Тип урока: урок «открытия» нового знания 2. Цели урока. Образовательные: сформировать понятие о компонентах и функциях внутренней среды организма, ü сформировать понятие о составе и функциях крови ü сформировать представление о механизме переливания крови Развивающие: способствовать формированию ü ИКТ-компетентности ü умения анализировать, ü делать выводы, ü логично рассуждать, ü устанавливать причинно-следственные связи; ü умения находить и выбирать нужную информацию, ü озвучивать результаты работы Воспитательные: способствовать формированию ü мировоззренческих представлений о единстве физико-химических процессов, происходящих в природе и в организме человека; ü умения самоконтроля, самооценки, взаимооценки; ü коммуникативности, ü сознательного отношения к своему организму; ü профессионального интереса к профессии врача, лаборанта; 3. Задачи урока. ü Рассмотреть состав и значение внутренней среды организма ü Дать характеристику компонентам крови ü Организовать лабораторную работу по изучению клеток крови лягушки и человека ü Выяснить механизм свёртывания крови ü Познакомить с правилами переливания крови ü Дать представление о методах определения крови через выполнение учащимися интерактивной практической работы. ü Организовать работу в группах и парах ü Провести диагностику усвоения знаний обучающимися 4. Краткое описание хода урока. 1. этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; На флипчарт вынесена цитата, но в самом начале урока она скрыта. После организационного момента учитель открывает её и зачитывает учащимся. Это делается с целью создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Учитель задаёт вопрос, который вызвает затруднения. Для нахождения ответа, учащиеся делятся на группы и разгадывают ребусы, в которых зашифрована тема урока. 2. этап актуализации и пробного учебного действия; Представлена сравнительная характеристика внешней и внутренней среды (вначале параметры скрыты). Даны критерии сравнения, по которым учащиеся во время беседы с учителем дают характеристику внешней среды. После того, как рассмотрены параметры внешней среды, учитель просит назвать по аналогии параметры внутренней среды. Это вызывает затруднение у ребят. Тогда учитель предлагает перечислить, что должно быть рассмотрено на уроке, чтобы они смогли дать ответ. Затем ученики работают с интерактивом и текстом учебника, составляют схему. 3. этап выявления места и причины затруднения; В процессе обсуждения ребята приходят к выводу, что они обладают недостаточной информацией о крови, чтобы дать ответ на поставленные вопросы. 4. этап построения проекта выхода из затруднения; Вместе с учителем формулируют вторую часть темы урока, какие знания им необходимы. Планируют свою деятельность на уроке. 5. этап реализации построенного проекта; Изучают состав, строение, значение крови, работая в группе. Заполняют схему, таблицу в рабочих тетрадях. Работают с интерактивом «Анализ крови», выполняют лабораторную работу. Устанавливают последовательность этапов свёртывания крови. Заполняют кластер «Значение крови». Знакомятся с группами крови, правилами её переливания. 6. этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; Ученики выполняют задание на закрепление изученного материала, заполняя пропуски в тексте. Также они выполняют интерактивное задание, знакомясь с методами определения крови. 7. этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; Организуется работа с интерактивной системой тестирования. Ребята отвечают на вопросы в пультах, проводят самооценку своих ответов. 8. этап включения в систему знаний и повторения; Учитель возвращается к проблемным вопросам, возникающими в ходе урока. 9. этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Дают оценку своим знаниям и настроению на уроке. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока. В ходе урока учащиеся научаться различать ü компоненты внутренней среды организма, ü форменные элементы крови, их характеристику ü основные понятия: внутренняя среда, кровь, плазма, эритроцит, лейкоцит, тромбоцит, фагоцит, фагоцитоз, антиген, группа крови, донор, реципиент, свёртывание крови. получат возможность научиться ü описывать химический состав плазмы, функции крови, значение внутренней среды организма ü сравнивать между собой клетки крови ü объяснять особенности строения эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов в связи с выполняемыми функциями ü объяснять механизм свёртывания крови и принципы переливания крови ü подготавливать материалы для презентации доклада о вкладе И.И. Мечникова в развитие отечественной науки закрепят навыки при ü выполнении лабораторной работы ü фиксировании результатов наблюдений, формулировании выводов ü соблюдении правил поведения в кабинете биологии, правил обращения с лабораторным оборудованием |