11. Тип занятия решение проектной задачи 2. Цели занятия расширить представления о роли колорита в живописи 3. Задачи занятия
• показать необходимость знаний об основных и составных цветах,
закономерностях цветоведения и композиции; способствовать формированию
представлений о реставрации произведений искусства; • содействовать
развитию у учащихся навыков самостоятельной разработки колористических
решений творческих заданий, наблюдательности и колористической культуры;
• создать условия для воспитания патриотизма и любви к творческому наследию белорусских художников 4. Краткое описание хода занятия 1. Организационный момент. (Пустой слайд) -Давайте улыбнёмся друг другу и проверим свою готовность к занятию.
2. Активизация познавательного интереса учащихся. (Слайд 3: тонущий корабль)
-Ребята, в газете «Юный спасатель» была опубликована статья о том, как в
годы Великой Отечественной войны потерпел крушение корабль, на котором
фашисты вывозили награбленное из Государственной картинной галереи (ныне
Национальный художественный музей Республики Беларусь). (Слайд 4 )
Среди других ценностей была подлинная картина одного из белорусских
художников 19 века. Вот её фотография. (Слайд 5 ) Так выглядит картина после того, как была извлечена с затонувшего судна. 3. Этап анализа (постановка проектной задачи)
Администрация национального художественного музея обратилась с просьбой
оказать помощь в реставрации этой картины. Если мы сможем
отреставрировать эту картину, то узнаем, кто её автор и некоторые факты
из его творческой биографии. Согласны? (Пустой слайд) -А что значит отреставрировать картину? (Восстановить её)
- Обратимся к толковому словарю:(Слайд 7) Реставрация – восстановление в
первоначальном виде произведений искусства, пострадавших от времени или
испорченных. Занимается этим художник-реставратор) (Пустой сл) -Что нам нужно знать и уметь, чтобы отреставрировать картину? (Знать, какие цвета необходимы для получения нужного оттенка. Уметь смешивать цвета.) -Так какая тема нашего занятия?(Азбука цвета) (Слайд 9) Какие задачи мы поставим перед собой? • узнать больше… об основных цветах • научиться различать…оттенки основных цветов • научиться самостоятельно создавать … творческие композиции
4. Этап моделирования (решения проектной задачи) -Для успешного выполнния нашей работы, давайте вспомним основы цветоведения:
(Слайды 11-13 «Основные цвета – синий, жёлтый, красный. Основными
цветами называются цвета, которые нельзя получить путём смешивания
других. Смешивая основные цвета попарно, мы получаем составные цвета. Зелёный, оранжевый, фиолетовый.)(Пустой сл) Упражнения
-Давайте выполним упражнения, которые помогут нам в реставрации
картины. Как вы предпочитаете сегодня работать, в парах или
индивидуально? -Подойдите пожалуйста ко мне.
Каждой паре выдаётся карточка с заданием по составлению цветов. -Вам нужно показать, как из основных цветов получают составные. - Достаточно у вас знаний, чтобы приступить к упражнению? (Да) -Хорошо, садитесь.
-Как мы будем оценивать свои работы? (Вывешиваю критерии: правильность, взаимодействие в паре) -Используйте различные материалы (гелиевые ручки, восковые мелки ,акварель, гуашь) -Какие правила мы должны соблюдать при работе с красками? Правила безопасности? Художник-реставратор тоже использует различные материалы, в зависимости от того, чем написана картина.
Вывешивают на доску свои работы и оценивают.
-Продолжим подготовку к реставрации картины. Игра называется «Живой цвет» Каждой паре выдаётся карточка с алгоритмом работы: Выполни задания по инструкции: 1. Что общего у этих предметов? 2. Раскрась предметы (материал по выбору), изменив их цвет на контрастный. 3. Подумай и расскажи, что произошло? Отвечают на первый вопрос. Затем выясняют, что контрастными будут зелёный и красный, оранжевый и синий, жёлтый и фиолетовый. Учащиеся выполняют задания. Вывешивают на доску. -Оцените свою работу. Физиорелаксация А сейчас отдохнём под чудесную композицию Петра Чайковского «Вальс цветов» (Слайд 15)
-Глубоко вдохнём и почувствуем свежий аромат цветов. Постарайтесь
изобразить движение лепестков. Лепестки раскрываются, закрываются,
головки склоняются, тянутся к солнышку. Прорисуйте движением рук в
воздухе ромашку, тюльпан, василёк. На цветочки присели нарядные бабочки,
такие же яркие. Помахали крылышками и вспорхнули и улетели. Потанцуйте,
покружитесь вместе с цветами.
