1. Тип
урока. Комбинированный
2. Цели
урока. Образовательные: обобщить и систематизировать знания о способах получения тканей; различать виды и степень воздействия свойств
натуральных тканей на качество изготовления швейного изделия.
Развивающие: развивать
сенсорные навыки в определении основных признаков и свойств
материалов; формировать навыки
проектного и критического мышления, групповой
работы
с информацией.
Воспитательные: пробудить интерес
к самостоятельному проведению исследования
в изучении свойств тканей; развивать коммуникативные умения работы в
группе.
3. Задачи
урока: освоить основные способы выбора ткани в
соответствии с назначением
модели изделия, определения в
тканях лицевой и изнаночной сторон, основной и уточной нитей; развивать познавательный интерес и творческие способности, умения учебного труда (наблюдать,
запоминать, планировать, осуществлять самоконтроль), устную речь при выступлениях; формирование навыков информационной
культуры, ответственности за результаты своей деятельности.
4. Краткое
описание хода урока.
1.Организационный
момент
2.Опрос по изученному материалу.
- Что означает фраза «Каково волокно - таково
и полотно!»?
- Какие
текстильные натуральные волокна вам известны?
– Составьте схему получения
шелковой ткани
– Найдите ошибку в схеме
получения шерсти.
- Определите нити переплетения в
ткани.
- Что называют раппортом?
– проверка)
– Как различают раппорт?
- Какие ткацкие переплетения вам
известны?
– Назовите виды простых
переплетений
– Определите по основным
признакам виды простых переплетений
– Что оказывает влияние на
качество ткани?
– Назовите основные признаки
определения лицевой стороны ткани?
– По каким признакам определяют
направление долевой нити в ткани?
- Назовите основные срезы и нити
в ткани?
Руководители групп отметьте
количество правильных ответов, количество ошибок!
3. Актуализация опорных
знаний.
В 6 классе вы будете
изготавливать юбку. В магазинах множество разнообразных тканей.
- Из какой ткани можно сшить
выбранную модель юбки? Может ли неправильно выбранная ткань снизить качество
изделия?
4. Постановка учебной задачи.
- Что отличает ткани? Они все
разные! Их отличает: блеск, эластичность, жесткость, мягкость, воздушность.
- Может ли ткань подсказать, как
правильно с ней работать?
- Может ли ткань быть вредной для
здоровья?
- Что мы должны с вами узнать,
чтобы ответить на эти вопросы.
- Каких знаний у нас для этого не
хватает?
5. Открытие новых знаний .
Швейное материаловедение
классифицирует все свойства тканей на геометрические, физические, механические,
оптические и технологические. Геометрические свойства тканей – это ее размеры:
толщина, длина, ширина, плотность.
Большое значение для сохранения
вида и формы одежды, увеличения срока ее носки имеет способность ткани
противостоять различным механическим воздействиям, то есть механические
свойства: стойкость к механическим воздействиям, удлинение, сминаемость,
драпируемость, износ
и износостойкость.
К тканям различного назначения
предъявляются разные требования в отношении их физических (гигиенических)
свойств, существенно влияющих на комфортность изготовленной одежды: гигроскопичность,
водоупорность, воздухопроницаемость, паропроницаемость, пылеемкость и пылепроницаемость, теплозащитные
свойства.
Оптическими свойствами материалов
называют их способность количественно и качественно изменять световой поток.
Это во многом определяет назначение тканей и некоторые их свойства: цвет, блеск,
расцветка, колорит.
К технологическим относятся
свойства тканей, влияющие на их обработку на всех стадиях технологического
процесса изготовления одежды: сопротивление резанию, скольжение, осыпаемость, прорубаемость, раздвигаемость
тканей, усадка, способность к формированию в процессе влажно-тепловой
обработки.
У тканей есть свои названия, так
же как у людей имена и фамилии.
- Ассортимент тканей из
натуральных волокон: из хлопка, из льна, крапивы, шелка, шерсти.
Этот перечень названий тканей
можно продолжать бесконечно. Однако нужно заметить, что названия тканям дают и
сейчас.
- Это делают их авторы - дессинаторы, которые
проектируют новые ткани. Из коллекций тканей, подготовленных дессинатором
сегодня, будет сшита одежда завтрашнего дня.
6. Инструктаж по выполнению практической работы.
- Каждая группа сегодня будет
работать в своей исследовательской лаборатории и исследовать свойства
определенного вида ткани (хлопок, лен, шерсть, шелк). Цель работы: выявить
положительные и отрицательные свойства ткани, заполнить таблицу и ознакомить с
результатами исследования учащихся класса.
7. Физкультминутка «Веселое
настроение»
Для того чтобы ощутить поддержку
товарища по группе, я прошу вас встать и взять друг друга за руки, образуя
кольцо. Представьте, что вы единая цепь, которую трудно разорвать.
Садитесь и приготовьтесь к
самостоятельной работе в группах.
8. Практическая работа (работа в
группах).
Исследовательская работа
«Изучение свойств ткани».
Творческий проект «Учет свойств ткани
в процессе изготовления юбки».
9. Закрепление учебного материала.
- Давайте расшифруем, что
написала в своем письме нам Золушка! У вас на столах карты с кармашками,
карточки с ответами. Найдите правильный ответ на поставленный вопрос и вставьте
карточку в кармашек!
- Переверните ваши карточки.
Какое слово удается прочитать?
- Вы теперь сможете ответить на
вопрос «Может ли ткань подсказать как правильно с ней работать»?
- По какому признаку вы будете
выбирать ткань к вашей модели юбки?
10. Рефлексия.
- Подумайте и дайте ответы на
вопросы!
- Что нового для себя узнала на
уроке?
- Какие трудности возникали в
работе?
- Были ли выявлены пробелы в
знаниях?
- Какие знания пригодятся мне в
будущем?
- Где я смогу использовать
приобретенные знания?
11. Задание на дом.
Составить словарь тканей из
натуральных волокон. Проверить качество выбранной ткани, определить ее основные
свойства. Данные записать в тетрадь.
Знания, умения, навыки и
качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др.
Ученики в ходе
урока. репродуктивные формы деятельности
(внимание, память),
продуктивные
формы деятельности (способность
логичного рассуждения, анализирования,
аргументирования), исследовательские и технические способности,
творческий подход в работе.
Приобретут и закрепят знания по основным свойствам тканей, возможностям
применения по |