1. Тип
урока – урок изучения нового материала.
2. Цели
урока сформировать у учащихся понятие «структура данных»; познакомить с видами
структур данных; сформировать навыки построения различных структур данных с
использованием компьютерных программ.
Задачи урока. - образовательные: повторить
ранее изученные базовые понятия
изучаемой темы; ввести понятия
«структура данных», «граф», «таблица», «дерево»; сформировать навыки построения
графов, таблиц и деревьев с использованием ПК.
-развивающие:
развивать
исследовательскую компетентность учащихся при изучении нового материала;
развивать навыки работы с электронными образовательными ресурсами; формировать
умение школьников применять современное программное обеспечение в решении
нестандартных задач, развивать познавательный интерес.
-воспитательные:
способствовать воспитанию целеустремленности,
настойчивости, познавательной активности, информационной
культуры школьников; формировать эмоционально-ценностное отношение к
результатам коллективного интеллектуального труда.
3. Краткое
описание хода урока.
№
|
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1
|
Организационный
|
Определение
готовности учащихся. Положительный эмоциональный настрой
|
Приветствуют учителя.
|
2
|
Мотивация учащихся
|
Мотивация
проводится с помощью приема «Яркое пятно» - рассказ из жизни, еще раз
позволяющие учащимся убедится в важности
моделирования объектов и процессов в жизни любого человека.
|
Слушают
учителя, смотрят презентацию
|
3
|
Определение темы и целей урока.
|
– Задание. Создайте модель
прямоугольного треугольника с точки зрения геометрии, алгебры и литературы.
Вывод:
Для одного объекта можно построить несколько
моделей различными способами.
Учащиеся,
отвечая на вопросы учителя, самостоятельно формулируют тему урока: Информационные модели и структуры
данных.
По какому
плану мы будем сегодня работать?
q Повторим…;
q Дадим определение…;
q Рассмотрим …;
q Познакомимся …;
q Научимся…;
q Закрепим…;
q Выполним….
Это и будут
задачи нашего урока.
Задачи
урока:
·
Повторить этапы моделирования;
·
Рассмотреть виды
структур данных;
·
Рассмотреть элементы
структур, назначение;
·
Научиться строить
информационные модели с использованием компьютерных программ.
|
Учащиеся самостоятельно пробуют определить тему и цель
урока.
Формулируют задачи урока
|
4
|
Актуализация
знаний.
Деление на группы.
|
Предлагаю вам в качестве
повторения изученного ранее материала пройти электронный тест. Займите свои
места за компьютерами.
Учитель раздает
жетоны по мере выполнения теста. Полученный жетон определяет группу, в
которой будет работать учащийся.
|
Проходят тест «Модели.
Этапы моделирования» (google-документ) парами за ПК.
|
5
|
Изложение нового материала
|
Модели играют чрезвычайно важную роль в проектировании и
создании не только различных технических устройств, машин и механизмов, но и
разнообразных процессов и явлений в жизни человека. Без предварительного
создания чертежей или любого другого вида информационных моделей невозможно
изготовить даже простую деталь, не говоря уже о сложном механизме.
Данные, на
которых базируется информационная модель, представляют собой систему со всеми
характерными признаками – элементным составом, структурой, назначением. Такие
структурированные системы называют структурами
данных.
Структура – это порядок
связей между элементами системы.
Рассмотрим
наиболее часто используемые виды структур данных:
- Графы.
- Иерархическая структура (дерево).
- Таблицы.
|
Слушают объяснения учителя, рассматривают слайды, кратко
конспектируют материал, участвуют в обсуждении изучаемого материала (отвечают
на вопросы учителя).
|
6
|
Закрепление изученного материала. Групповая работа
|
Сегодня
на уроке мы будем изучать структуры данных модели: граф, иерархия и таблица.
Объектом
для создания информационных моделей
будет «Даниловский район». (повесить
на доску герб Даниловского района)
Не так
давно муссировалась вероятность расформирования Даниловского района и
присоединение его к Котовскому и Михайловскому районам.
Представим,
что мы являемся организацией, которой дано задание представить наш район с
различных сторон для того, чтобы убедить руководство области оставить
Даниловский район как самостоятельную административную единицу.
Чем
разнообразнее будут составлены модели объекта, тем убедительнее выглядит
защита.
Поделимся
на 3 группы: «Графы», «Иерархия» и «Таблица».
После
выполнения теста вы получили жетоны, указывающие на вашу принадлежность к
определенной группе. Займите свои места.
Распределите
между собой задания.
В
каждой группе есть:
Теоретики (2 человека) – работают с учебником: заполняют таблицу, чертят схему
на ватмане.
Результаты
своей работы заносят в таблицу на компьютере (google-документ).
Практики
– работают на компьютере, выполняя задание по составлению информационной
модели объекта, используя свою
структуру данных.
Результаты
работы распечатывают с помощью принтера.
Капитан
команды – координирует работу группы,
следит за активностью членов групп. В конце урока заполняет таблицу
оценок.
Нужный
вам материал вы найдете в учебнике § 14, на стр. 70-78.
|
Учащиеся располагаются в
группах согласно жетонам.
Распределяют в группе роли
и приступают к выполнению заданий (см. Приложение)
|
7
|
Презентация групповой работы
|
- От
каждой группы приглашается по представителю.
Регламент – 3 минуты.
На
доске теоретики
вывешивают схемы структур, практики – модели.
Учитель
выводит на экран составленную таблицу в google -документах.
На
презентацию каждой группе отводится 3 минуты.
Учитель,
выступающий в роли Губернатора области, оценивает выступление групп,
аргументируя свою оценку.
|
Представитель от группы
проводит презентацию результатов групповой работы.
|
8
|
Домашнее задание
|
Домашнее задание разноуровневое.
Вы можете выбрать любой уровень, на ваше усмотрение.
q
1 уровень: §13, 14, вопросы 1-4, 8, 9, 12, 14
q
2 уровень: §13, 14, вопросы 1-4, 8, 9, 12, 14; 6, 7, 10 - письменно.
q
Творческий
уровень: §13, 14, вопросы задание 17.
|
Учащиеся выбирают любой
уровень домашнего задания и записывают в дневник
|
9
|
Рефлексия
|
Итак, ребята, давайте вернемся к
началу урока и посмотрим, выполнили ли мы поставленные задачи?
Задачи
урока:
·
Повторить этапы моделирования;
·
Рассмотреть виды
структур данных;
·
Рассмотреть элементы
структур, назначение;
·
Научиться строить
информационные модели с использованием компьютерных программ.
- А теперь оцените свою работу на уроке по трем критериям,
заполнив диаграмму:
Что у вас получилось?
Поднимите руки,
у кого наибольшая отметка по шкале «Приращение теоретических знаний»?
«Новизна и
полезность практической части урока»?
У кого возникли идеи?
Ребята вы меня очень порадовали!!!
|
Анализируют выполнение
задач урока.
Учащиеся отмечают точками
на листах рефлексии уровень понятности темы, уровень удовлетворенности своей
работой и работой учителя.
|
10
|
Итог урока
|
Подведение итогов урока.
Выставление отметок.
|
Учитель выводит итоговую
оценку: тест + презентация.
|
4. Знания,
умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др.
ученики в ходе урока. Учащиеся должны знать:
- этапы информационного
моделирования на компьютере;
- виды описания структур данных: граф,
дерево, сеть;
- знать отличия каждого вида,
основные элементы, их назначение.
Учащиеся должны уметь:
- строить граф-модели,
иерархические и табличные информационные модели по вербальному описанию
системы;
- использовать при построении
информационных моделей компьютерные программы.
|