Беседа по картине - Посмотрим ещё раз на фотографию нашей картины. (Слайд 16 ) -Что художник должен знать о ней, чтобы приступить к реставрации? Давайте вместе найдём ответ на этот вопрос.
- К какому виду искусства относится эта картина? (живопись) -Определите её жанр? (натюрморт) -Что изобразил на ней художник? (перечисляют) -Ребята, художник хотел показать национальную белорусскую пищу 19 века. -Как бы вы назвали эту картину? -А какой предмет сразу бросается в глаза? (Лимон) Почему? (яркий на тёмном фоне) - Как называются такие цвета? (Контрастные)
- Что вы можете сказать о колорите этого произведения? (Слайд 17 со
словами: нежный или насыщенный, блеклый или сочный, тёплый или холодный,
тревожный или спокойный) -Уточним определение слова «колорит»? (Читает ученик: Колорит – это сочетание цветов по тону, светлоте и насыщенности.)
- Как же художник получает различные оттенки цветов, чтобы создать
нужный колорит? (Слайды 19-22) Продолжим путешествие по цветовому кругу.
Для удобства все цвета размещают по кругу. Цветовой круг можно расширить, добавляя в него оттенки основных и составных цветов
-Обозначьте на интерактивной доске основные цвета. Составные цвета.
Назови промежуточные оттенки цветов. Обведи всю группу цветов, в основе
которой содержится жёлтый цвет, синий цвет, красный цвет.
Полный цветовой круг включает хроматические и ахроматические цвета.
Смешение хроматического цвета с белым увеличивает его СВЕТЛОТУ. Смешение
хроматического цвета с чёрным увеличивает его насыщенность.)(Пустой сл)
-Итак, чтобы увеличить светлоту цвета, мы будем добавлять ….
(показываю на слайде) белый цвет, а чтобы увеличить насыщенность цвета, -
…. черный цвет. -Продолжим подготовку к реставрации картины. Я думаю, что вам интересно будет поучаствовать в игре «Цветной хоровод» - Обратите внимание на страницу 48 учебника.
- Что на ней изображено? (цветовой круг) Чем он отличается от того,
который мы рассматривали на доске? (В нём ещё больше оттенков.) - Наш цветовой круг рассыпался - Попробуйте собрать его. 1 пара соберёт группу жёлтого цвета, 2 пара – группу красного , 3 пара – группу синего цвета. - Какой цвет вы возьмёте сначала, чтобы легче было собрать группу цветов? (Основной) Собирают фрагменты круга. - Как называются цвета в каждой группе? (Гармоничными, т. е. созвучными) -Объедините цвета в круг - А как называются цвета, лежащие друг напротив друга? (Контрастные) -Сочетания гармоничных и контрастных цветов определяют колорит произведения? (Вывешиваю слова) Спокойствие и расслабленность лучше выразить какими цветами? А волнение и трепет?
Создание творческих работ -Посмотрим как свои чувства отобразили другие ребята в беспредметных композициях. Пройдёмте к столу. Рассмотрите варианты детских работ (учащиеся стоят вокруг стола)
-Рассмотрим композиции, которые рисовали другие дети. Почему они
беспредметные? Беспредметная композиция называется так потому, что в ней
отсутствует графический образ. Нет предмета, но есть ощущения от него.
