Конспект непосредственно образовательной деятельности
по развитию речи с использованием ИКТ
для детей старшей компенсирующей группы
Лексическая тема: «Овощи»
Составила:
воспитатель 1
квалификационной категории
Боброва Нина Анатольевна
Тема: «Однажды хозяйка с
базара пришла»
Цель: Расширять и активизировать словарь
детей по теме «Овощи»;
Обогащать речь детей глагольным словарём;
Учить подбирать слова с уменьшительно-ласкательным
значением;
Формировать навыки составления
описательного рассказа с опорой на схему. Развивать внимание, память, мелкую
моторику, логическое мышление (понимать образный смысл загадок),
Оборудование: мультимедийная
презентация по теме, проектор, ноутбук, экран, муляжи овощей, чудесный мешочек,
мяч, схема описания по теме.
Предварительная
работа: рассматривание иллюстраций, картинок по теме, разучивание хоровода
«Огородная хороводная», пальчиковые игры, отгадывание загадок, дид. игра
«Витаминная семейка», чтение Б.Заходера «Помидор»
Организационный
момент. (слайд 1)
Воспитатель в образе
хозяйки читает стихотворение
Хозяйка однажды с базара
пришла.
Хозяйка в корзинке домой
принесла.
Картошку, капусту,
морковку, горох,
Петрушку и свёклу. Ох!
В: Давайте
перечислим, что в корзинке принесла хозяйка?
Д: Картошка, капуста,
морковка, горох, петрушку и свёклу
В: Молодцы правильно
В: А как назвать эти
предметы одним словом? (слайд 2)
Д: Овощи.
В: В какое время года
собирают урожай овощей?
Д: Осенью.
В: Где растут овощи?
/на грядке, в огороде, в поле/ (слайд 3)
В: Вот мы сейчас с вами в огород и
отправимся.
В: Отгадайте мои загадки и узнаете, какие
овощи я вырастила
Загадки: (слайд 4)
Под землей птица
гнездо свила, яиц
нанесла, /картофель/
Телятки гладки
Привязаны к
грядке. /огурцы/
Как на нашей грядке выросли загадки,
сочные, да круглые, вот такие круглые.
Летом зеленеют, осенью краснеют, /помидоры/
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи,
Меня в них ищи. /капуста/
Маленький, горький, луку брат.
/чеснок/.
Сидит дед, во сто шуб
одет.
Кто его раздевает, слезы
проливает. /лук/
Красная девица сидит в
темнице,
а коса на улице. /морковь/
Ни окон, ни дверей,
Полна горница
людей. /тыква/
В: Молодцы ребята! Вот какие овощи я
вырастила!
В: Помогите мне убрать урожай.
Как убирают урожай?
(слайд 5)
Картошку - выкапывают,
морковь – выдёргивают,
капусту -срезают,
помидор - срывают,
огурец - срывают,
свеклу - выкапывают,
лук - выдёргивают.
В: Как много мы
собрали овощей, где хранятся овощи зимой?
Д: В овощехранилище.
В: А что мы можем из
овощей приготовить?
Д: Салат, борщ, щи, овощи
консервируют, солят на зиму.
В: Помогите мне пожалуйста засолить
капусту. (слайд 7)
Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»
В: Чем полезны овощи? (слайд 8)
Д: В овощах много витамин А
И С
Витамин А находится в овощах: в морковке,
помидорах, салате, тыкве;
Витамин С находится в овощах: в капусте,
картошке, луке, помидоре, горохе.
В: Предлагаю вам
поиграть в игру «Большой - маленький» /с мячом/(слайд 9)
Я вам буду бросать мяч и называть большой
овощ, а вы мне будите возвращать его и называть маленький овощ. Дети становятся
в круг
Помидор - помидорчик;
огурец - огурчик;
лук - лучок;
морковь - морковочка;
картошка – картошечка;
капуста - капусточка.
В: Я вам предлагаю поиграть в игру «4-й
лишний» вот я сейчас и проверю, как вы знаете овощи (слайд 10)
В: Славно мы потрудились, а теперь давайте
отдохнём
Физминутка хороводная «Огородная -
хороводная» с музыкальным сопровождением (слайд 14)
Есть у нас огород,
Там своя морковь растет!
Вот такой ширины,
Вот такой вышины!
Ты, морковь, сюда спеши,
Ты немного попляши!
А потом не зевай
И в корзину полезай!
Есть у нас огород,
Там зеленый лук растет!
Вот такой ширины,
Вот такой вышины!
Ты, лучок, сюда спеши,
Ты немного попляши!
А потом не зевай
И в корзину полезай!
Есть у нас огород,
И капуста там растет!
Вот такой ширины,
Вот такой вышины!
Ты, капуста, к нам спеши,
Ты немного попляши,
А потом не зевай
И в корзину полезай!
Есть у нас грузовик
Он не мал, не велик.
Вот такой вышины, вот такой ширины.
Ты шофёр сюда спеши и немножко попляши.
А потом не зевай, увози наш урожай.
В: А сейчас мы с вами будем
описывать овощи, поможет нам вот такая схема. (слайд 15)
- Вы должны рассказать:
- как называется овощ?
- где растёт?
- какой формы, цвета,
величины и вкуса.
- что можно из него
приготовить?
В: У меня есть вот такой чудесный
мешочек, из него вы будите доставать овощ и описывать его.
Например: капуста растет в
огороде на грядке; она зеленая, круглая, большая, сочная, ее солят на зиму.
Описательный рассказ 3-4 детей
Пальчиковая гимнастика «В огороде много
гряд». (слайд 16)
В огороде много гряд,
Тут и репа, и салат.
Здесь и свекла, и горох,
А картофель разве плох.
Наш золеный огород
Нас прокормит целый год.
|
На каждый слог поочередно соединяем
указательный средний, безымянный и мизинец, с большим пальцем и проговариваем
текст. Делаем сначала правой, затем левой рукой потом обеими вместе.
|
В: Вот мы и опять с вами повторили название
всех овощей. (слайд 17)
Скажите ребята, о чем мы
сегодня говорили, в какие игры играли?
Воспитатель хвалит
детей.
|