«Моя малая Родина»
образовательная область:
познавательно - речевая
Интегрированное
занятие для детей 5-6 лет
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить
детей с достопримечательностями п.г.т. Алексеевское, продолжить знакомить с
понятием род, родители, Родина.
Развивающие:
Продолжить
развивать чувства патриотизма,
долга перед Родиной.
Воспитательные: Воспитывать любовь к родному
краю к близким людям.
Интегрирование: развитие речи, ознакомление с окружающим, художественная литература
Образовательная область: Коммуникация
Цель: развитие
речевой культуры ребенка дошкольного возраста.
Предварительная работа
с детьми: чтение художественной литературы, беседы о семье и членах семьи,
разучивание физминутки, рисование на тему «Как я помогаю близким», экскурсия по
посёлку.
Домашнее задание детям: выучить поговорки и пословицы о
семье, о Родине.
Методические приемы:
— беседа;
— вопросы, задания,
— игровые приемы;
— проблемные ситуации;
— практические действия.
Оборудование и
материалы:
демонстрационный материал: Символика
посёлка Алексеевское, слайды, проектор, экран, ноутбук.
Ход занятия.
Вводная часть. Дети сидят полукругом
коммуникативная игра « Здравствуйте» Дети здороваются пальчиками. Прикасаясь
друг к другу большими пальцами, они поют слово
« Здравствуйте!» низким голосом. Если здороваются мизинцами, то
интонируют « Здравствуйте» высоким голосом. Можно здороваться большим и
указательным пальцами или большим и мизинцем, соответственно, пропевая первый
слог низко, а второй высоко.
Воспитатель: Семья - это слово родное!
Сколько
там света, добра и тепла!
Как мы
гордимся своими родными
За все их
заслуги. За все их дела!
Глаза
материнские нас согревают,
Как солнца
лучи, они горячи!
А руки отца от беды заслоняют.
Забота
родных - как солнца лучи! Воспитатель: О ком говорится в этом стихотворении?
Дети: О семье.
Основная
часть:
Воспитатель: А ещё их можно назвать родственниками. Подумайте и скажите: кого
называют родственниками? Дети: Бабушек,
дедушек, пап, мам, тётю, дядю.
Воспитатель: правильно. Родственниками называются близких по родству
людей.
А что обозначают слово « род»?
Род - это одна большая семья. Каждый род имеет своё начало. Самый
уважаемый
считается самый старый по возрасту член семьи.
Воспитатель: Кто самый уважаемый родственник в вашей семье?
Дети бабушка, дедушка. Потому - что они дольше всех прожили и всё
знают. Мы всегда обращаемся к ним с разными вопросами. Они советуют как
поступить, помогают во всём. Воспитатель: Правильно. А ещё мы уважаем и любим
их за то, что они дали жизнь вашим родителям, а ваши родители вам. Пока не было
вас. Ваши родители назывались детьми, А как они стали называться с вашим
рождением? Физкультминутка: Всюду вместе мы с братишкой,
Мишка в садик, я за Мишкой.
Мишка в дом, и я туда,
Мишке -горе, мне беда.
С Мишкой вместе мы играем
Вместе в доме убираем,
Вместе бродим под дождём,
Вместе маму с папой ждём.
Не могу никак без Мишки.
Близнецы мы с ним - братишки!
Чтобы дети не оставались дома одни, вас
приводят в детский зад, где много разных людей. Детей и взрослых. Всем вам
хорошо, когда заботитесь друг о друге, приветливо здороваетесь, прощаетесь,
благодарите за оказанную услугу, замечаете плохое настроение других. В детском
саду есть добрые заботливые люди- воспитатели. Они знают много интересного.
Чему учат вас воспитатели?
Дети: Лепить, рисовать, играть, считать, пересказывать сказки, учить стихи, считалки.
Воспитатель: Есть няня - она наводит чистоту, кормит детей. Есть повар -
он готовит еду, заботится о том, чтобы вы быстрее росли.
В детский сад ходят не только потому, что в детском саду много
интересных занятий, и многому можно научиться.
Пальчиковая гимнастика:
Пальчики
могут не только играть,
Они могут
маме во всём помогать.
Могут
посуду помыть. Постирать,
Гвозди
забить и квартиру убрать.
Всё
сделают быстро они и умело,
Смело
возьмутся за смелое дело!
Предлагаю детям рассмотреть репродукции с
картины (звучит тихая музыка П.И. Чайковского, что создаёт определённый
эмоциональный настрой)
Подвожу детей к выводу о том,
что всё, чем они сейчас любовались - это хорошо знакомые картины природы родной
земли. (Слайды № 1 - № 18)
Предлагаю детям прочитать
любимые стихи о родной природе.
Обращая внимание детей не
только на красоту природы, но и на любовь и бережное , трепетное отношение
поэтов к родному краю.
Чтение стихов о Родине детьми
Родина-это поля под луною
Голос - ручья в тишине.
Самое, самое в жизни родное.
Всё, что вокруг и во мне.
Родина - это далёкие звёзды,
И над рекою откос.
