Познавательные УУД
- Точность понимания цели работы.
- Отбор информации (основная, второстепенная; существенная – несущественная).
- Построение и коррекция плана работы.
- Построение речевого высказывания (текста).
- Смысловое чтение текста.
Регулятивные УУД
- Осознание задачи преобразовать визуальную информацию в текстовую с учётом полученных знаний по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи», понимание нового уровня возможностей выражения собственных мыслей.
- Планирование работы с учётом её этапов: коллективная (подготовка к сочинению в классе, сбор материала, усвоение задачи, обсуждение черновых вариантов), самостоятельная (создание собственного текста), редактирование (корректировка, правка, исправление ошибок и недочётов), оформление работы (аккуратность, точность).
- Способность преодолевать трудности, возникающие в процессе работы над сочинением, поиск решений.
- Контроль правильности выполнения задания;
- Адекватность самооценки, рефлексия, постановка новых задач.
Коммуникативные УУД
- С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
- Слушать и вступать в диалог при обсуждении проблемы (вопроса).
- Ставить вопрос в процессе поиска информации.
- Оформление мысли в устной и письменной речи в соответствии
с нормами русского литературного языка.
Личностные УУД:
- умение выражать свое отношение к поставленной проблеме;
- понимание значимости приобретенных знаний и умений и использование их в учебной деятельности;
- умение понимать нравственные ценности творчества художника.
Оборудование урока:
Мультимедийный комплект, презентация, раздаточный материал.
Предварительная работа:
Подготовить сообщение о жизни и творчестве Евгения Николаевича Широкова (индивидуальная работа учеников под руководством учителя).
Ход урока
- ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА (1-Й СЛАЙД ЗАКРЫТ)
Учитель. (Здравствуйте, ребята! Рада Вас видеть. Сегодня у нас творческий урок. Я думаю, что вы настроены на работу.)
Предварительная беседа. Эмоциональный настрой.
- Ребята, какие способы выражения чувств, эмоций, мыслей существуют? (Ответы детей.)
- Какие виды искусства Вам известны? (Обучающиеся отвечают).
Способов выражения чувств, эмоций, мыслей существует много, средства для этого тоже разные: у артистов балета – движение, у музыканта – звуки… Но есть ещё слово, с помощью которого можно рассказать обо всём, в том числе и о замысле музыканта, художника, об их чувствах, о своих впечатлениях от произведения искусства.
Слайд 1. Открывается репродукция картины Е. Широкова.
Учитель.
- Рассмотрите внимательно репродукцию картины. Поделитесь своими впечатлениями, запишите несколько слов-ассоциаций.
(Афиширование: ребята зачитывают свои наблюдения.)
Учитель.
- Как вы думаете, над чем мы будем работать на уроке?
СЛАЙД 1. Открывается тема урока.
Учитель.
- Вы совершенно верно догадались: над сочинением по картине.
Но давайте подробнее познакомимся с нашей задачей. Уточним наши цели. Мы должны описать картину или придумать на основе картины рассказ на одну из предложенных тем?
- ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ. (УПРАЖНЕНИЕ 249.) – ЗАКРЫТЬ ЭКРАН!
- Итак, задача определена. Теперь подумайте, в каком стиле речи вам необходимо будет создать рассказ. Какой тип речи вы должны выбрать?
- Что такое описание и повествование?
(Тексты будут разные: в описании необходимо описать место действия, героев картины, размещение фигур, предметов, какие краски предпочёл художник, какие мысли выразил, каково впечатление о картине; а в рассказе-повествовании по картине необходимо придумать сюжет о том, что происходит на картине в данный момент или происходило ранее, придумать реплики героев. Однако нам необходимо будет соединить два типа речи.)
- ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ Е.Н. ШИРОКОВА. ОТКРЫТЬ ЭКРАН
- СЛАЙД 2. Биография Е. Широкова. На слайде работают триггеры-портреты Широкова. Смена слайдов по управляющей кнопке
Е.Н. Широков - Народный художник СССР, мастер портретной живописи нашей страны второй половины ХХ века. Работы Е. Широкова выставлены более чем в 15 музеях России, в том числе в Государственной Третьяковской галерее. Он награждён орденом «Знак почёта», многочисленными Почётными грамотами.
СЛАЙД 3, 4
Е. Н. Широков — представитель «сурового стиля» в живописи. ЛЕНТА - демонстрация жанровых картин художников, работающих в этом направлении).
- Каково ваше впечатление о необычных картинах? (Ответы детей)
(СЛАЙД 5, 6, 7, 8 - демонстрация портретов). Смена слайдов-ленты по управляющей кнопке
Евгений Николаевич Широков наиболее известен как художник-портретист. Им создана целая серия автопортретов, портретов учёных, известных артистов, писателей, поэтов. Портреты мужские, женские, групповые.
- Каково ваше впечатление о необычных картинах? (Ответы детей)
- БЕСЕДА ПО КАРТИНЕ. ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ.
СЛАЙД 9, 10
- Познакомимся поближе с картиной Широкова «Друзья».
- Заполним таблицу необходимыми материалами. (Таблица заполняется по ходу беседы)
Учитель.
- Каким же образом удаётся художнику передать определить основное настроение данного произведения, состояние своих героев?
