Четверг, 25.04.2024, 09:33
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Дошкольное образование » Музыкальные занятия

Конспект тематического музыкального заняти в подготовительной группе «Картинки с выставки»
[ · Скачать удаленно () ]
10.12.2014, 15:15

Название работы:   Конспект тематического музыкального занятия в подготовительной группе «Картинки с выставки»

Автор работы:

Чубукова Ольга Сергеевна, музыкальный руководитель БДОУ УР «ЦРР- д/с»

Аннотация работы:

Разработка направлена на содействие и помощь музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений в организации непосредственно – образовательной деятельности детей по музыкальному развитию в  условиях требований ФГОС дошкольного образования. Занятие ориентировано на ознакомление детей подготовительной  к школе группе с творчеством композитора Модеста Петровича Мусоргского. В работе представлены современные методические приемы работы музыкального руководителя по актуализации интеллектуальных и музыкальных способностей детей средствами ИКТ (путешествие по выставке с анимационным героем, в рамках которого дети знакомятся с произведениями композитора).

Краткое описание работы

Музыкальный руководитель вместе с анимационным героем Господином Артом приглашает детей на выставочную галерею, где представлены картины художника Виктора Александровича Гартмана. Все путешествие сопровождается музыкальными произведениями на тему «Картинки с выставки» Модеста Петровича Мусоргского. Дети вместе с Господином Артом знакомятся с такими произведениями искусства, как  « Быдло», «Старый замок», «Тюирилький сад», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Гном», а также с музыкальными произведениями «Прогулка», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Гном».   В занятие органично, согласно выбранной теме, включена работа с оркестром, пение и подвижные игры. Используемый фильм – путешествие способствует высокой мотивации и активизации познавательных способностей детей, развитию музыкальных навыков в разных видах музыкальной деятельности.

Цель:

Содействовать формированию музыкального вкуса детей.

Задачи:

Образовательные:

Учить детей выражать свое отношение к музыке, переживания, впечатления, возникшие  в процессе  слушания. Различать изобразительность в музыке, связывать её с характером музыкальных пьес.

Развивающие:

Способствовать развитию творческих, слушательских и исполнительских навыков детей в процессе музыкальной деятельности.

Способствовать развитию и закреплению связной речи посредством описания своих чувств, образов, возникающих при восприятии музыки.

Развивать у детей способность к импровизации.

Воспитательные:

Воспитывать бережное и доброжелательное отношение к природе и окружающим через музыкальную деятельность.

Ход занятия

Действия музыкального руководителя

Слайды и комментарии.

Звучит музыка в записи: подскоки, боковой галоп.

Дети забегают в зал подскоками, музыка меняется боковой галоп.

Музыкальный руководитель поет:

Здравствуйте, ребята!

Дети поют в ответ:

Музыкальный руководитель

 

Друг на друга посмотрите

И улыбку покажите

Как хорош сегодня день

Заниматься нам не лень!!!

 

На мои пальчики посмотрите

Что покажу – все повторите.

Паучок ходил по ветке, 
А за ним ходили детки.


(Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Дождик с неба вдруг полил, 
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).)

Паучков на землю смыл.
(Хлопок ладонями по коленям.)

Солнце стало пригревать,
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)


Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

 

Ребята, сегодня с утра, когда я шла к вам на занятие, я встретила господина Арта – хранителя картинной галереи. Я рассказала ему, что у нас сегодня музыкальное занятие, и он пригласил нас всех на выставку картин. Вы знаете, что это такое выставка?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель

Верно, выставка – это показ картин.

Вы хотите отправиться на выставку картин?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель

Хорошо, только где же господин Арт?

 

 

На экране появляется видеофильм, который музыкальный руководитель останавливает для беседы с детьми. 

Господин Арт:

Здравствуйте, ребята! Я – господин Арт – хранитель картиной галереи. Приглашаю вас на выставку картин. Вы согласны?

Тогда чего же вы ждете? Подходите ближе. Не стесняйтесь.

(Звучит музыка прогулка)

Дети и музыкальный руководитель проходят на стульчики.

Музыка стихает.

Господин Арт:

«Дорогие, ребята! Добро пожаловать в Императорскую академию художеств на выставку работ художника и архитектора, Виктора Александровича Гартмана.

(в видеофильме появляется портрет Гартмана). Но это необычная выставка. На этой выставке вы не только увидите картины, но ещё и услышите их.

А на выставку нас поведёт неторопливая музыка, которая называется «Прогулка». Эту музыку вы уже слышали, ее сочинил русский композитор Модест Петрович Мусоргский(изображение Мусоргского) .

Он так же как и мы с вами однажды посетил эту выставку. И она настолько ему понравилась, что он   сочинил к картинам музыкальные пьесы, которые назвал «Картинки с выставки». 

Звучит музыка Прогулка, слайд шоу картин Виктора Александровича Гартмана.

