Тип урока - Урок открытия новых знаний на основе ранее изученного. Целеполагание на изучение темы в целом.
Цели урока - Образовательные: познакомить учащихся с характерными признаками грибов, их строением, ролью в природе и жизни человека.
Развивающие: развивать умения учащихся анализировать, сравнивать и работать с разными видами информации.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, понимать важность каждого компонента природы.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знать: строение грибов, их роль в природе и жизни человека.
- Уметь: объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью; понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, хитин.
Личностные: формируется научное мировоззрение на основе изучения строения и роли грибов.
Метапредметные: развиваются умения самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Личностные УУД:
- 1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Регулятивные УУД:
- 1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
- 2. Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- 3. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
- 4. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки
Коммуникативные УУД:
- 1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Познавательные УУД:
- 1. Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
- 2. Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
- 3. Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой
- ( текст в схему и пр.).
Приемы: «зигзаг», «знаем-незнаем… постановка в ситуацию затруднения».
Формы работы: парная, групповая (4 учащихся в группе)
Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, учебник «Биология» 5 класс под редакцией В.В. Пасечника (ФГОС), мобильный класс.
КОНСПЕКТ УРОКА
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
- Добрый день, ребята.(слайд1)
Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Что за чудище такое?
То поменьше, то большое.
Можно встретить под берёзой,
На пеньке, среди травы.
Можно в баночке литровой,
И на хлебе те дары.
Могут паразитом быть-
Злаков урожай сгубить.
Могут портить древесину,
Поселившись на стволах.
Могут в тесте размножаться,
Если тесто на дрожжах.
Есть плодовые тела
И разросшиеся клетки.
Так о ком же речь была?
Догадались ли, вы, детки?
О чем идет речь в этом стихотворении? Совершенно верно - это гриб (слайд 2)
Как вы думаете будет звучать тема сегодняшнего урока? (слайд 3)
Давайте сформулируем тему, выполнив следующее задание (более научно):
Для этого надо разложить каждое из чисел на разрядные слагаемые. (слайд 4)
21, 43, 64, 36, 55, 32, 24
61, 64, 26, 34, 24, 32
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
20
|
ц
|
е
|
з
|
о
|
ё
|
и
|
30
|
д
|
в
|
н
|
б
|
я
|
с
|
40
|
ж
|
к
|
а
|
х
|
ь
|
ш
|
50
|
ю
|
л
|
п
|
щ
|
т
|
у
|
60
|
г
|
м
|
ф
|
р
|
ъ
|
ч
|
Тема урока: Царство Грибов (запись в тетради). (слайд 5)
Итак, добро пожаловать в одно из самых загадочных царств живой природы – царство Грибы. С этим царством мы будем с вами знакомиться 4 урока.
Рассмотрим некоторые факты из характеристики этого царства (слайд 6)
Факт 1: Грибы похожи и на растения, и на животных, они могут расти в отсутствие света, но не могут двигаться, как животные
Факт 2: Грибы растут в течение всей жизни, как растения, но питаются только готовыми органическими веществами
Обсудите в парах, что вас удивило? Какие вопросы у вас возникли?
Проблема:???? Что такое гриб? Почему их выделили в отдельное царство?
Ваши версии (запись на доске)
Но достаточно ли этого признака, чтобы выделить эти организмы в отдельное царство? Научный или ненаучный это признак?
Вспомним признаки царства: (слайд 7)
- Строение клетки
- Строение тела
- Способ питания
- Способность к передвижению
Что мы помним о грибах, чтобы найти ответ на данный вопрос?2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
Чтобы лучше вспомнить, выполним задание (в парах). (слайд 8) (учащиеся работают в парах на ноутбуках, выполняя интерактивный тест)
3. Этап выявления места и причины затруднения
Давайте проверим, какой результат вы получили, работая в парах.
Почему у вас такие разные результаты?
Достаточно ли нам этих знаний для ответа на вопрос?
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
Так что нам необходимо узнать о грибах, чтобы ответить на наш проблемный вопрос? (запись на доске плана урока)
5. Этап реализации построенного проекта
Перед вами лежат листы с индивидуальными заданиями, которые промаркерованы
на оборотной стороне, такие же маркеры на компьютерах. Сейчас вы расходитесь по группам соответствующие вашим маркерам и выполняете задания в ваших листах (разошлись, сели).
Вспомним правила работы в группах. (слайд 9)
План работы групп таков:
-прочитать задание, обсудить, выполнить, создать презентации на ноутбуках
-вернуться в свои исходные группы и поделиться полученными знания о грибах с вашими товарищами.
Работа в группах (5 мин)
Закончили работу?
Аутотреннинг. (слайд 10)
Учащиеся выполняют упражнение на слова:
« Вырос гриб на тонкой ножке.
Встань и ты, постой немножко.
Крышу сделай над собой,
Как из шляпки грибной.
Все тихонечко вздохнем,
Вновь грибы учить начнем».
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
А теперь ответственные групп представляют итоги работы группы по плану. (презентация и самооценка работы группы по предложенному алгоритму).
Согласны ли вы с предложенной оценкой? Почему?
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Возвращаемся к версиям и проблемному вопросу. (обсуждение версий, дополнение, исправление и ответы на проблемный вопрос)
8. Этап включения в систему знаний и повторения
А теперь вернемся к нашему тесту и попробуем выполнить его еще раз.
Какой теперь ваш результат?
Благодаря чему наш результат улучшился?
Как вы считаете, эффективен такой способ получения знаний?
Домашнее задание. (слайд 11)
Всем:
Параграф 13, вопросы на стр. 69, в раб.тетради зад.48, 49 на стр.31
На выбор:
- Написать сочинение на тему «Грибы – это удивительное царство»
- Составить кроссворд (не менее 10 понятий) на тему «Царство Грибы»
- Ответить на вопрос: Каковы преимущества гриба по сравнению с бактерией?
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Рефлексия (слайд 12)
Работа в листах самоконтроля, обсуждение
(слайд 13)
Данный урок полностью соответствует содержанию ФГОС ООО, построен на основе системно-деятельностного подхода, реализация которого предполагает, что учащиеся должны овладеть такими познавательными учебными действиями, как умение формулировать проблему и гипотезу, ставить цели и задачи, строить планы достижения целей и решения поставленных задач, достигать результата и на его основе делать выводы и умозаключения, представлять их и отстаивать свою точку зрения. Данный урок включает все компоненты урока открытия новых знаний. В ходе урока формируются основные УУД, особое внимание уделяется формированию ИК-компетенции учащихся. |