Пятый открытый профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе». Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание». Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В гости к трем поросятам» Цель: создание психолого-педагогических условий для развития и формирования математических знаний дошкольников. Задачи: Образовательная: закрепить состав числа десять из двух меньших чисел. Совершенствовать умение делить целое на части, сравнивать числа. Формировать умение использовать план для решения задач на ориентировку в конкретных условиях. Совершенствовать зрительное распознавание геометрических фигур и их отдельных элементов. С помощью графического диктанта закреплять умение разграничивать направления «лево/право», «вверх/вниз». Развивающая: развивать логическое мышление, мелкую моторику рук. Развивать связную монологическую речь. Воспитывающая: воспитывать интерес к занятиям математикой, умение работать в коллективе, в малых группах, прислушиваться к мнению сверстников. Активно включаться в коллективную игровую деятельность. Предварительная работа: Слушание аудио сказки «Три поросенка». Дидактические игры: «Поросята и серый волк»; игры с палочками; игры с двумя, тремя обручами; «считай - не ошибись»; «какая фигура лишняя и почему?» Настольная игра «Числовые домики». Материал: магнитофон, аудио запись «Звуки леса». Демонстрационный: мультимедийная презентация; Раздаточный: карточки с цифрами от 1 до 10; счетные палочки; обручи; набор осенних листьев; листы бумаги в клетку; простые карандаши. Ход занятия: СЛАЙД 1. (Картинка голубя с конвертом). -Посмотрите: голубь несет нам приглашение? Хотите отправиться в гости? -Только непонятно, кто же нас к себе приглашает. Давайте воспользуемся подсказкой и узнаем к кому мы пойдем. СЛАЙД 2. (Решение математических примеров). -Посмотрите и скажите, какое число пропущено? -Число восемь. -Правильно. А теперь будьте очень внимательны. Какое число надо вставить? - Молодцы! Верно. А теперь будем решать примеры. - Ваня прочти первый пример. - Пять плюс три равняется… - Кто уже посчитал? - Верно! Кто хочет прочитать следующий пример? Сколько получится? - От девяти отнять один будет…. - Правильно, восемь. - Денис, посчитай и скажи ответ этого примера. Ребята, поднимите руки те, кто с ним не согласен. - И так, сколько же будет? Этот пример можно решить быстрее, если не к двум прибавить шесть, а поменять числа местами. - Ответ этого примера покажите, пожалуйста, все на пальчиках. - Я очень рада! Никто из вас не ошибся. - Вот и последний пример. Сколько будет? - Правильно, тоже будет восемь. Вы странного ничего не заметили? - Действительно, результатом всех заданий было число восемь. Я думаю, что приглашение прислал нам тот, кто живет в доме номер восемь. СЛАЙД 3 . (Сказочные домики). - Ребята, кто же прислал нам приглашение? - Правильно, герои какой они сказки? - Как звали трех поросят? - Справились мы с головоломкой – приглашением? - Давайте дружно скажем: «Ай да мы молодцы! И отправимся в сказочный лес. - Я покажу схему нашего маршрута, а вы должны ее запомнить и выложить у себя на столе из палочек. Только тот, кто правильно выложит дорожку, окажется в сказочном лесу. Смотрите внимательно и запоминайте. СЛАЙД 4. (Дорожка). Демонстрация схемы 20 секунд. Затем дети приступают к выкладыванию дорожки из палочек на фоне звучания мелодии «Звуки леса». СЛАЙД 5. ( Сказочный лес). - Очень хорошо. Никто не сбился с пути. Посмотрите, как красив сказочный лес. Как легко дышится. Дыхательная гимнастика: 1«Если медленно подышим, то весь мир вокруг услышим» Стоя, опустить руки, сделать быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустить руки вдоль тела ладонями вниз. 2 «Ветер» (очистительное, полное дыхание). Стоя, туловище расслабленно. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. Задержать дыхание на 3-4 секунды. