Цель: дифференциация звуков [С] и [Сь].
Задачи:
- Образовательные:
-уточнение артикуляции звуков [С] и [Сь];
-дифференциация звуков [С] и [Сь] на базе различного речевого материала.
- Коррекционно-развивающие:
-развитие мелкой моторики, памяти и внимания;
-формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на иллюстративный материал (презентация);
-развитие речевого дыхания, фонематического слуха.
- Воспитательные:
-воспитание умения слушать учителя и выполнять инструкции;
-воспитание интереса к логопедическим занятиям.
Оборудование: Леонова С.В. Игротека речевых игр. Живые картинки. Игры на развитие речевого выдоха у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями: выпуск 12. — м. : гном, 2011.— 28 с; Сиротюк А.С. Сенсомоторное развитие дошкольников. Учебное пособие – М.: Директ-Медиа, 2014. – 80 с.; презентация.
Ход занятия
- Организационный момент
Логопед: Здравствуй, Петя! Как твое настроение? Ты готов заниматься?
- Пальчиковая гимнастика.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю -
Я вас всех приветствую
(пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки,
похлопывая их кончиками).
3. Развитие речевого дыхания.
Логопед: А теперь давай тоже создадим ветерок и подуем с тобой на волшебные картинки, чтобы они зашевелились. Давай сделаем «блинчик» и подуем на язычок.
Ребенок дует на картинки.
4. Введение в тему занятия.
Логопед: Сегодня у нас необычное занятие! К нам в гости пришел, посмотри, кто это? (слоник) (СЛАЙД 2)
Л: Нашего слоника зовут Сеня. Как его зовут? (Сеня)
-Он решил отправиться в Страну Солнца, чтобы познакомиться с Солнышком. Но путь у Слоника непростой! Ему повстречалось много препятствий. Поможем Сене с ними справиться? (да)
5. Уточнение артикуляции звуков, изолированное произнесение.
Логопед: Посмотри на экран (СЛАЙД 3). Слонику нужно перебраться на противоположный берег: по тропинке, через мостик. Но идти нужно не молча, а произнося звук [С], не прерываясь. Смотри, я покажу. Нажимаешь на слоника, отпускаешь кнопочку и ведешь его по тропинке: сссссссссс… Снова нажимаешь на кнопочку – ставишь слоника. Попробуй.
Ребенок выполняет задание. Со звуком [Сь] – по аналогии.
Перед выполнением задания логопед уточняет у ребенка положение органов артикуляции при произнесении звуков, проводит игру «Поймай звук» на выделение заданного звука из ряда предложенных.
6. Дифференциация звуков в словах, предложениях.
Л: А в лесу набрел наш слоник на волшебный замок. (СЛАЙД 4) Зашел, а там такой беспорядок! Все разбросано по комнате. Поможем ему их собрать? А положить их нужно, вот сюда. (на стол) Я покажу тебе. Нажимаешь кнопочку, кладешь на стол апельсин и говоришь: На столе – апельсин. Отпускаешь кнопочку. Попробуй.
В ходе выполнения задания логопед проводит актуализацию знаний по темам «овощи-фрукты-продукты питания».
Л: Молодец!
Л: Вышел из замка слоник, а перед ним – река.(СЛАЙД 5) А в реке много рыбы. Что это в руках у слоника? (сачок, сеть) Давай поможем слонику собрать рыбу. Нажимаешь на кнопочку, кладешь рыбу и говоришь: В сетях – лосось. Попробуй.
Л: Молодец!
7. Гимнастика для глаз.
Л: А чтобы наши глазки от компьютера не устали, давай сделаем зарядку.
Сам, сам самолет.
Тут и там самолет.
|
Круговые вращения глаз с опущенными и поднятыми веками
|
Летит самолет близко,
далеко.
|
Выставляют палец перед собой, приближают к носу, отводят, прослеживая его движение взором
|
Летит самолет низко, высоко.
|
Выставляют палец перед собой, приближают к носу, отводят, прослеживая его движение взором
|
8. Дифференциация звуков в предложениях.
Л: Вышел наш слоник в поле и увидел…Кого же он увидел, давай посмотрим. (СЛАЙД 6)
Осел ест сено и васильки.
На суку сидит серая сова.
Идут гусь, гусыня и гусенок.
- Дифференциация звуков в связной речи.
Л: И пришел Слоник Сеня в страну Солнца. Обрадовалось ему солнышко: стало улыбаться и посылать ему свои светлые лучики! Слоник стоял и смотрел на солнечные искорки, потом схватил несколько лучиков и сжал в ладошке. Ему стало очень тепло! (СЛАЙД 7)
Л: Нажми на солнышко. Видишь, слонику стало тепло? Давай попробуем вместе рассказать, что произошло.
Ребенок повторяет за логопедом текст.
Л: Сеня захотел поделиться со всеми своей радостью! (СЛАЙД 8) Солнышко подарило ему много лучинок. И решил Сеня всем друзьям посылки отправить! Пришел на почту. Взял сумку и сложил в нее солнечные лучики. А сам пел веселую песенку. Пусть все радуются! И у всех будет свое солнышко!
-Ты запомнил, что решил сделать Слоник? Попробуй мне рассказать.
-Чего хотел Сеня?
-Что подарило ему солнышко?
-Что решил отправить всем друзьям Сеня?
-Куда он пришел?
-Что он там делал?
Л: Давай сложим лучики в сумку! Нажми на слоника, он запоет песенку. А мы ему поможем!
Л: Молодец!
- Гимнастика для глаз.
Л:Давай снова дадим глазкам отдохнуть.
В лесу темно.
|
Накладывают руки ладонями на глаза, не надавливая на них. Пальцы скрещены на лбу.
|
Все спят давно.
|
Снимают руки с глаз
|
Одна сова не спит,
На суку сидит.
|
Широко открывают глаза
|
Во все стороны глядит.
Да как полетит!
|
Движение глаз из стороны в сторону при фиксированном положении головы
|
А в лесу темно.
Все спят давно.
|
Накладывают руки ладонями на глаза, не надавливая на них. Пальцы скрещены на лбу.
|
- Итог занятия.
Логопед листает презентацию, а ребенок с опорой на нее отвечает на вопросы.
-Тебе понравилось сегодняшнее занятие?
-С кем мы сегодня путешествовали? (Мы путешествовали со слоником)
-Как его звали? (Слоника звали Сеня)
-Куда он отправился? (Сеня отправился в страну солнца)
-Что сначала ему встретилось на пути? (Ему встретилась река с мостом)
-Куда он попал потом? ( Слоник попал в волшебный замок)
-Что он там делал? (Сеня собирал продукты на стол)
-А потом? (Слоник собирал рыбу в сеть)
-Куда он вышел потом? (Слоник вышел на полянку)
-Кого он увидел?
-Сеня встретился с солнцем? (да)
-Что оно ему подарило? (Солнце подарило Слонику лучики)
-Что Сеня сделал с лучиками? (Он отправил посылки с лучиками друзьям)
-Про что была песенка Слоника?
-А как ты считаешь, Слоник сделал доброе дело?
-А ты даришь своим друзьям радость?
Л: Молодец! Ты хорошо занимался.
- Домашнее задание.
Л: Я предлагаю тебе сегодня нарисовать замечательную историю, которая произошла со Слоником. А по своему рисунку ты сможешь рассказать воспитателям, маме, папе, бабушке и дедушке, что произошло и чем же ты помог Сене.
|