Итак, перед вами изображение старого средневекового замка. Картина так и называется «Старый замок».

А эта картина называется «Тюильрийский сад». Рассмотрите, пожалуйста, картину. Что изображено на ней?

Дети отвечают.

Все верно, но если быть точнее, то на картине изображён сад во дворце города Парижа.

Эта картина называется «Быдло». Здесь изображена телега, запряжённая быками.

Чтобы узнать героя следующей картины, вам нужно разгадать загадку, слушаете внимательно:

Явился в жёлтой шубке:

Прощайте, две скорлупки!

Кто-же это? (ответы детей)

Верно! Эта картина называется

«Балет невылупившихся птенцов».

Ребята, как вы думаете, что они делают?

Дети отвечают.

Молодцы, ребята! А  более подробно об этой картине нам расскажет музыка  Модеста Петровича Мусоргского.

Я предлагаю вам настроиться на тишину и внимательно послушать пьесу «Балет невылупившихся птенцов» и определить,  какие по характеру птенцы изображены композитором?

Слушание «Балет невылупившихся птенцов»

Музыкальный руководитель

Ребята, какие по характеру птенцы получились у композитора Модеста Петровича Мусоргского?

Дети отвечают:

забавные, смешные, веселые

Музыкальный руководитель

Я предлагаю вам еще раз послушать музыкальную пьесу и представить, что делают птенцы под эту музыку? 

Слушание «Птенцы»

Музыкальный руководитель

 Что делают птенцы под эту музыку?

 

Дети отвечают: играют, встряхивают крыльями….

Музыкальный руководитель

Потряхивают маленькими не обсохшими крылышками, переминаются с ножки на ножку и тихонечко попискивают тоненькими голосками. Здесь почти вся музыка наполнена ими. Все время они звучат — остренькие и будто дрожащие нотки. Понемножку, постепенно учатся прыгать и взмахивать крылышками маленькие, еще не до конца вылупившиеся птенчики. 

 

Музыкальный руководитель

Ребята, внимательно посмотрите на форму скорлупы птенца.  На какую букву она похожа.

Дети отвечают: на букву «о»

Верно. Я предлагаю вам своим голосом нарисовать яйцо. Я буду рисовать в воздухе, а вы помогайте мне голосом. Чем выше будет подниматься моя рука, выше будет ваш голос, а если рука будет опускаться вниз, то и голос ваш будет ниже. Будьте очень внимательны. 

Упражнение «Рисуем голосом картинки»

 

Музыкальный руководитель

А кто готов  продолжить танец птенчика с помощью буквы «О»?

Например: «О –ОО-ОО»

Дети импровизируют.

 

 

Господин Арт:

Хм…Молодцы, ребята! Чудесные получились мелодии!  Продолжим нашу экскурсию и пройдём к следующей картине.

(Изображение гнома)     

 

Жили-были где-то гномы

Да  далеко от нас...

Ростом хоть не больше кошки,

А внушали страх…

Музыкальный руководитель

Ой, ребята, к какой необычной картине нас привел господин Арт.  Скажите, пожалуйста, кто изображен на ней?

Дети отвечают:

Гном

Музыкальный руководитель

Верно, ребята, а гном настоящий или сказочный человек?

Ответы детей

Музыкальный руководитель

Ребята, а как вы думаете, чем занимаются гномы?

Ответы детей

Музыкальный руководитель

Да, гномы добывают драгоценные камни под землей, в пещерах.

Музыкальный руководитель

Ребята как вы думаете, какое настроение у этого гнома? Почему вы так считаете?

Ответы детей

Музыкальный руководитель

Хорошо, ребята, внимательно послушайте музыкальную пьесу Модеста Петровича Мусоргского «Гном» и подумайте какое настроение передает композитор?

 

Слушание «Гном»

 

Музыкальный руководитель

 Какое настроение передает музыка?

Ответы детей

Музыкальный руководитель

Да, сначала может показаться, что гном сердитый и злой. Но, если прислушаться, то можно услышать, что настроение Гнома меняется:  он то сердитый, злобный, то унылый и тоскливый.

Я предлагаю еще раз послушать эту музыкальную пьесу и представить, что делает гном под эту музыку.

Музыкальный руководитель

Включает в записи «Гном».

Музыкальный руководитель

Ребята, что делает гном под эту музыку? Ответы детей

Музыкальный руководитель

Можно представить,  как гном переваливается, немного бежит, затем остановится. Потом мы слышим, что гном устал, пошёл медленнее и всё так же старательно и неуклюже. Может быть гном в чем – то сомневается или осторожничает,  прислушивается, а в конце как будто бы даже плачет.

Но, не смотря на то, что этот гном грустный, я думаю, что гномы в целом, очень веселый народ и они любят играть на различных музыкальных инструментах. Посмотрите, у нас есть молоточки, хотите мы  с вами попробуем на них поиграть, как бы это сделали гномики. 
 

