1. Тип НОД.
Культурно-досуговая деятельность «Удивительная планета»
2. Цели НОД. Формирование у детей представлений о
планете Земля, как общем доме человека, растительного и животного мира, о роли
человека в системе жизни на Земле.
3. Задачи НОД: закреплять знания детей о влиянии
человека на окружающую среду; развивать умение решать проблемные задачи;
закладывать основы бережного и заботливого отношения к природе; развивать
умение работать в команде.
4. Краткое описание хода НОД.
Ведущий. «Нам этот мир завещано беречь! Слайд 1-2
(Земной шар)
Для дружбы, для улыбок и для
встреч
В наследство получили мы
планету.
Нам этот мир завещано
беречь!
И землю удивительную эту!»
Земля действительно
удивительная. Слайд 3 (земной шар) Сколько на ней интересного: животные, растения,
насекомые. Какая земля разная: реки, горы, леса и поля, моря и океаны. Всюду –
жизнь! Сколько нужного и полезного она дает людям!
Ребята, что дает Земля людям? Выберите любое время года и расскажите про него, про его
признаки (каждая команда рассказывает о времени года по попавшейся иллюстрации). Слайд 4 (времена года)
Чего больше на нашей Земле суши или воды? (воды) Давайте поговорим о
воде. Слайд 5 (водоем) Для чего человеку нужна вода?
Человек очень часто пользуется водой, но не всегда думает о том, что ее нужно
беречь. Из-за чего загрязняются водоемы? (слив заводов, мусор, грязь от судов,
отлавливание рыбы, мытье машин) Слайд
6 (погибшая рыба)
Что можем сделать мы с вами, чтобы сохранить водоем чистым? (не бросать мусор)
А теперь давайте поговорим об одном
удивительном месте на земле, но чтобы узнать, что это за место – отгадайте
загадку. «Дом открыт со всех сторон, в доме - тысячи колонн. Над колоннами -
шатры, под колоннами - ковры. Там живут и на коврах, на колоннах и в
шатрах» (Лес) Слайд 7 (лес)
Проблемные ситуации
· 1.
Один волшебник решил создать лес. Сделал деревья, кустарники,
грибы, ягоды и запустил туда насекомых. Через некоторое время насекомые съели
весь лес. Почему?
2. Другой волшебник решил создать поле. Посадил там пшеницу,
рожь и запустил мышей. Через некоторое время мыши съели весь урожай. Почему?
Каждое живое существо должно чем-то или кем-то питаться. Травоядные животные
поедают растения, а их в свою очередь ловят хищники. И не потому что они
плохие, а просто они выполняет определенную природой роль, поедает ослабленных,
больных животных, тем самым все уравновешивая (пример с зайцем)
Игра «Пищевая цепочка» (дети с помощью карточек выкладывают
пищевые цепочки, объясняют свой выбор, правильность определяют с помощью слайдов) Слайды 8-10 (пищевые цепочки)
Девочки
исполняют танец цветов.
Следующее задание будет связано с цветами (ведущий читает отрывки из сказок с
описанием цветов «Аленький цветочек», «Дюймовочка», «Цветик-семицветик», дети
угадывают произведения)
Угадайте, о каком животном идет речь: лающее домашнее животное; птица, откладывающая яйца в чужие
гнезда; птичка-фонарик; мяукающее домашнее животное; красный жучок с черными
точками;
рыжая хищница; крупная дикая полосатая
кошка; дикая свинья; колючий зверек; летающие, лохматые любители меда.
(правильные ответы подтверждаются
слайдами) Слайд 11- 20
Где написан список редких и находящихся под угрозой
исчезновения животных, растений? Слайд 21
(красная книга)
(слайд 22) В лесу так же, как и в других местах необходимо соблюдать правила. Какие? (правильные ответы
подтверждаются слайдами)
Слайды
23- 25 (правила)
Игра «Если я приду в лесок» (дети идут по кругу, ведущий задает
вопросы. Если дети согласны, поднимают руки вверх и говорят «да». Если нет,
приседают и говорят «нет»)
Если я приду в лесок и нарву
ромашек?
Если съем я пирожок и выброшу
бумажку?
Если хлебушка кусок на пеньке
оставлю?
Если ветку подвяжу, колышек
поставлю?
Если разведу костер, а тушить не
буду?
Если сильно насорю, и убрать
забуду?
Если мусор уберу, банки закопаю?
Я люблю свою природу, я ей помогаю!
Задание «Правильное и
жестокое отношение к природе» (одна команда детей
выбирает карточки с неправильными, жестокими
действиями по отношению к природе, другая – с правильными и полезными,
размещают их в удобном для команд месте и объясняют свой выбор) Слайд
26,27 (жестокое и правильное отношение к природе)
Слайд 28 Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом,
беречь и любить все живое! Запомните, дети, что мы – частичка природы. Заболеет
лес или река, и нам тоже будет плохо. Не обижайте ни дерева, ни кошку, ни
муравья! «Земля - наш мир, Земля – наш
дом, Кораблик в океане звездном. Возьмемся за руки, друзья! Спасем наш мир! Пока
не поздно!»
5. Знания, умения,
навыки и качества,
которые актуализируют/закрепят/др. ученики в ходе урока. Это знания о правилах
поведения в природе, о взаимовлиянии природы и человека, о вреде, нанесенном человеком
природе, о защите природы; навыки коллективной работы в группе.
|