Четверг, 25.04.2024, 22:28
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Лучшие мультимедиа уроки и материалы » Предметы худож, здоровьесбер, эстет. направления

Урок изобразительного искусства в 4 классе на тему «Рисуем человека».
[ · Скачать удаленно () ]
14.12.2014, 22:41
  1. Второй открытый профессиональный конкурс педагогов «ИКТ на службе ФГОС».
  2. Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
  3. Цель урока: учить школьников решать творческие задачи при работе над изображением человека.
  4. Задачи урока:
  • образовательные:
  1. ознакомить учащихся с разными методами стилизации при рисовании лиц людей;
  2. формировать у школьников простейшие умения изображения стилизованных лиц и фигур людей;
  3. сформировать у учащихся элементарное представление об особенностях работы художника-портретиста.
  • развивающие:
  1. расширять общий кругозор учащихся;
  2. развивать у школьников умение сравнивать, соотносить, анализировать визуальную информацию.
  • воспитательные:
  1. воспитывать в учащихся настойчивость в достижении поставленной цели;
  2. формировать у детей внимание;
  3. воспитывать у учащихся как исполнительность, так и креативность мышления, необходимые при выполнении практических заданий.
  1. Краткое описание хода урока:

 

  • Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

 

  • Вводная часть урока

Учащиеся в ходе беседы о рисунках, выполняемых ими на уроках ИЗО, в ходе разнообразных конкурсов и во время самостоятельного рисования, приходят к выводу, что им часто приходится рисовать человека. При этом учащиеся нередко испытывают затруднения. Исходя из этого, определяется тема урока: «Рисуем человека».

 Как научиться рисовать человека? Учитель предлагает детям вначале воспользоваться заготовками изображений деталей лица человека, чтобы на первых порах верно определять, как соотнести то или иное готовое изображение с личным замыслом и добиться положительного результата – рисунка задуманного персонажа?

Вводное упражнение по теме урока на интерактивной доске (ИД)

заключается в составлении учащимися на ИД из готовых форм деталей лиц рисунков 2 персонажей: девочки скромной и тихой и девочки эмоциональной и шумной. Используя материалы CD-ROM диска «Фантазеры», дети выполняют рисунок «Подружки». Затем учитель начинает демонстрировать приемы рисования тел персонажей коллективного детского рисунка на ИД, показывая при этом, как позы, жесты и особенности одежды персонажей помогают уточнить их характеры. С целью экономии времени и для создания эмоционального фона урока показ приемов «живого» рисования на ИД может быть прерван. Далее пример выполнения рисунка до конца воспроизводится с помощью предварительно сделанной средствами Smart Notebook записи на музыкальном фоне (песенка В. Шаинского на слова Ю. Энтина «Чунга-Чанга»). Запись, выполненная учителем накануне, включает в себя импортированное с рабочего стола предварительно подготовленное педагогом изображение такого же (или очень похожего) рисунка, как рисунок, сделанный детьми в ходе вводного упражнения. В начале записи присутствуют те же действия, что и  в показе учителя стилусом на ИД при рисовании тел персонажей рисунка. Т. о. все этапы получения законченного изображения при демонстрации флеш-заготовки взаимосвязаны с предыдущими этапами урока. Данную заготовку можно использовать повторно в ходе этапа самостоятельной практической работы уч-ся с целью оказания помощи школьникам, не обладающим хорошей зрительной памятью, а также для формирования эмоционального настроя детей.

По завершении выше описанного этапа урока следует подвести учащихся к мысли о том, что умение правильно изображать детали лица человека при разных эмоциональных состояниях героя картинки, а также использование в рисунке выразительных поз и движений персонажей композиции позволяют художнику создавать выразительные образы. Дети формулируют цель урока: научиться выразительно рисовать людей, при этом правильно передавая их эмоциональные состояния.

В ходе дальнейшей беседы с учащимися выясняется, что для достижения поставленной цели необходимо

1) помнить,  как выглядят люди в разных эмоциональных состояниях и

2) уметь это отображать в рисунках (ставятся соответствующие задачи урока)

Упражнение по закреплению вводной части нового материала (с целью решению первой задачи урока)

заключается в выполнении школьниками работы в парах. При этом дети определяют по рисункам-схемам лиц людей эмоциональные состояния нарисованных персонажей и запоминают приемы изображения разных эмоций.

На доске написаны в определенном порядке слова: «Грусть», «Смех», «Испуг», «Улыбка», «Пренебрежение», «Тоска». Детям следует разложить в таком же порядке рисунки-смайлики.