Ритмическая игра с палочками.

Музыкальный руководитель

Молодцы ребята.

А может быть мы подбодрим нашего гнома и споём про него небольшую песенку. Обращает внимание на посадку детей.

 

Попевка «Гном» (терция) 

Мы построим дом, дом, 
Будем жить мы в нём, нём. 
Самый добрый гном, гном, 
Бережёт наш дом, дом. 

Музыкальный руководитель

Молодцы, ребята! Вы постарались передать весёлое настроение гнома. Гном оставил нам в подарок свой колпачок. Наверное, чтобы мы с ним поиграли. Хотите?

Во время звучания музыки шапочку передаем по кругу. На ком музыка остановится – тот одевает шапочку и выходит танцевать в круг, а все остальные  дети похлопают в ладоши.

Игра «Шапочка гномика»

 

 

 

Господин Арт:

Прелестно, просто чудесно…  я видел, как вы весело танцевали…, ну что ж, продолжим  экскурсию и пройдём к следующей картине.

Ой, кажется,  мы попали в дремучий тёмный лес. Там домик на курьих ножках.

Как вы думаете ,чей это домик?

Дети отвечают:

Бабы яги

Господин Арт:

Да, это «Избушка на курьих ножках». Ребята, внимательно  послушайте музыкальную пьесу Модеста Петровича Мусоргского и постарайтесь определить, какое настроение  у Бабы Яги?

Слушание «Избушка на курьих ножках»

Музыкальный руководитель

Ребята, какое настроение вы услышали в этой музыке?

 

Дети отвечают:

 тревожное, злое, сердитое, настороженное

 

Музыкальный руководитель

Да ребята, вы правы эта музыка быстрая, громкая, колючая, острая, таинственная, не добрая, сердитая.

 

Ребята, предлагаю еще раз послушать это музыкальное произведение и представить, чем занимается баба Яга?

 

Слушание «Избушка на курьих ножках»

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель

Баба Яга кричит, топает ногами от злости. Затем летит по небу, колдует.

Ребята, я думаю, что не надо бояться Бабу Ягу. Она может быть  доброй и смешной. Про нее в народных играх даже сложена забавная прибаутка- дразнилка:

Бабка Ежка

Костяная ножка

С печки упала,

Ногу сломала,

Побежала в огород,

Напугала весь народ,

пошла на улицу ,испугала курицу.

Вышла на лужайку – испугала зайку.

Хотите поиграть в эту игру. Кто хочет изобразить злую, сердитую Бабу Ягу?

(предложить детям изобразить Бабу Ягу и выбрать того, кто выразительнее всех изобразит этот музыкальный персонаж.)

Игра. «Бабка - Ежка»

Бабка Ежка

Костяная ножка

С печки упала,

Ногу сломала,

Побежала в огород,

Напугала весь народ,

пошла на улицу испугала курицу.

Вышла на лужайку –испугала зайку.

Раз, два, три -беги

(игра проводится 2-3раза)

После игры дети садятся на стульчики.

 

 

Господин Арт:

Молодцы, ребята! Как дружно вы играли. На сегодня все, но это еще не конец. На следующем занятии мы продолжим нашу экскурсию.

А пока… спасибо за внимание

Мне пора – всем до свидания!

Музыкальный руководитель

Вот и закончилась наша экскурсия.

Ребята, кто запомнил, с какими картинами мы сегодня познакомились?

Дети отвечают:

Быдло, старый замок, тюирилький сад, балет невылупившихся птенцов, избушка на курьих ножках, гном.

Музыкальный руководитель

Верно, а кто запомнил, как звали художника, который написал эти замечательные  картины?

Дети отвечают: Виктор Александрович Гартман.

Музыкальный руководитель

Ребята, с творчеством какого композитора мы сегодня познакомились?

Дети отвечают: Модест Петрович Мусоргский

Музыкальный руководитель

Какие музыкальные пьесы Модеста Петровича Мусоргского мы сегодня послушали?

Дети отвечают: прогулка, балет невылупившихся птенцов, избушка на курьих ножках, гном.

 

Музыкальный руководитель

Понравилась вам экскурсия по галерее? А что больше всего понравилось? Расскажите, почему понравилось?

Дети отвечают

Музыкальный руководитель: 

Ребята, на этом музыкальное занятие закончилось.

Сейчас я приглашаю в группу, где вы  сможете нарисовать свои впечатления о выставке. А чтобы точнее передать образ героев, я приготовила вам диск с музыкальными произведениями.  Слушайте и наслаждайтесь музыкой Модеста Петровича Мусоргского. 

Музыкальный руководитель пропевает:

«До свидания».

Дети попевают в ответ.

Дети выходят под музыку Мусорского «Прогулка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Музыкальные занятия | Добавил: crrds
Просмотров: 2953 | Загрузок: 570 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]