Конспект
коррекционно-развивающего, психологического занятие
«Чудесный
мир общения и доброты».
Цель: учить
детей видеть в людях хорошее и доброе, раскрыть свои возможности, способности и
умения.
Задачи:
·
Развивать умение детей различать невербальный (понимать
мысль и настроение по мимике, жестам, пантомимике), и вербальный (общение при
помощи языка) способы общения.
·
Обращаться друг к другу по имени, при общении смотреть
друг другу в глаза, использовать вежливые слова, не перебивать друг друга.
·
Развивать социальную компетентность, мыслительную
активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли.
·
Развивать элементы рефлексии, учить детей критически
относиться к своим поступкам, повышать самооценку, упрочить уверенность в себе
и самоуважение.
·
Развивать умение детей передавать эмоциональное
состояние с помощью мимики и пантомимики.
Оборудование: ПК,
мультимедиа-проектор, экран, презентация «Чудесный мир общения и доброты» .
Пиктограммы с эмоциями, фотографии детей, картинки для психогимнастики,
сюжетные картинки с изображением хороших и плохих поступков, графическое
изображение «Лесенка», бумажные голуби, чемодан.
Ход занятия:
Дети входят в сенсорную комнату, где их встречает психолог:
-Ребята, хотите стать чуточку лучше, чтобы окружающим вас людям хотелось
общаться с вами? (Дети отвечают).
- Молодцы ребята, тогда я приглашаю вас в мир общения и доброты! В этом
чудесном мире общаться, можно не только
разговаривая друг с другом, используя язык и голос, но так же общаться можно с
помощью жестов, мимики и пантомимики.
И чтобы туда попасть, давайте посмотрим и вспомним, какие эмоции и чувства могут
испытывать люди, какие пиктограммы им
соответствуют. (Пиктограммы это схематическое изображение эмоций). Обсуждение
картинок. (Слайд 1,2)
А теперь необходимо угадать, что я хочу вам сказать при помощи рук, лица, и
тела!
Игра «Угадай,
что я хочу тебе сказать».
С помощью жестов, мимики и пантомимики детям демонстрируется следующее:
-
поздороваться
за руку с ребенком («Здравствуй!»);
-
поднести
к губам палец - знак молчания («Тише!»);
-
погрозить
пальцем («Так нельзя!»);
-
поаплодировать («Браво! Молодец!»);
-
помахать
рукой на прощание («До свидания!»);
- подозвать
рукой ребенка к себе («Иди сюда!»);
-
выставить
руку вперед, сжав в кулак и подняв большой палец вверх («Молодец! Хорошо! Это
здорово!»).
Дети по очереди
отгадывают, что хочет сказать им взрослый.
-Молодцы ребята! Теперь
мы с вами можем понимать друг, друга без слов.
Приветствие по кругу «Я
рад(а) тебя видеть.
Дети здороваются друг с
другом обеими руками со словами «я рад(а), (имя ребенка) тебя видеть» . Затем
психолог вытягивает
вперед руку, сжатую в кулак
с поднятым вверх большим пальцем.
Дети по очереди присоединяются к нему и дружно говорят: «Всем, всем добрый день!»
Психолог: «Когда мы приветствовали друг друга, мы с вами выполняли несколько золотых правил общения. Давайте их вспомним . Дети вспоминают основные правила общения: обращаться друг к другу
по имени, при общении смотреть друг другу в глаза, использовать вежливые слова,
не перебивать друг, друга.
- Каждое ваше утро в детском саду
начинается с гимнастики. Для хорошего общения тоже необходима зарядка, только
психологическая. (Слайд 3)
Разминка. Цель:
сосредоточение друг на друге, чередование напряжения, расслабления.
Мимическая:
- улыбнитесь,
как солнышко;
- нахмурьтесь,
как тучка;
- рассердитесь,
как два барана, столкнувшиеся на мостике;
- изобразите
испуганного зайчика;
- изобразите
хитрую лисичку.
