1. Тип урока. Обобщение знаний. 2. Цели урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме «Измерение и кодирование информации» 3. Задачи урока: образовательная: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки измерения текстовой и кодирования числовой, текстовой и графической информации; развивающая: развивать умения определять черты сходства и различия в изучаемых объектах и явлениях; сравнивать и обобщать изучаемые объекты и явления; воспитательная: формирование способности к саморегуляции, воспитание информационной культуры, эстетическое воспитание.
4. Краткое описание хода урока.
У учащихся: таблицы кодировок (в рабочих тетрадях «Информатика – 6», автор Босова Л.), линейки, карандаши, тетради в клетку. 1. Сообщение темы, установление целей урока. (слайд 1) 2.Систематизация знаний, отработка навыков. (слайд 2) 2..1.Измерение информации А) Заполните пропуски Б) Переведи из одной единицы измерения информации в другую (слайд 4) (учащиеся по очереди выходят к электронной доске, заполняют пропуски маркером) Дополнительно: Определи какое количество информации (в битах) содержится в сообщении Возврат на 2 слайд (меню) Какие виды информации умеем кодировать? (слайд 2)(числовую, текстовую, графическую) (Виды информации появляются одна после другой) 2.2. Кодирование числовой информации А) Переведите число 348 из десятичной системы счисления в двоичную. (слайд 5) Б) Переведем число 100110 из двоичной системы счисления в десятичную. (слайд 6) Учащийся выполняет на эл.доске в режиме маркера. Переход в режим указателя. Демонстрация правильных ответов. Дополнительные задания.
Возврат на 2 слайд (меню) Кодирование текстовой информации в ПК происходит благодаря таблицам кодировок, в которых указаны символы, их десятичный код и двоичный. (слайд 7) Перечислите таблицы кодировок.(ASCII(с.17), Windows (с.24), КОИ – 8 (с.21)) (на экране появляются названия таблиц кодировок) Сегодня я вам предлагаю раскодировать имя и фамилию немецкого ученого, который стал основоположником двоичной системы счисления. (слайд 8) Работа по вариантам: 1 вариант – имя, 2 вариант – фамилию. Учащиеся работают самостоятельно. После выполнения учащимися задания демонстрируется портрет ученого и правильные ответы Вильгельм Лейбниц Дополнительно определить таблицу кодировки, раскодировать годы жизни Возврат на 2 слайд (меню) 2.3. Кодирование растрового графического изображения Какими способами можно закодировать графическую информацию? (слайд 9) (растровый и векторный способы) Как называются минимальные участки изображения? (пиксели) Раскодируйте растровое изображение символа, определите что он обозначает в информатике. (слайд 10) Ответ: W- текстовый редактор MS Word, одна из таблиц кодировок Windows. Дополнительно: Г (КОИ-8) ш ш 10000001 10111101 01111110 01111110 Ъ Ответ: A – обозначение гибкого магнитного диска, а еще с это буквы начинается название одной из таблиц кодировок. Переход на 9 слайд (меню) 2.4.Кодирование векторного графического изображения
Раскодируй векторное изображение (слайд 11) Ученик на доске рисует элементы в режиме маркера, затем - переход в режим указателя, проявляется правильный ответ.
Дополнительное задание: изобразить рот: Ответ (примерный) установить 40, 30; Линия к 60, 30; Линия к 50, 20; Линия к 40, 30
2.5. Перенос способов действий в измененные учебные ситуации. Раскодируй числа и изображение (слайды 12-13) Закодируй числа и получи изображение (слайд 14) Не забудь добавить нули слева, чтобы количество бит = 8 3. 3. Домашнее задание (слайд 15)
4. Рефлексия Что для вас труднее кодировать или раскодировать информацию? Какой вид информации вам легче кодировать или раскодировать? Какие задания сегодня были интереснее? Сложнее? 5. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока. Учащиеся должны обобщить знание единиц измерения информации, умение измерять информацию и переводить из одной единицы измерения в другую, знание понятия «таблица кодировки» и умение её использовать для кодирования и декодирования текстовой информации, знание видов кодирования графической информации и умение кодировать и декодировать графическое изображение разными способами, а так же умения сравнивать изучаемые объекты.
|