Самопроверка правильности выполнения упражнения проводится учащимися по изображению из презентации Power Point, где смайлики расположены в верном порядке.

  • Физкультминутка

проводится перед началом объяснения нового материала и практической работой. Выполняется ½ комплекса упражнений для каждого урока.

 

  • Освоение учащимися  нового материала

необходимо связать  с вытекающими из результатов работы выводами. А они таковы: используя изображения характерных определенному эмоциональному состоянию человека черт лица, можно показать на каждом нарисованном лице задуманную автором рисунка эмоцию человека. «Если знаешь, как изменяются глаза, губы, лоб и др. части лица человека, когда он смеется или плачет, грустит или задумался, и умеешь это нарисовать, то создашь любой персонаж своей композиции» − еще раз уточняется учителем и учениками. «И научиться этому можно с помощью наблюдений за лицами людей,  - еще раз напоминает учитель, - и у профессиональных художников, копируя их рисунки».

Практическая работа учащихся начинается одновременно с углубленным    объяснением нового материала, суть которого была раскрыта уже на этапе вводной части урока.

Задание практической работы имеет дифференцированный характер и заключается в выполнении рисунка (в завершении начатого изображения) головы человека по образцу. Незаконченный рисунок и образец полного изображения размещены в индивидуальном раздаточном листе. Дети получают раздаточные материалы с изображением голов с лицами, выражающими яркие эмоции. Но недостаточно только дорисовать голову человека. Следует нарисовать и часть туловища, определив, какая одежда подчеркнет характер изображаемого персонажа, и придать герою рисунка позу, подчеркнутую определенными жестами, которая также будет работать на задуманный образ.        

Одновременно с этим заданием часть четвероклассников принимает участие в создании рисунка на ИД. Задание на ИД аналогично по сути индивидуальным заданиям. Дети стилусом по очереди дорисовывают недостающие детали лица и головы персонажа очередного слайда в Smart Notebook.

Далее, скопировав законченное детьми изображение головы, учитель вставляет его в следующий слайд и повторно объясняет методы, с помощью которых возможно усиление звучания образа персонажа рисунка. К таковым методам, как уже было сказано выше, относится изображение соответствующих образу героя деталей одежды и жестов, утрирование особенностей прически и т. п. деталей, использование цвета для подчеркивания характера персонажа рисунка. Что и делает учитель на ИД. Объяснение проводится с использованием заранее подготовленных материалов, созданных преподавателем в Smart Notebook.  Н-р, начав изображать одежду, учитель может, не закончив эту часть рисунка, перейти на следующий слайд, где одежда уже дорисована, чтобы быстро приступить к следующему этапу – работе в цвете. При этом на новом слайде уже размещен рисунок головы в цвете, как пример начала работы красками. Положив на рисунок 2-3 «мазка» можно переходить к следующему слайду, где работа в цвете уже закончена. И т. д. Такие предварительные заготовки позволяют учителю высвободить время для индивидуальной работы с учащимися.

Учащиеся проводят аналогичную работу в своих индивидуальных листах, но не рисуют красками. Показ работы в цвете необходим для получения школьниками полной информации о средствах выразительности, используемых в рисунке при создании образа человека. Данные сведения помогут им при создании конкурсных рисунков, в ходе домашних занятий изобразительной деятельностью и т. д.

 

  • Физкультминутка

проводится по завершении практической работы. Выполняется ½ (II часть) комплекса упражнений для каждого урока. В это время учитель вывешивает на доску наиболее удачные рисунки учащихся.

 

Информационно-образовательная вставка.

Проведя краткий анализ работ учащихся и сделав акцент на положительных сторонах рисунков, необходимо пояснить, что хорошие результаты урока связаны не только со старанием учащихся, но и с выбором посильной для них степени сложности работы. «Мы не ставили перед собой невыполнимых задач. Рисовали по образцам, которые к тому же имели довольно высокую степень стилизации изображений» − сообщает учитель, иллюстрируя свои слова материалами  слайда «Степени стилизации» в Smart Notebook, поясняя при этом суть отличий разных степеней стилизации в рисунках лиц людей.