Голосовая: «У меня все получится».
Детям предлагается
повторить данную фразу вслед за психологом сначала шепотом, затем громко и наконец,
очень громко. - Молодцы ребята! Беседа
по теме занятия:
-
Ребята, взрослые вам часто говорят,
что нужно быть
дружными, не
ссориться.
-
А как вы понимаете, что такое дружба?
-
Поднимите руки те, кто нашел уже себе
друга.
-
Выскажитесь по кругу, какой он настоящий
друг, какими качествами должен обладать
-
А с какими детьми не хочется дружить?
Дети отвечают на
вопросы. Рассматривают сюжетные картинки с изображением плохих, хороших
поступков. Обсуждают. (Слад 4-7)
Игра:
«Хорошие плохие поступки» Цель: развивать элементы рефлексии, научить
детей критически относиться к своим поступкам, повышать самооценку,
развивать уверенность в себе и самоуважение.
Каждый ребенок
получает листок бумаги. Необходимо сначала вспомнить,
какой-нибудь один свой плохой поступок, назвать его, затем представить, что это
он, скомкать его и выбросить в мусорное ведро (по кругу).
-А сейчас мы
будем собирать чемодан в дорогу: передавать его по кругу и складывать в него
хорошие поступки (символами хороших поступков будут бумажные голуби). Но не
забывайте, что в данный момент вы - одна
дружная семья, крепкая команда, поэтому, если вашему товарищу будет трудно,
высказаться о себе, помогите ему. Добрые поступки помогают человеку стать
лучше, не забывайте об этом!»
Игра «Гадкий утенок» Цель: способствовать
повышению самооценки детей, улучшению социального статуса «непопулярных»
детей.
Ребятам
предлагается вспомнить сюжет сказки ГХ. Андерсена. Психолог выясняет, кто из
них хочет побыть в роли гадкого утенка. Желающему надевают на голову шапочку с
изображением утенка. Остальные дети - прекрасные лебеди. Они не хотят дружить с
гадким утенком и гонят его от себя, произнося фразы: «Кыш-кыш, уходи
отсюда!», «Не подходи к нам!», «Мы не хотим с тобой дружить!». Наступает ночь,
и лебеди «засыпают» (дети ложатся на ковер и спят). В это время педагог
меняет маску гадкому утенку на шапочку прекрасного лебедя. «Уром» лебеди
просыпаются и видят, что гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя. Дети
подходят к нему, обнимают, гладят, восхищаются: «Какой прекрасный лебедь!»
В
роли гадкого утенка могут побыть все желающие.
Методика
«Лесенка». Цель: изучение самооценки детей.
Дети
возвращаются в круг, рассаживаются на стульчики.
-Ребята
мне кажется, что наше занятие помогло вам стать чуточку лучше. Посмотрите на
эту лесенку. (Слайд 8)
-Если
всех детей рассадить на этой лестнице, то на трех верхних ступеньках окажутся
хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные, - чем выше, тем лучше
(показывает: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних
ступеньках окажутся плохие дети, - чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие»,
«самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажите,
на какую ступеньку вы поставите себя».
После выполнения
задания детям предлагается подарить немного добрых слов. Для этого два соседа
по кругу кладут друг другу руки на плечи. Один ребенок говорит другому: «Оля
(Миша, Таня), ты мне нравишься, потому что...». Можно обняться. И так по кругу.
Игра «Добрые
слова». Цель: научить видеть в людях хорошее и доброе, говорить комплименты;
раскрыть перед детьми собственные возможности, способности и умения;
тренировка доброжелательности.
Итог
занятия - беседа по вопросам: понравилась ли сегодняшняя встреча? что
запомнилось больше всего? что вызвало затруднения? со всем ли удалось справиться?
Ритуал
прощания, в
конце которого все дружно произносят:
«Всем, всем до
свидания!»
|