Пятница, 14.12.2018, 13:09
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Другие направления педагогической деятельности » Педагогические советы, собрания, методические объединения

Эффекты использования ИКТ в раннем возрасте. Отношение к этой проблеме семьи и ДОО
[ · Скачать удаленно () ]
13.11.2013, 23:35
Эффекты использования ИКТ в раннем возрасте. Отношение к этой проблеме семьи и ДОО Появившись на свет, маленький человечек отделяется от матери физически, но биологически связан с ней еще очень долго. Завершая период младенчества, и приобретая некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым. А вот следующим этапом психологического отделения от мамы, происходит уже в раннем детстве. Раннее детство - это особый период в жизни ребенка. В этот момент происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладываются основы для формирования и становления ребенка как личности. Главными новыми приобретениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельностью. Развитие, которое происходит с ребенком за первые три года, очень значительно. Многие отечественные и зарубежные психологи называют этот возраст золотой серединой психического развития человека. Родившись, ваш маленький «комочек» плачет, растёт, познаёт мир. Пришло время, и вот он уже начал ходить. Это новое, как для него, так и для вас. Но и на этом, его развитие не останавливается. За одним испытанием, новое испытание - ребенка как подменили. Он капризничает, упрямится, с ним трудно договориться даже в мелочах. Но главное, в этом возрасте ребенок овладевает тем умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Именно в раннем возрасте ребенок впервые открывает, для себя тот замечательный факт, что все в мире людей имеет свое название и предназначением. Через речевое общение с взрослыми ребёнок приобретает в десятки раз больше информации об окружающем его мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств. Благодаря речевому взаимодействию с взрослыми, ребенок из биологического существа, превращается, по своим поведенческим и психологическим качествам в человека, а к концу раннего детства в личность, появляются личные действия и сознание "Я сам", проявление "Я" ребенка. Ну вот, мы разобрались во всех аспектах развития детей раннего возраста. Теперь можно приступать к изучению проблемы. А проблема заключается в том, что для разностороннего развития ребёнка в современном мире невозможно без использования современных мультимедиа технологий. Но отношение семей воспитанников и педагогов – противоположно разные. Рассмотрим сначала педагогический аспект на проблему. К числу используемых в дошкольной организации современных образовательных технологий можно отнести: 1. здоровьесберегающие технологии; 2. технологии проектной деятельности; 3. технология исследовательской деятельности; 4. информационно-коммуникационные технологии; 5. личностно-ориентированные технологии; 6. технология портфолио дошкольника и воспитателя; 7. игровая технология; 8. технология «ТРИЗ» и др. Конечно в раннем возрасте не все эти технологии используются. Из всех вышеперечисленных технологий, в группах кратковременного пребывания используются здоровьесберегающие технологии (это: медико-профилактические технологии, физкультурно-оздоровительные технологии, технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, педагогическая технология активной сенсорно-развивающей среды и технология обучения здоровому образу жизни ребёнка и семьи в целом). В технологии проектной деятельности, очень активно педагоги используют - «игровые» технологии. Но на данном этапе, для того чтобы привлечь родителей к вопросам воспитания и обучения детей раннего возраста, мы активно используем «конструктивные учебные» технологии. В нашей ДОО регулярно проходят детско-родительские проектные конкурсы «Осенняя мастерская», «Мастерская деда Мороза», «Пасхальная мастерская». Участвуя в таких конкурсах, родители совместно с детьми создают конкретные полезные вещи: сколачивание скворечника, устройство клумб, поделки для оформления групп. Технология исследовательской деятельности в раннем возрасте используется в виде простейших опытов «Тонет - не тонет», «Снег – вода», «Гремит – не гремит» и т.д. Современный мир, в котором растёт современный ребенок, удивителен, безграничен и непонятен. Многие родители росли совершенно в другом мире. И к современному педагогу предъявляется новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.). Для того чтобы идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, повысить свой профессиональный уровень в и компетентность родителей в вопросах воспитания детей раннего возраста необходимо пересмотреть все направления работы детского сада в контексте информатизации. Поэтому ДОО предъявляет следующие требования к компьютерным программам : 1. Исследовательский характер 2. Легкость для самостоятельных занятий детей 3. Развитие широкого спектра навыков и представлений 4. Возрастное соответствие 5. Занимательность. Наши педагоги разработали следующий список обучающих технологий для детей раннего возраста: 1. Обучающие программы для развития воображения, мышления, памяти, обязательно с учётом возрастных характеристик, которые обязательно должны быть указаны на любой (сертифицированной) обучающей программе; 2. Так называемые «Подражающие» говорящие программы, где ребёнок нажимая на кнопки может звукоподражать тем или иным звукам животных, или словам взрослого которые он произносит в микрофон и программа запоминает и просит малыша повторить; 3. Простейшие графические редакторы – так называемые графические доски, на которых ребёнок не боясь испортить чистый лист бумаги, может нарисовать стилусом любой рисунок и потом его стереть; 4. Игры-путешествия, в раннем возрасте нужно выбирать очень осторожно. Ребёнок не имеет большого представления об окружающем его мире, и поэтому необходимо свести игры – путешествия к понятному для ребёнка уровню. Примером может служить путешествие «Найди дом». Где ребёнок правильно поселить животных по домам – птичку в гнездо, рыбку в озеро, собаку в будку и т.