«Однако профессиональные художники могут выполнять портреты порой просто с фотографической точностью. Для того чтобы научиться так рисовать, надо много трудиться. Чтобы стать профессиональным портретистом надо знать, например, пластическую анатомию — науку о внутреннем устройстве тела человека. Рисуя голову, каждый профессиональный художник четко знает, какие мышцы лица и как работают, чтобы выражение лица человека было именно таким, как мы увидим это на портрете. Профессионализм художника это талант, умноженный на знания и труд. Только много знающие и много работающие художники способны создавать портреты, которые волнуют людей многих поколений» − рассказывает учитель, демонстрируя при этом слайд с репродукциями портретов известных художников. Рассказ сопровождается также и различного рода демонстрациями в Smart Notebook. Н-р, для показа небольших фрагментов мимических мышц лица используется метод «Волшебная таблица», требующий от учителя, как и мн. др. фрагменты данного урока, серьезной предварительной подготовки материалов Smart Notebook. В данном случае это длительный поиск анатомического рисунка (типа экорше), в котором  размеры всего лица и размеры его деталей, пропорции деталей лица, ракурс изображения совпали бы с аналогичными деталями на фотографии девушки.  Без использования таких изображений (фото девушки и рисунок экорше) сложно дать детям дозированную визуальную информацию по пластической анатомии, информацию, которая помогает учителю осуществлять на уроке принцип научности образования, не травмируя при этом психику школьников младшего звена показом полного изображения экорше головы человека. Показ же небольших фрагментов экорше методом «Волшебная таблица» помогает не только дать учащимся необходимые знания, но и сделать дидактический материал максимально простыми для восприятия учащимися младшего звена.  Данный метод позволяет совмещать 2 изображения (фотографию девушки и рисунок экарше) и демонстрировать их одновременно, накладывая одно на другое (рисунок экорше на фотографию девушки) и открывая ограниченные части рисунка экорше. Например, учитель обращает внимание детей на губы девушки (в фотографии). А при наведении на изображение губ клетки вставленной таблицы с заливкой рисунком экорше, четвероклассники видят здесь же рисунок круглой мышцы рта, треугольную мышцу и др. мышцы нижней части лица. При этом учитель объясняет, как действие мышц влияет на то, что происходит с губами при различных эмоциональных состояниях человека. При небольших размерах открывающегося взору ученика фрагмента экорше (при сохранении большого фрагмента изображения головы девушки в виде фотографии) визуализация мимических мышц человека не вызывает у детей отвращения. Но задача научного характера обучения при этом решается.

  •  Окончание урока.
  1. Выполнение проверочного задания на слайде Smart Notebook. При подготовке данного задания используется метод закрашивания правильных ответов, вставленных в слайд, цветом фона слайда. При выполнении задания выходящие к доске ученики удаляют электронным ластиком эти закрашенные фрагменты. Правильные ответы «возникают» на слайде, и дети видят, верны ли их личные предположения и ответы одноклассников, работавших у ИД.
  2. Самооценка рисунков путем сравнения их с образцами лучших работ, выполненных учащимися других классов, и с лучшими рисунками одноклассников носит характер рассуждений.
  3. Сдача работ на проверку, в ходе которой оценки за рисунки учащимся выставит учитель.

Домашние работы, как таковые, на уроках изобразительного искусства отсутствуют. Однако в качестве рекомендации детям можно предложить дома ознакомиться с разделом «Искусство объединяет народы» учебника Л.А. Неменской «Изобразительное искусство. 4 класс. Каждый народ – художник» (с. 137), где дети смогут прочитать увлекательный материал об искусстве изображения человека.

  1. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока.

 

В ходе урока дети актуализируют умение копировать (срисовывать) готовое изображение. Они приобретут знания о том, как определенные изображения деталей лица, прически, фигуры и одежды человека способствуют выявлению в рисунке характера и эмоционального состояния изображаемого персонажа, и закрепят данные знания в ходе практических работ. Кроме того, четвероклассники получат знания развивающего характера об особенностях профессиональной подготовки художников.

Дети поработают над коллективными рисунками на ИД, увидят разнообразные приёмы визуализации учебного материала средствами ИД, убедятся в ходе различных этапов урока в разнообразии практических методов использования ИД.

Учащиеся на данном уроке должны понять, что занятие с использованием возможностей ИД позволяет им узнать больше нового и научиться делать то, что на уроке без ИКТ потребовало бы от них гораздо большего количества времени и усилий. Другими словами, учащиеся должны ощутить высокую эффективность современного урока с использованием ИКТ.

 

 

Категория: Предметы худож, здоровьесбер, эстет. направления | Добавил: vjytnrf
Просмотров: 1502 | Загрузок: 567 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 1
Уважаемая Галина Михайловна!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Втором открытом профессиональном Конкурсе педагогов «ИКТ на службе ФГОС»!
Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии в Открытом профессиональном Конкурсе педагогов «ИКТ на службе ФГОС» и публикации образовательного материала в Интернете, на сайте Факультета мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет" www.moi-mummi.ru . Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
С уважением, технический эксперт Сенникова Е.Н.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]