Чистое золото осени поздней,
Шум белоствольных берёз.
Вот земля родная.
Милые
края
Светлая,
большая,
Родина
моя!
Как велика моя земля
Как широки просторы.
Озера, реки и поля
Леса и степь и горы.
***
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья.
И тропинка и лесок
В поле чистый
голосок
Речка, небо голубое
Это всё моё родное.
***
Слышишь песенку ручья-
Это Родина
моя!
Детский
сад - мои друзья
Это родина моя!
Чтение воспитателем
стихотворения М. Матусовского « С чего начинается Родина?»
Воспитатель:
а что значит слово Родина? Дети: Это где мы живём?
Это мама и моя семья,
Это детский сад, это наш
посёлок, где мы живём! Воспитатель: В какой республики мы живём?
Дети: В республики Татарстан.
Воспитатель: Столица Татарстана.
Дети: г. Казань.
Воспитатель: Покажите государственный флаг, и государственный герб
республики Татарстан.
Воспитатель: Как называется наш посёлок?
Дети: Алексеевское.
Воспитатель: Покажите флаг и герб посёлка Алексеевское.
Дети подходят к карте РТ и мы находим и столицу РТ и наш посёлок.
Воспитатель: Алексеевское расположено в центральной части РТ, на левом
берегу Камы.
Наш район граничит с Чистопольским, Аксубаевским, Алькеевским, Спасским
районами.
По Алексеевским землям проходит федеральная трасса Казань-Оренбург. Так
называемый
Оренбургский тракт. Край наш лесостепной, в целом характеризуется
равнинной
поверхностью с преобладанием черноземных подзолистых почв, с развитой
речной сетью.
В нашем посёлке много различных улиц. Назовите свою улицу, на которой
вы
проживаете?
Дети называют свой домашний
адрес. У нас очень много разных
организаций, в которых производят и продукты питания: хлеб, колбасу и
т.д. Так же
производят кирпич.
Какой завод у нас производит кирпич?
Дети: кирпичный завод.
В Алексеевском много детских садов и школ, есть и музыкальная школа,
где дети учатся играть на музыкальных инструментах: пианино, скрипке, баяне.
Так же есть парк победы, где находится памятник погибшим солдатам в годы
Великой отечественной войны. Люди разных национальностей.
Люди каких национальностей проживают в Алексеевском?
Дети: Это русские, татары, чуваши, мордва, армяне.
Умницы.
Город, посёлок, деревня - где родился человек, называется его малой
Родиной. Все любят своё родное село, тоскуют по нему, когда куда-то уезжают.
Много делают для того, чтобы оно стало лучше. У каждого города, села есть своё
имя, день рождения, малая Родина - мой дом, двор, улица, дорога от дома к
детскому саду. В селе много улиц, они тоже имеют свои названия.
У каждого человека есть семья: мама, папа, брат, сестра, бабушка,
дедушка. Папа и дедушка - мужчины, брат - мальчик; они носят мужские имена.
Мама и бабушка - женщины, сестра - девочка. Они носят женские имена. А семье
все заботятся друг о друге, друг другу помогают. Чтобы в семье было всё хорошо,
члены семьи выполняют обязательные правила. Желают доброго утра, спокойной ночи,
приятных снов, просят прощения за предоставленные неудобства, благодарят за
заботу.
Воспитатель: Дети давайте найдём ещё раз наш посёлок на карте.
Республика большая, а посёлок Алексеевское маленький. Так, что же больше
республика или наш посёлок? Чей он посёлок Алексеевское?
Дети: Наш.
Мы - хозяева. Хозяева должны беречь свой посёлок, заботится о нём. Если
бы все и дети и взрослые не бросали на улице обёртки от конфет, стаканчика от
мороженного, бутылки, пакеты, не ломали бы скамейки, то наш посёлок был бы
чистым, удобным и красивым. Человек сам решает как ему поступить, хорошо или
плохо. И вы
тоже сами решаете. Можно ли бросать мусор, вставать на скамейку ногами.
Каким будит наш район посёлок Алексеевское, зависит от нас.
С каждым годом хорошеет наш посёлок Алексеевское. Мы все должны гордиться,
что живём в таком большом и красивом посёлке, что посещаем детский сад «
Ромашка». Дети рассказывают стих о детском саде.
Есть на свете детский сад,
В этот сад идти я рад.
Здесь и летом и зимой,
Все друзья мои со мной.
Здесь растут не вишенки,
А Анечки да Мишеньки,
И шумят не веточки
А Иры, Димы, Леночки.
Хорошо живётся тут!
А в саду у нас растут
Не черешни и не груши
Саши, Оли и Катюши.
Наш любимый садовод,
Всех по имени зовёт.
Воспитательница наша
С нами пляшет и поёт.
Вот какой здесь чудо сад
Для таких, как мы ребят!
Заключительная часть: Вот на такой оптимистической
ноте мне хотелось бы закончить занятие. Я очень рада, что вы поняли, что такое
« Родина» для человека.
Дети исполняют песню « У моей
России».