Пятница, 29.03.2024, 12:36
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Информатика » Информатика

Введение в алгебру логики
[ · Скачать удаленно (2,1 Мб) ]
12.12.2012, 20:44

Тип урока: урок вводного обобщения и систематизации знаний (преимущественно повторительно-обобщающий с фрагментами новых знаний и оперативным контролем).

Тема урока «Введение в алгебру логики», это - первый урок раздела «Логические основы обработки информации». Ранее учащиеся знакомились с элементами логики (формами мышления, с табличным способом решения логических задач) на пропедевтическом уровне (5 - 7). Системного изучения раздела «Логика» не было. Поэтому на первом вводном в новый раздел уроке очень важно обобщить и систематизировать все те познания по логике, которые у ребят есть.

Образовательная цель данного урока -

Подготовка учащихся к изучению нового материала через обобщение, систематизацию знаний учащихся по разделу «Элементы логики», введение понятий «Алгебры логики».

Развивающая цель -

Развитие мышления, умения систематизировать, преобразовывать и обрабатывать информацию.

Воспитательная цель -

Воспитывать активность учащихся в работе, терпимость к другому мнению, совершенствовать умение контролировать и оценивать свою деятельность.

Исходя из целей урока, определены следующие задачи:

  •    мотивировать учащихся на изучение материала раздела «Алгебра логики»;
  •       проявить опыт работы учащихся с логикой на примерах математики;
  •             актуализировать знания, полученные ранее по данному разделу;
  •       познакомить с понятием «алгебра логики»;
  •       познакомить с историей развития логики.

 

Для реализации данных задач мною были использованы следующие методы:

- по характеру познавательной деятельности - частично – поисковый;

- по источнику знаний - объяснительно – иллюстративный;

В качестве ведущей формы работы на уроке использовалась фронтальная работа и индивидуальная работа за компьютером.

Тип урока: урок вводного обобщения и систематизации знаний.

Исходя из типа урока, была определена его структура, состоящая из 6 этапов:

1.      Организационный момент (2 мин.)

2.      Мотивация на изучение нового раздела (5 мин.)

3.      Обобщение и систематизация полученных ранее знаний (15 мин.)

4.      Обзорное ознакомление учащихся с новым материалом (15 мин.)

5.      Подведение итогов (2 мин.)

6.      Домашнее задание (1 мин.)

1.                  Организационный момент позволил настроить учащихся на успешную работу на уроке. (Добрые слова учителя об успешной совместной деятельности при изучении предыдущего раздела)

2.                  Второй этап урока «Мотивация на изучение нового раздела» проходил с использованием приема «яркое пятно» и решением задачи. Благодаря использованию приема «яркое пятно», заключающегося в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока, удалось достичь положительного настроя на изучение нового материала. В качестве «яркого пятна» была использована шуточная зарисовка из обыденной жизни - ситуация, когда человек перестает думать логически и на основе высказывания автора известных всем детективов про Шерлока Хомса.

Использование несложного материала, со сказочным сюжетом (задача 1 – «Иван Царевич против Кащея Бессмертного») позволило учащимся почувствовать, что думать логически они умеют. «Мы справимся, у нас получается, мы можем, да ведь это несложно». Созданная ситуация успеха сняла напряжение и поспособствовала мотивации на изучение раздела.

3.         На этапе обобщения и систематизации знаний ребятам была предложена беседа в форме «подводящего к теме диалога», в ходе которой ребята проявили умения рассуждать, отыскивать связи между фактами, сопоставлять их; и две задачи, с которыми они успешно справились. Но вместе с этим одну из задач «Уроки логики», решить им не удалось. Данная задача по внешним признакам похожа на предыдущие задачи, но ученики решить ее не смогли, так как она ориентирована на новый способ решения задач.

Эту задачу я планирую использовать в качестве связующей нити, в изучении раздела.

К ней я буду возвращаться, когда будем изучать «Построение логических выражений» и при изучении темы «Построение таблиц истинности для логических выражений». Изучив законы алгебры логики, на уроке «Решение логических задач средствами алгебры логики».

Этап обобщения и систематизации знаний закончился решением кроссворда. Смена деятельности, позволяет снять усталость. Работа с кроссвордом позволила переключиться. Предложенный кроссворд, был составлен мною по основным понятиям и элементам логики, изученным на пропедевтическом уровне. При решении кроссворда была предусмотрена проверка верности выполнения. Отметки получили не все ребята, а лишь проявившие самые лучшие результаты, так как материал изучался давно, в 6 классе.

4.         На этапе обзорного ознакомления учащихся с новым разделом отвечаю на очень важный вопрос «Почему же логику изучаем на уроках информатики?». Обилие примеров из области математики, еще раз дает возможность напомнить учащимся, что предмет информатика вырос на стыке двух наук физики и математики. Использованный на этом этапе прием «провокация» (использование математических софизмов) позволил заинтересовать учащихся новым разделом, убедить в необходимости его успешного изучения. Графическая схема «Логические основы ЭВМ» позволила представить раздел целиком, наглядно и понятно и обеспечила скорость, точность и прочность восприятия, запоминания и переработки информации учащимися;

На данном этапе определен каркас, изучения раздела, на последующих уроках планируется заполнение этого каркаса.

Завершением этапа «Обзорное ознакомление учащихся с новым разделом» стала практическая работа, в ходе которой учащимся было предложено познакомиться с историей развития логики. (Данная практическая работа будет использована на следующем уроке, при подготовке творческого задания)

5.         На этапе «Подведение итогов» урока была проведена рефлексия.

Отвечая на вопросы: (Что выяснили? Что вас удивило? Что интересного заметили? С чем предстоит разобраться?) ребята отметили основные моменты, рассмотренные на уроке, свою успешность на занятии. Я, в свою очередь, дала общую качественную оценку работе учащихся, самые активные получили отметки.

6.         В конце урока дети получили домашнее задание.

1. Учебник стр.96 - 99

2. Творческое задание

Опираясь на созданную таблицу, учащимся было предложено подготовить презентацию «Этапы развития логики в лицах».

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока.

Учащиеся должны знать: 

- определение науки «Логика»;

- основные формы мышления;

- историю развития логики;

- понятие « алгебра логики».

Учащиеся должны уметь:

- решать задачи методом рассуждений;

- анализировать;

- обобщать;

- классифицировать.

Актуализируются понятия:

суждение, высказывание, понятие, анализ, синтез, умозаключение, классификация.

 

Категория: Информатика | Добавил: Gaidamak
Просмотров: 1814 | Загрузок: 562 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
2 egma  

1 egma  
Уважаемая Ольга Владимировна. Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Пятом открытом профессиональном конкурсе педагогов «Мультимедиа урок в современной школе».
Руководитель экспертной комиссии "Информатика" Егорова Марина Викторовна.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]