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. - Ребята, сколько счетных палочек пошло на строительство дороги? СЛАЙД 6. (Числовой «домик»). - Из каких пар чисел можно составить число 10? - В открытых «окошках» домика указана часть числа 10. Покажите мне вторую часть, используя карточки с цифрами. СЛАЙД 7. (Грибы и желуди). - Смотрите, поросята забыли корзинку. А в ней грибы и желуди. Число, обозначающее количество желудей находиться между числами 8 и 10. Сколько желудей? - А число, следующее за числом 9, обозначает количество грибов. Сколько их? - Ребята, что вы можете сказать о количестве собранных грибов и желудей? - Докажите, что вы правы. - Число 9 находится на числовом отрезке левее числа10. Значит оно меньше числа 10. - Как сделать, чтобы и грибов и желудей было поровну? - Верно. Все лето поросята резвились, беззаботно играли и задавали друг другу веселые вопросы: Назови пять дней подряд, не называя чисел и дней недели. - Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра. СЛАЙД 8 -10 (Решение занимательных задач). - На дубе висело 5 яблок, одно упало в траву. Сколько яблок осталось? - На дубе яблоки не растут. - Ниф-Нифу – 5 лет. Наф-Наф на год старше, а Ниф-Ниф на год младше. Сколько лет поросятам? - Нуф-Нуфу- 4 года, а Ниф-Нифу – 6 лет. - Ниф – Ниф выше Нуф - Нуфа, а Наф–Наф выше Ниф-Нифа. Кто самый высокий? - Наф - Наф. СЛАЙД 11. (Зрительное распознавание геометрических фигур и их отдельных элементов). - А в это время Наф-Наф приступил к строительству своего дома. Какой он строил дом? - Каменный. - Он нарисовал чертеж. Из каких геометрических фигур он состоит? - Сколько четырехугольников на чертеже? - Чем отличается квадрат от прямоугольника? - Какие еще четырехугольники, не изображенные на чертеже, вы знаете? - Ромб, трапеция. - Покажите вершины и углы треугольника. - А зима все приближалась. Слетали с деревьев последние листочки. СЛАЙД 12. (Игра с тремя обручами). Цель: формирование логической операции классифицирования по трем признакам. Перед началом выполнения упражнения устанавливаются области, определяемые тремя обручами: красный, синий, зеленый. Затем сообщается правило для классификации. - Скажите, в какой обруч, какие листья будите раскладывать. - В области пересечения красного и синего обруча, какие положите листья? - Покажите, где положите красные большие листочки овальной формы? - В этой области пересечения, какие должны быть листочки? и т. д. Дети самостоятельно раскладывают свои листочки в обручи на полу. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания детьми, при необходимости оказывает помощь. - Очень хорошо вы потрудились на славу. Можно и отдохнуть. Будем резвиться, танцевать, напевая песенку трех поросят. - Ребята, мы так шумели, что разбудили волка. СЛАЙД 13. (Сюжетные картинки по эпизодам сказки «Три поросенка»). - Расскажите, Что же произошло дальше, используя сюжетные картинки? СЛАЙД 14. (Работа с планом и картой). - Со всех бросились бежать поросята к дому старшего брата. – Покажите и опишите дорогу к дому Наф-Нафа. Есть три варианта. - Как вы считаете, какой маршрут самый короткий? - Благодаря Наф-Нафу спаслись поросята и погнали волка. СЛАЙД 15. (Картинка «Три поросенка»). - Но чтобы поросятам совсем не было страшно в лесу, предлагаю вам нарисовать им забор вокруг дома. Возьмите карандаши, листочки, поставьте точку и приготовьтесь. (Графический диктант. Цель: закреплять умение разграничивать направления «лево/право», «вверх/вниз»). Будьте внимательны: 1. Две клетки вправо. 2. Одна клетка вверх. 3. Одна клетка вправо. 4. Одна клетка верх. 5. Одна клетка вправо. 6. Две клетки вниз. 7. Две клетки вправо… -Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали! -Понравилось ли вам в гостях у трех поросят? Что было самое интересное? - Кто считает, что он занимался хорошо – возьмите себе веселого смайлика. - Почему ты считаешь, что занимался хорошо? - Что показалось трудным? - Какое задание для тебя было легче всего?
|