учить различать силу, высоту, тембр звуков; - учить навыкам самомассажа. Развивающие: - развивать познавательную активность дошкольников в процессе экспериментирования; - развивать координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, тренировать слуховой анализатор. Воспитательные: - воспитывать потребность к здоровому образу жизни; - воспитывать наблюдательность, любознательность и доброжелательное отношение к окружающим Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций на тему «Строение человека», игры на музыкальных инструментах, дидактическая игра «Кто позвал?», разыгрывание сказки «Три медведя», беседа «Как мы слышим», Д/и «Что вредно, что полезно». Словарная работа: слух, звук, глухие. Материалы и оборудование: письмо, рисунок (уши слона, белки, медведя, человека), слайды, игрушка Ваня, за которого говорит педагог, листы бумаги, иллюстрации из серии «Наше здоровье», музыкальные инструменты и озвученные игрушки. Ход игры. Упражнение на психотренинг «С добрым утром!» С добрым утром, глазки! Вы проснулись? Указательными пальцами поглаживать глаза. Сделать из пальцев "бинокль" посмотреть в него. С добрым утром, ушки! Вы проснулись? Ладонями поглаживать уши. Приложить ладони к ушам "Чебурашка" С добрым утром, ручки! Вы проснулись? Поглаживать то одну, то другую ручки. Хлопки в ладоши. С добрым утром, ножки! Вы проснулись? Поглаживание коленок. Потопать ногами. С добрым утром, солнце! Я - проснулся! (проснулась) Поднять руки вверх, посмотреть на солнце (посмотреть вверх) Педагог: Ребята, у меня новость, к нам пришло письмо: « Я спешу к вам в гости. Угадайте, кто же я. У меня уши не самые большие, не самые длинные, не на макушке, и не с кисточками». Предлагается рисунок: уши слона, уши белки, уши медведя, уши человека. Педагог: Кто же это такой? Дети: Это уши человека. Педагог: Верно. А как вы догадались? Ответы детей сопровождаются показом слайдов. Педагог: А вот и наш гость. Это Ваня Заболейкин. Ванечка, тебя дети узнали по ушам. Они у тебя такие красивые, розовые, мягкие. Ванечка, а что ты ими делаешь? Ваня: Не знаю. Педагог: Для чего они тебе? Ваня: Не знаю. Педагог: Ребята, а вы знаете, для чего нужны уши? Пальчиковая игра « Тук-тук-тук». Тук-тук-тук, тук-тук-тук. Наши ушки слышат стук. (Ударяют кулачками друг о дружку.) Вот ладошечки шуршат, Наши пальчики трещат. (Потирание ладоней друг о друга.) Теперь в ладоши громко бей, А теперь ты их согрей. (Хлопки, ладони на щеки.) Садись, Ванечка, по удобнее, сейчас дети расскажут все про уши. Что можно услышать ушами? Дети: Ушами можно услышать различные звуки. Педагог: А что такое звук? Это трудный вопрос. Хотите узнать? И Ванечка тоже хочет узнать, что такое звук. Я постараюсь вам объяснить. Давайте проведём опыт. Будьте внимательны! Слушайте и смотрите! Педагог берёт гитару и перебирает все струны, а затем берёт одну струну, оттягивает и резко опускает. Педагог: Оттого что дрожит струна, появляется звук. Сейчас мы проверим, так ли это. Возьмите бумажный листок, сверните в трубочку и подуйте в него. Что вы чувствуйте? Бумажная трубочка дрожит, пальцам стало щекотно. Звук заставляет дрожать бумажную трубочку, а трубочка щекочет пальцы. Почувствовали? Теперь давайте прислушаемся к своему телу. Ладонями обхватим свое горло и произнесём своё имя и фамилию. Внутри горла что-то дрожит. Это дрожат голосовые связки. А теперь давайте послушаем, как наш голос по-разному звучит. Мы сами можем менять наш голос, сделать его тихим и громким, глухим и звонким, низким и высоким. (показ слайда № 6) Этюд «Три медведя». Давайте скажем, как говорили медведи в сказке, одну и ту же фразу: « Кто хлебал из моей чашки?». А ваши внимательные ушки услышат разницу. Игра «Угадай по звуку». Материалом для игры служат музыкальные инструменты и озвученные игрушки (барабан, озвученная неваляшка, резиновая игрушка с пищалкой, погремушка, звонок, колокольчик, бубен, барабан, деревянная ложка и т.