- Тип
урока. Интегрированное занятие
2. Цели
урока. Повышение интереса к традициям
русского народа (праздник Масленица)
3. Задачи
урока.
- Возрождать
интерес к обрядовым русским праздникам.
- Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
-
Закрепить представления о круге и умение находить его в окружающей
обстановке.
- Закрепить знания о перелетных и зимующих птицах
- Развивать общение и взаимодействие
ребенка со сверстниками;
- Формировать первичные представления о народных
традициях и праздниках.
- Формировать готовности к совместной деятельности со
сверстниками
- Формировать позитивное отношение к различным видам творчества.
4. Краткое
описание хода урока.
Дети заходят в
«Русскую избу», их встречает хозяйка.
- Здравствуйте гости дорогие, гости званные да желанные,
рассаживайтесь кому куда залюбуется, в нашей избе места всем хватит.
- Ребята, скажите, какое у нас сейчас время года? (Зима.)
- А какое время года наступит после зимы? (Весна.)
Много лет назад люди верили, что могут помочь Весне одержать
победу над Зимой, празднуя Масленицу.
Отсюда и особое значение символов, используемых в ходе
праздника: образ Солнца в виде катящегося и горящего колеса, в виде блинов,
каждый из которых похож на маленькое солнце.
-Скажите, а какой формы солнце, блины? (Круглой.)
-Посмотрите внимательно, что в «Избе» имеет форму круга?
Масленицу гуляют семь дней, за каждым днем закреплены
определенные действия:
•
понедельник – встреча;
•
вторник – игры;
•
среда – лакомка;
•
четверг – разгуляй;
•
пятница – ходили на блины;
•
суббота – посиделки;
•
воскресенье – прощеный день.
Встреча Масленицы Масленицу открывали ребятишки. Всех
встречных или приезжавших из города они спрашивали: «Везешь ли Масленицу?» Если
ответ был отрицательный, то они колотили встречного лаптями.
Также сооружали снежные горы, катались с них на санях.
Ходили по дворам с песнями и присказками сердцем
потешиться».
В понедельник делали из тряпочек женскую фигуру, одетую в
девичий наряд, в руках у нее блин и помазок.
Всю неделю катались с гор на лошадях, были кулачные бои,
возводились снежные города.
Давайте и мы с вами потешимся. Сыграем в русскую народную
игру «Зимующие и перелётные птицы»
Ход игры:
Дети надевают шапочки птиц (перелётных и зимующих).
На расстоянии друг от друга стоят две подставки: одна с
Солнышком, вторая со Снежинкой.
«Птицы» бегают врассыпную со словами:Птички летают, зёрна собирают.
Маленькие птички, птички-невелички.
После этих слов «перелётные птицы» бегут к Солнцу, а «зимующие» к Снежинке.
Дети рассаживаются по местам.
Центральная фигура праздника – сама Масленица, ее усаживали
в сани и возили с песнями:
Масленица – пышка
На улицу вышла
На гору кататься,
С ребятами драться.
В воскресенье Масленицу сжигали:
Масленица загорела,
Всему миру надоела.
Масленица, прощай –
На тот год опять приезжай!
Ребята, все эти народные традиции сохранились до нашего
времени.
И мы с вами тоже отмечаем праздник Масленица,
провожаем Зиму и встречаем Весну.
Сегодня мы сделаем с вами символ Масленицы - Солнце.
Нам понадобится: бумажная тарелка, цветная бумага, ножницы,
клей, краски и кисточка
Какого цвета солнышко? (желтое, оранжевое)
Из цветной бумаги желтого и рыжего цвета вырезаем
треугольные солнечные лучи.
Берем желтую бумажную
тарелку.
Переворачиваем ее.
Равномерно приклеиваем лучи с обратной стороны тарелки,
чередуя цвета.
Рисуем «солнцу» лицо.
О каком русском празднике мы сегодня говорили?
Какое событие праздновали на масленицу?
Какие символы Масленицы запомнили?
5.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др.
ученики в ходе урока.
Предметные:
Знать что
Масленица - это народный праздник встречи весны.
Уметь
изготавливать символ масленицы (солнце) из бумажной тарелки и цветной бумаги
Личностные: Пробуждение интереса к истории и культуре
своей Родины;
робуждение интереса к
истории и культуре своей Родины
Метапредметные:
Использование умений и навыков
различных видов познавательной деятельности