(При помощи ЦВЕТА и его ОТТЕНКОВ. Цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие, вызывает не только радовать, но и тревогу, чувство тоски или грусти.)
Учитель. СЛАЙД 9
- Итак, какие тона использовал художник, чтобы создать определённое настроение?
- Можно ли отнести эту картину к жанру «сурового стиля»?
- Какова композиция картины? (Пространство картины занято двумя фигурами)
- Что можно прочитать, вглядевшись в лицо мальчика?
- На какую деталь во внешности мальчика следует обратить внимание?
(Глаза – самая выразительная деталь на лице. Но не цвет и форма обычно интересуют нас, а глубинная наполненность глаз, их выражение. Но глаза мальчика не видны.)
- Как вы думаете, автор сознательно именно так написал портрет мальчика? (ЗАКРЫТЬ ЭКРАН! – РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ!)
(Взор мальчика устремлён на собаку. Главное в данной случае не цвет глаз, а выражение становится нам ясным и так).
- Имеют ли значение для портрета мальчика его одежда и предметы интерьера? О чём они могут рассказать?
- Попробуйте подобрать сравнения и эпитеты к тому, что вы видите на картине.
- Что могло произойти до того момента, который изображен на картине?
(Собака либо заболела, либо тоскует по уехавшему куда-нибудь члену семьи.)
- Почему Е.Н. Широков назвал свою картину “Друзья”?
- Какой смысл вы вкладываете в слово дружба?
- Как вы думаете, почему художника заинтересовали эти герои?
Что изображено?
|
Как изображено?
|
Мои чувства, мысли, эмоции, ощущения
|
- Мальчик
|
.
|
|
Глаза.
Взгляд.
|
|
2. Собака.
|
|
|
3. Цвета и оттенки.
|
|
|
Фон
|
|
|
Одежда
|
|
|
Покрывало
|
|
|
4.Что хотел сказать (показать) своей картиной автор?
Мои ощущения.
|
|
|
Учитель.
* - Какие параллели можно провести между другими видами искусства? - (Тургенев. Стихотворение в прозе «Собака».)
- Что общего можно подметить?
Учитель.
Картина - репродукция
Художник - живописец, мастер, автор картины.
Художник написал - изобразил, запечатлел
- СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА СОЧИНЕНИЯ - ОТКРЫТЬ ЭКРАН!
I. Е.А. Широков – мастер портретной живописи.
II. Общее описание картины. Композиция.
1.Персонажи картины Е. Широкова «Друзья».
а) мальчик, гладящий свою собаку.
б) собака, безучастно лежащая на полу.
2. Цветовая палитра картины.
3. Почему грустят друзья?
4. «Друг в беде не бросит».
III. Мастерство художника в изображении природы. Оценка палитры художника и идейного содержания картины.
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Написать сочинение-описание с элементами повествования и рассуждения.
ПРИМЕРНАЯ ТАБЛИЦА
Что изображено?
|
Как изображено?
|
Мои чувства, мысли, эмоции, ощущения
|
1.Мальчик
(Хозяин собаки.
Он. Подросток.)
|
Мальчик лет двенадцати; сидит, скрестив ноги, в углу, на тёмно-коричневом покрывале, гладит собаку, лежащую рядом.
|
Ощущение грусти, тревоги, сочувствия. Сопереживаешь героям.
|
Глаза.
Взгляд.
|
Очень точны и выразительны лицо мальчика и морда собаки.
Глаза мальчика не видны,
Взгляд грустный, печальный.
Цвет глаз в данном случае не важен автору картины. Важно состояние героя.
|
2.Собака.
(Четвероногий друг)
(Пёс)
|
Крупная гладкошёрстная породистая собака чёрной масти, с белыми лапами, лежит, свернувшись, лежит, положив голову на лапы,
рядом со своим хозяином.
Шерсть местами лоснится, но в основном она тёмная.
Её глаза очень грустные, даже можно сказать больные. Одно ухо у лежащей собаки стоит торчком: она чутко улавливает настроение своего хозяина и друга)
|
|
3. Цвета и оттенки.
|
|
|
Фон
|
Холодные тона. Неброский, неяркий, обыденный фон.
Серовато-голубая стена.
Тёмно-синяя футболка
|
Автор выбирает холодные оттенки красок, чтобы создать ощущение тревожности.
Рождается чувство жалости к собаке и мальчику.
|
Одежда
|
Простая, будничная.
Тёмно-синяя футболка, чёрные брюки.
|
Синий цвет оставляет всё же надежду на положительный исход событий
|
Покрывало
|
Тёмно-коричневое покрывало из плотной тяжёлой ткани.
Рельефные складки.
|
Главное цветовое пятно картины. Именно от него исходит тревожность. Складки лишь подчёркивают
общее настроение.
|
5.Что хотел сказать (показать) своей картиной автор?
|
Картина Евгения Широкова «Друзья» не просто привлекает нас своим сюжетом и художественной выразительностью, она заставляет задуматься. Крепкая, верная дружба — большая ценность, которую нужно беречь.
|
Первое впечатление от этого произведения — эмоциональное.
Вероятно, собака заболела, и это беспокоит ее хозяина. Похоже, что друзья вместе переживают свои неприятности и всегда поддерживают друг друга.
|
|
|