Что они хотели показать в своих работах? (Чувства).Какие? А вы сейчас
попробуете передать свои ощущения от музыки, своё настроение. Проговариваю алгоритм работы: 1. Залей фон выбранным цветом. 2. Расположи цветовые пятна (линии, точки, мазки) на листе. 3. Получи оттенки с помощью ахроматических цветов. 4. Назови свою работу, согласно выбранному колориту. -Пройдите к своим рабочим местам. (Пустой слайд 24 с композицией Чайковского «Вальс цветов») (Рисуют под музыку, затем вывешивают работы на доску.) - Молодцы! Вы так старались! У вас получились интересные, выразительные творческие работы. Кто хочет рассказать о своей работе? (Слайд 26) - Закончите фразы: Я вообразил … Я выбрал такой колорит потому, что … Называется композиция …
-Какие знания помогли вам создать ваши композиции (О цветах) -Достаточно ли мы подготовились к реставрации картины? -Работа за ноутбуками.
- Начинаем реставрацию картины. Пойдите к ноутбукам. Каждая пара будет
реставрировать свой фрагмент картины. Нажмите левую кнопку мыши. -
Необходимо найти соответствующее цветовое пятно, которое подойдёт именно
к этому фрагменту картины. Если вы правильно выберете фрагмент, он
встанет на своё место и вы услышите аплодисменты, а если нет, то
растворится. ( Работа в парах за ноутбуками) - Молодцы! Пройдите на свои рабочие места.
5. Этап синтеза (рефлексия) -Итак, отправляем картину в Национальный художественный музей РБ по электронной почте. (Слайд 28)
-Пока мы ждём ответ, посмотрите на здание Национального художественного
музея Республики Беларусь. Вы были когда-нибудь в нём? Скоро мы
отправимся в этот музей на выставку произведений современных художников.
-Ребята, мы получили письмо! (Слайды 30-34)
Юным художникам 3 «Е» класса средней школы № 40 г. Могилёва
Дорогие ребята! Художник-реставратор нашего музея по достоинству оценил
вашу работу! Вы отлично подобрали цвета и восстановили фрагменты
картины. Хотите узнать, кто её автор и как она называется? Вы
вернули к жизни картину известного белорусского художника 19 века Ивана
Хруцкого. Называется она «Битая дичь, овощи, грибы» и написана в 1854
году. Иван Хруцкий - самый знаменитый и в то же время самый неизвестный
белорусский художник. Он был одним из немногих художников с
"чистой" белорусской биографией: родился в Беларуси в 1810 году, жил в
Беларуси, умер и похоронен в Беларуси в 1885 году. Нарисовал более 100 полотен.
Перед вами знаменитые репродукции его картин. Остаётся загадкой до сих
пор, кто эти прекрасные женщины? Есть мнение, что это его сёстры, а
возможно одна из них – его жена. Внимательно посмотрите на нашу тысячную
купюру и на картины Ивана Хруцкого. Что вы заметили? Молодцы! Огромное спасибо вам помощь в реставрации картины!
Администрация Национального художественного музея Республики Беларусь 26 октября 2011года
6. Итог занятия, рефлексия. -Какую работу мы сегодня выполнили? (Отреставрировали картину) -Какие знания помогли нам это сделать? (Знания законов цветоведения)
-А где эти знания могут нам пригодиться в жизни? (Сможем составлять
букеты, оформлять подарки, знания пригодятся для ремонта и украшения
дома, в шитье, вязании, в моделировании причёски, научимся модно
одеваться) Правильно, везде, где цветовое решение играет роль. -Какая была тема нашего занятия? (Азбука цвета) (Слайд 36) -Какие задачи мы ставили перед собой? • узнать больше… об основных цветах • научиться различать…оттенки основных цветов • научиться самостоятельно создавать … творческие композиции -Я думаю, что вы с этими задачами справились прекрасно! -Расскажите своим родителям, что вы сегодня побывали в роли художников-реставраторов и можете в будущем освоить эту профессию!
-Продолжите фразы: (Слайд 38)
• Сегодня на занятии я открыл для себя… • Я научился… • Я хочу похвалить себя за… • Я хочу похвалить одноклассника за…
-Скажем спасибо друг другу за сотрудничество!
5. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе занятия
Закрепят знания об основных и составных цветах, закономерностях
цветоведения и композиции; приобретут представления о реставрации
произведений искусства, знания о творчестве белорусского художника И.Ф.
Хруцкого; преобретут навыки самостоятельной разработки колористических
решений творческих заданий, разовьют наблюдательность и колористическую
культуру; почувствуют любовь к творческому наследию белорусских
художников