Тема: «Из чего
родилась музыка»
Задачи:
Образовательные
задачи: Формировать навыки выразительного пения, расширять певческий диапазон, замечать выразительные средства
музыкального произведения.
Развивающие
задачи: Развивать музыкальный слух, подвижность артикуляционного
аппарата,
соотносить пение с движениями, вызвать у детей радостный эмоциональный настрой.
Воспитательные
задачи: воспитание культуры поведения при прослушивание музыкальных
произведений и художественно-эстетического вкуса.
Связь
с другими образовательными областями: «Социализация» - формирование
представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве. «Коммуникация» -
развитие свободного общения со взрослыми и детьми, воспитывать доброжелательные
отношения и партнерские качества.
«Физическая культура» - развитие физических качеств через
музыкально-ритмическую деятельность.
Ход НОД.
Дети
заходят в музыкальный зал, где их встречает музыкальный руководитель в костюме
Феи музыки.
Фея.
(поет) Доброе утро солнцу и птицам, Олям, Таням, Петям, всем нашим детям.
Дети
(поют) Доброе, доброе, доброе утро!
Фея.
Я – Фея Музыки. Хочу пригласить вас в удивительный мир музыкальных звуков. А
попасть туда мы сможем с помощью вот этой волшебной дверцы, за которой вас ждет
царство звуков («серебряная арка»)
Звучит
волшебная музыка П.И. Чайковского «Вальс» («Лебединое озеро»)
Вы
слышите эти волшебные звуки? Они так и зовут нас не просто пойти, а
превратиться в красивых лебедей и полететь (дети бегут на носочках по залу,
плавно размахивая руками) А сейчас, те лебеди до которых я дотронусь волшебной
палочкой, будут выходить на середину и кружится, а потом «засыпать». Молодцы!
(садятся на стулья у фортепьяно)
Давайте
прислушаемся, ведь мы находимся в самом центре царства звуков.
Фонозапись
«Дерево рубят, оно падает»
Что
это за звук? Какой мы звук услышали?
(деревянный) Какой он?
Деревянный
звук, какой?
Он
стучащий и сухой
Теплый и трескучий,
Тихий
и дремучий.
(сопровождается
показом на интерактивной доске. Приложение № 1)
Давайте
попробуем сами изобразить его. (стучат по деревянным предметам)
А
это какой музыкальный инструмент? (деревянные ложки)
Фея
читает стихотворение.
«Ёжик» Г.
Виер
С
барабаном ходит ёжик:
Бум
– бум - бум!
Целый
день играет ёжик:
Бум
– бум - бум!
С
барабаном за плечами…
Бум
– бум - бум!
Ёжик
в сад забрёл случайно
Бум
– бум - бум!
Очень
яблоки любил он
Бум
– бум - бум!
Барабан
в саду забыл он
Бум
– бум - бум!
Ночью
яблоки срывались:
Бум
– бум - бум!
И
удары раздавались
Бум
– бум - бум!
Ой,
как зайчики струхнули!
Бум
– бум - бум!
Глаз
до зорьки не сомкнули!
Бум – бум - бум!
Какие
слова всё время повторялись в стихах? Сколько ударов барабана изображают эти
слова?
Давайте
пропоем и простучим ритмический рисунок при помощи деревянных ложек.
А
давайте прислушаемся, кажется еще какой-то звук. (стеклянный звон)
Два
стакана до обеда
Меж
собой вели беседу
Голос
наш тонкий, звонкий
Ледяной
и очень колкий.
С
легкостью летящий,
Хрупкий
и блестящий.
(сопровождается
показом на интерактивной доске. Приложение № 2)
Теперь
попробуем сами извлечь такой звук.
Дети
поют песенку «Поссорились чашка и блюдце» муз. С. Казанцевой
Поссорились
чашка и блюдце
Сейчас
они разобьются.
Скоро
на кухне, на полке
Будут лежать осколки
Не
ссорься напрасно
Это
очень опасно.