д. 5. Программы по обучению чтению и математике для детей раннего дошкольного возраста просто бесполезны. Хоты ближе к трём годам, когда ребёнок уже знакомится с фигурами и цветом, можно использовать программы в которых предлагается их геометрических фигур изобразить цыплёнка, машину и т.д. 6. Мультимедийные презентации используются педагогами, как правило, в работе с родителями (родительские собрания, консультации и т.д.). Используя все эти технологии необходимо напоминать родителям и педагогам следующие ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ правила: 1. Для того чтобы в дальнейшем компьютер не воспринимался только как игрушка, необходимо с самых малых лет, научить ребёнка, что компьютер это средство для учёбы, создания чего то принципиально нового, интересного, что с его помощью можно путешествовать, рисовать, строить. А для этого компьютерные игрушки должны быть исключены из жизни малыша, как можно дольше. Мы же не даём ребёнку с самых первых дней сладкое. Мы его прячем. Так как знаем, что это вредно для здоровья. Вот и игры – это вредно; 2. Показываемая на экране компьютера в игровой форме картинка или звуковой эффект, вызывает у детей огромный интерес и поэтому необходимо, чтобы краски на экране или самой игрушки не были слишком яркие, насыщенные, для того чтобы не раздражать глаз ребёнка; 3. Все обучающие игры и игрушки должны нести в себе образный тип информации, понятный детям раннего возраста. И если это гавкает, то это собачка, если плачет, то кукла, и если пищит то обычная мышка, а не Микимаус. 4. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка, и поэтому время просмотра должно строго ограничиваться взрослым; 5. Игра или игрушка предоставляет возможность индивидуализации обучения, но в дошкольном возрасте, лучше не оставлять ребёнка один на один с техникой. Необходимо постоянное ваше объяснение, закрепление и показ вашего отношения к игрушке. 6. Игра позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни. И поэтому нужно объяснять, что цыплёнок из геометрических фигур, это цыплёнок похожий на настоящего ребёнка (и лучше показать картинку с ним). Все эти правила необходимы для того, чтобы в дальнейшем взрослый понимал, что игру компьютерную нужно «заслужить», игрой можно «наградить», и игрой можно и нужно обучить. У родителей, мы за чистую, можем наблюдать совсем другое отношение к этой проблеме. Часто можно услышать и увидеть, когда родители дают малышу телефон или планшет для того, чтобы он не отвлекал родителей от дел насущных. И ребёнок с благодарностью берёт эту игрушку и раскрыв свои глазёнки просто «впивается» в тот потусторонний мир. Ему не нужен родитель, ему не нужно ни куда идти, он не хочет ни чего видеть и слышать. Нашими педагогами было сделано следующие исследования - родителей просили ответить на следующие вопросы: 1. Даёте ли Вы своему ребёнку поиграть или просто посмотреть любой гаджет (телефон, планшет и т.д.)? Варианты ответа – да, нет. 2. Сколько раз в день? Варианты ответа – Один, два, несколько. 3. В какое время суток? Варианты ответа – утро, вечер. 4. Какова причина того, что вы дали ребёнку гаджет? Варианты ответа – мешал делать дела, не мог успокоить, ему нравится. 5. Совместно ли Вы смотрите этот гаджет? Варианты ответа – да, нет. Мы опросили 79 родителей групп кратковременного пребывания, и получили следующие результаты: На первый вопрос «да» ответили: 63 родителя (79,7%), и «нет» -16 родителей (20,3%); На второй вопрос ответы были следующие: «один» 64 человека (81,1%), «два» 7 человек (8,8%), «несколько» 8 человек (10,1%); На третий вопрос мы получили следующие результаты: «утро» - 23 человека (29,1%), и «вечер» - 56 человек (70,9%); На четвёртый вопрос получили результаты: «мешал делать дела» - 33 человека (41,7%), «не мог успокоить» - 19 человек (24,1), «ему нравится» - 27 человек (34,2%); На пятый вопрос родители ответили, так: «да» - 44 человека (55,7%), «нет» - 35 человек (44,3%). Результаты этого исследования можно трактовать по разному. Одно можно сказать определённо – педагогам необходимо вести разъяснительную, обучающую работу по вопросам «Что такое мультимедиа технологии», «Какие они бывают», «В каком возрасте нужно знакомить малыша с технологиями», «Как знакомить ребёнка с технологиями». Вместе с семьёй педагоги могут всё! Используемая литература: 1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994 2. Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование.-2006.-№3.-С.9-11. 3. Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6.-С.8-10. 4. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие./ Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. - Барнаул: БГПУ, 2006 5. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2003 6. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. - 2006. - №2. - с. 37-39
Категория: Педагогические советы, собрания, методические объединения | Добавил: степашка
Просмотров: 2002 | Загрузок: 245 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]