1. Тип урока – тренинговое занятие 2. Цели урока – формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий. Образовательные: формирование практических умений у обучающихся в ориентации многообразия профессий, пользуясь классификацией типов профессий; расширение знаний подростков о факторах, влияющих на выбор профессии. Развивающие: развитие у обучающихся осознанной личностной позиции, возможностей и поиска решений в выборе профессионального пути. Воспитательные: развитие у обучающихся коммуникативных навыков и познавательного интереса к выбору профессии. 3. Задачи урока – познакомить обучающихся с классификацией типов профессий, расширить знания о мире профессий и возможностях своего профессионального самоопределения. 4. Краткое описание хода урока. Тренинговое занятие проводится в группе для обучающихся 8-9 классов, которое сопровождается компьютерной презентацией и на разных этапах занятия используется музыкальное сопровождение. Участники, работая в группе, учатся слушать, слышать и рефлексировать. 1. Организационно-разминочный этап 1.1. Приветствие 1.2. Введение в тему занятия с помощью упражнения «Сигнал». 1.3. Знакомство (информация о способностях). Через упражнение обучающиеся подводятся к выводу: для выбора профессии необходимо учитывать склонности, способности. 1.4. Разминка. Знакомство с типами профессий (человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знаковая система, человек-художественный образ) с помощью упражнения «Пересядьте, те кто…». Характеристика каждого типа профессий. 2. Основной этап 2.1. Определение ассоциаций профессий через произведение Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» 2.2. Расширение знаний о мире профессий с помощью упражнений «Ассоциации» и «Угадай профессию». Слушая синквейны, участники разгадывают профессию и определяют ассоциации, которыми воспользовался ведущий для составления японских стихов. Через упражнение обучающиеся приходят к выводу: для выбора профессии необходимо учитывать качества личности 2.3. Беседа «Дороги, которые мы выбираем». В результате дискуссии обучающиеся знакомятся с понятиями: профессия, должность, специальность. 2.4. Анкета. С помощью цветных карточек участники отвечают на вопросы о своих профессиональных намерениях. 2.5. Дискуссия. Участники в группах записывает доводы в пользу высказывания, вторая – доводы о вреде высказывания: « Для меня чрезвычайно важно решить вопрос о выборе профессии самостоятельно». 2.6. Релаксация «Мой путь к цели» под музыкальное сопровождение 3. Завершающий этап 3.1. Упражнение «Дерево профессий». Участники на вырезанных из бумаги листьях, цветах и плодах пишут свои имена и профессиональные предпочтения, которые вывешивают на импровизированное дерево 3.2. Выход из темы занятия с помощью упражнения «Сигнал». 3.3. Рефлексия. Обмен мыслями, чувствами, впечатлениями по затронутой теме занятия.
5. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока. Знать способы ориентации в информационных потоках профессиональной направленности и факторы, влияющие на выбор профессии. Уметь осознавать свою личностную позицию и возможности в профессиональном самоопределении, находить оптимальные решения. Личностные: повышение активности подростков и степени их ответственности за принимаемое решение; осознанное, самостоятельное проектирование себя в профессии, развитие коммуникативных навыков. Метапредметные: реализация интереса к профильным предметам; сформированность у обучающихся объективной оценки своих резервов и способностей к продолжению образования; самостоятельный и осознанный выбор обучающимися дальнейшей образовательной траектории Актуализация знаний обучающихся о себе, своем месте в обществе, своих правах и обязанностях. |