д). Игрушки лежат в красиво оформленной коробке или за ширмой. При загадывании нужно соблюдать тишину: внимательно слушать, как звучит предмет. Педагог: Вот, Ванечка, видишь, какие чуткие уши у наших детей. Педагог: Молодцы! Понравилось вам играть? Давайте ещё поиграем. Игра «Угадай, где можно услышать такие звуки» Звучит запись с разными звуками: звуки дождя, грозы, реки, гоночной машины, каблуки по дороге, лай собаки. Дети определяют и называют услышанные звуки. Педагог: Наш мир полон прекрасных звуков, стоит только прислушаться. Эти звуки приносят много радости. Но иногда бывает, что люди не слышат. Таких людей мы называем глухими. Мы никогда не должны смеяться над глухими людьми или плохо слышащими. Ведь они ужасно страдают. - Давайте с вами закроем уши (дети закрывают уши). Понравилось вам ничего не слышать? Да, очень неприятно и трудно жить без слуха. Слух для человека – это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их. Кожа внутри уха очень нежная, её легко повредить. Уши боятся громких резких звуков, грохочущей музыки. Педагог показывает слайд № 7 « Строение уха». (дети с педагогом рассматривают слайд) Педагог: Ребята, давай те вспомним, как нужно ухаживать за нашими ушами. Назовём некоторые правила. Если вы не хотите оглохнуть, не стоит включать музыку на полную громкость, так, чтобы "стены тряслись". Поэтому ни в коем случае нельзя ковырять в ушах острыми предметами. Чистить уши надо очень осторожно, мягкими ватными жгутиками. Показ слайда « Что надо делать, чтобы сохранить уши в порядке», «Как надо чистить уши». Педагог: Отчего могут болеть уши? Часто причиной боли в ухе бывает случайно попавшее туда постороннее тело. Дети из озорства засовывают что-нибудь себе или товарищам в уши. В результате простуды в ухе начинаются «стреляющие» боли. Неправильно сморкается, зажимает одну ноздрю. Когда сморкаешься, следует продувать обе ноздри одновременно. Много бывает разных причин, по которым болят уши. В любом случае, необходимо сразу обратиться к доктору ЛОРУ, а чтобы слух был хорошим нужно соблюдать правила. Как вы думаете, какие? Посмотрите на картинки и определите, что можно использовать для ухода за ушами? (называют, рассматривают предметы) - Защищай уши от ветра.
- Не допускай попадания в уши воды.
- Не ковыряй в ушах.
- Не заталкивай в уши посторонние предметы.
- Не кричи громко.
- Если в ухе возникла боль, немедленно обратись к врачу.
· Мой уши. Самомассаж « Ушки мои ушки». Звучит лёгкая, тихая музыка. Педагог: - Подходи ко мне, дружок, и садись скорей в кружок. 1 упр. - Ушки ты свои найди и скорей их покажи. Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закаливают вверх). Повторить 5-6 раз. 2. упр. - Ловко с ними мы играем, вот так хлопаем ушами. Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок. 3. упр. - А сейчас все тянем вниз. Ушко, ты не отвались! Захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает. Повторить 5-6 раз. 4. упр. - А потом, а потом покрутили козелком. Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок - выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20-30 секунд 5. упр. - Ушко, кажется, замерзло, отогреть его так можно. Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину. Повторить 5-6 раз. 6. упр. - Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра. - А раз кончилась игра, наступила ти-ши-на! Дети расслабляются и слушают тишину. Это называется массаж. Его нужно делать каждый день, чтоб улучшить работу органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Игра «Кто как слышит?» Любопытные факты о братьях наших меньших. Педагог: ***А знаете ли вы, кто лучше слышит: человек или кошка? (слух у кошки в три раза совершеннее слуха человека). *** Могут ли рыбы слышать? (уши у рыбы внутри, а не снаружи, как мы к этому привыкли). *** Как вы думаете, слышат ли нас насекомые? (для большинства насекомых мир беззвучен, но у сверчков, кузнечиков, саранчи, ночных бабочек есть слуховые органы. Только они расположены не на голове, а на ногах или даже на брюшке. Барабанные перепонки у сверчков и кузнечиков помещены на передних ногах. Двигая ногами в разные стороны, они стараются уловить, откуда идёт звук). *** Змея слышат…челюстями! У неё есть слуховая косточка, которая помогает ей улавливать звуки. Змеи хорошо видят, их глаза всегда открыты, нет подвижных век. Свою жертву замечает по движению. Показ слайда № 10 « Кто как слышит». Педагог: Вот, Ванечка ты всё слышал своими ушами, что рассказали тебе дети. Всё запомни! А теперь садись поудобнее, дети приготовили тебе сюрприз. Они хотят порадовать твои уши. Дети исполняют пьесу на музыкальных инструментах. Педагог: А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся, И какие же слова, говорим мы, уходя?... (Дети сами находят слова прощания). |