Название конкурса «Четвертый открытый профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе». 1. Тип урока. Урок изучения новой темы
2. Цели урока.
Формирование понятия «вид», закрепление знаний учащихся о критериях и
структуре вида, развитие навыков работы с естественными биологическими
объектами.
3. Задачи урока. Образовательные: развивать и
конкретизировать знания учащихся о биологическом виде, его критериях,
закрепить знания учащихся о взглядах К.Линнея, Ж.Б. Ламарка, Ч. Дарвина
на эволюцию живой природы.
Развивающие: развивать логическое
мышление учащихся, развивать умения выделять главное, сравнивать,
обобщать, классифицировать, продолжить развивать навыки работы с
различными источниками информации, развивать умения и навыки
интерактивного способа получения знаний, формировать коммуникативные
качества личности, культуру ораторской речи. . Воспитательные:
воспитывать материалистическое мировоззрение, формировать научную
картину мира как компонент общечеловеческой культуры, развивать умения
общаться в процессе парного и группового взаимодействия, самодисциплины,
воспитывать бережное отношение к окружающей природе и чувства любви к
родному краю.
4. Краткое описание хода урока. Предлагаемый
урок реализован в профильном химико-биологическом классе, рассчитан на
80 мин 2*40 с 10 минутным перерывом. Урок начинается с этапа
целеполагания на котором учащиеся самостоятельно формулируют тему урока,
ставят цели и определяют задачи урока. Затем, на этапе актуализации
знаний учащихся ребятам предлагается самостоятельная работа с
презентацией учителя, целью которой является закрепление знаний об
исторических взглядах ученых на изучаемый вопрос, наиболее
мотивированным учащимся предложенная индивидуальная самостоятельная
работа с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами по подготовки
небольшого сообщения для своих товарищей, цель – расширение и углубление
знаний по предмету. Далее на этапе формулирования понятий учитель
организует дискуссию с учащимися и самостоятельную работу с
литературными источниками, учит их рассуждать, воспитывает чувство
уважения к чужому мнению, развивает навыки вести дискуссию, побуждает
слушать других, отстаивать свое мнение, в результате ребята
самостоятельно формулируют вводимое новое понятие. На этапе
изучения классификации биологических видов по различным признакам
учитель организует самостоятельную групповую работу с презентацией
учителя, в ходе которой ребята имея доступ в Интернет и дополнительные
источники информации (словарь биологических терминов и учебник)
заполняют рабочий лист. Затем проводится обсуждение работы групп,
заслушиваются комментарии учителя, происходит оценивание работы ребят
своими товарищами. Целью следующего этапа урока является формирование
навыков работы в паре, развитие умений сравнивать, обобщать, делать
выводы. В ходе парной работы ребята самостоятельно изучают новый
материал с помощью презентации учителя, содержащей ссылки на
дополнительную информацию в свободном темпе. Затем учащиеся переходят к
первичному закреплению материала и выполняют самостоятельно практическую
работу, используя натуральные биологические объекты ( гербарий). В
завершении урока учащимся предлагается провести рефлексию своей
деятельности и деятельности своих товарищей, самостоятельно подвести
итог урока. Таким образом весь урок построен на самостоятельной
работе учащихся с различными источниками информации: ЭОР ( презентация
учителя), работе с учебником и дополнительной литературой.
Мультимедийный компонент выполняет роль консультанта, содержит ссылки на
дополнительные источники в Интеренет-сети. 5.Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока.
В ходе урока ребята усваивают необходимые понятия изучаемой темы: вид,
критерии вида, реликт, эндемик, эврибионты и стенобионты и т.д.
Закрепляют понятие «критерий вида» в ходе самостоятельной практической
работы. Во время урока у них формируются навыки работы с
дополнительной литературой, различными источниками информации, в том
числе, и Интернет, умения интерактивного получения знаний,
самостоятельной, парной и групповой работы, повышается
ИКТ-компетентность и развиваются коммуникативные навыки, умение мыслить
логически, сравнивать, делать выводы. Большое воспитательное
воздействие оказывают на ребят сведения о представителях флоры и фауны
родного края, в том числе, эндемиков и реликтов, занесенных в Красную
книгу, приучая их любить свою малую Родину, и способствует бережному
отношению к живой природе. Наличие коммуникативных взаимодействий на
уроке учит детей быть терпимыми к мнению других, смело высказывать и
отстаивать свое мнение, развивает навыки целеполагания, рефлексии и
самоанализа.