(дети
изображающие «блюдце» и «чашечку» мирятся)
Слышите,
какой-то звук. (запись церковных колоколов), (сопровождается показом на
интерактивной доске. Приложение № 3)
Что
это за звук? (металлический звон)
У
металла гулкий звук
Не
похож совсем на стук
Он
бывает и трубящий
И
призывный, и бренчащий.
Давайте
сами изобразим его. (дети бренчат монетами, затем стучат по металлическим
предметам)
Тише,
тише. Слышите. Ш…..К нам в гости пожаловали шуршащие звуки.
(сопровождается
показом на интерактивной доске. Приложение № 4)
Шелест,
шепот, шорох, шум.
Это
вам не бум, бум, бум.
Шур,
шур, ши-ши-ши
Тихо-тихо
пошуршим.
(шуршат
смятым листочком бумаги)
Дети
поют песенку «Шуршат осенние кусты» муз. С. Казанцевой
Шуршат
осенние кусты
Шуршат
на дереве листы.
Шуршит
камыш, дождь шуршит
И
мышь, спеша в нору шуршит
А
там тихонечко шуршат
Шесть
шустрых маленьких мышат. (приговаривают ш-ш-ш)
Вот
такие бывают звуки.
Все
на свете дети знают
Звуки
разные бывают
Журавлей
прощальный клик
Самолета
громкий рокот,
Гул
машины во дворе.
Лай
собаки в конуре,
Стук
колес и шум станка
Тихий
шелест ветерка.
Это
звуки – шумовые,
Только
есть еще другие:
Не
шуршащие, не стуки-
Музыкальные
есть звуки.
Я
- звук. Может, я чувствую себя перышком, тяжелым камнем, властной злой
королевой, добрым гномом. Кем именно - я не знаю, потому что каждый раз я
чувствую себя по – разному.
У
звуков тоже есть свое настроение. Вот послушайте:
«Танцующий
звук» - Жизнь порою вовсе не потеха
и весельем
надо дорожить.
Человек
танцует, радуется смеху,
А потом
чуть в танце он грустит.
Сейчас
мы с вами пропоем этот звук.
(схема
показана на интерактивной доске. Приложение № 5)
«Музыкальное
удивление» - У меня сегодня удивление-
Даже рот слегка мой приоткрыт,
Глаза широко раскрытые,
Я восклицаю
в тот же миг:
«О-о-о!»
Давайте
пропоем этот звук.
(схема
показана на интерактивной доске. Приложение № 6)
«Спокойствие»
- Посидим с тобою тихо,
Может час, а может два.
Мне спокойно, на
душе беззаботно, тихо, смирно,
Просто безмятежно
мне.
Сейчас
мы с вами пропоем этот звук.
(схема
показана на интерактивной доске. Приложение № 7)
«Молния»
- Разозлился не на шутку,
Брови сдвинуты мои.
Зубы стиснуты
И губы плотно сжаты, как и
кулаки.
И я кричу: «А-а-а!»
Давайте
пропоем этот звук.
(схема
показана на интерактивной доске. Приложение № 8)
Фея.
Еще музыкальные звуки живут в музыкальных инструментах. Во флейте, в скрипке, в
фортепьяно и других музыкальных инструментах.
Какие вы знаете музыкальные инструменты? Давайте посмотрим на доску и
назовем инструменты. (Приложение № 9)
А
теперь послушайте музыкальное произведение, в котором из множества звуков
получилась вот такая музыка.
Музыкальный
руководитель исполняет музыку Кемпферта «Путники в ночи»
Какая
по характеру эта музыка?
Видите,
сколько звуков нас окружает и чтобы их услышать, нужно только прислушаться,
потому что музыка не только окружает нас, она живет у нас внутри.
На
прощание я дарю вам вот такие нотки, которыми записываются все эти звуки, а из
звуков получается красивая музыка.
(Фея
дарит детям нотки, звучит музыка П.И.
Чайковского «Вальс» («Лебединое озеро») Дети превращаются в лебедей, летят к
волшебной арке и снова превращаются в девочек и мальчиков)
|