Логопедическое занятие для детей 2 класса школы VIII вида
(со стёртой форой псевдобульбарной дизартрии)
по теме: "Автоматизация звука [л]».
Лексическая тема: сказка "Колобок"
Цель: создание
условий для овладения учащимися навыка правильного произношения звука Л.
Задачи:
Образовательная:
закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука
[Л] в слогах, словах, предложениях и связной речи;
коррекционно-развивающая:
развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
формирование правильного речевого дыхания, голоса, развитие моторики пальцев
рук; способствовать нормализации мышечного тонуса; развитие внимания и памяти,
обогащение словарного запаса на материале лексической темы;
воспитательная: воспитание эмоционального отношения к
происходящим событиям.
Оборудование:
индивидуальные
зеркала, артикуляционный профиль, схема артикуляции, схема характеристики
звука, тетради, мяч, магнитофон, настенная касса букв, схемы для
звуко-слогового анализа слов, набор предметных картинок (лыжи, яблоко, свёкла,
лук, клубника, молоко), картинки: колобок, волк, бабка, дед, белка, заяц; игрушка для поддувания, картинки, выражающие эмоции
страха, радости, удивления, гнева.
Ход занятия
I.
Организационный момент с психотерапией.
Приветствие.
Психологический настрой (на фоне музыки).
-
Покажите картинку, которая соответствует вашему настроению.
II. Комплекс упражнений
-
Я расскажу вам сегодня сказку. В одной деревне жили-были дед и бабка. Однажды
замесила бабка тесто. Как она его месила?
Мы тесто месим, мы
тесто мнём.
Мы его катаем, колобок
спечём.
-
И испекла бабка колобок. Это было зимой.
-
Какое сейчас время года? (зима).
-
Назовите признаки зимы.
-
А какой праздник мы скоро встречаем? (Новый
год).
-
Но дед, бабка и колобок были очень
грустные. Покажите, какие они были.(грусть)
-
Как вы думаете, почему они были грустные?
-
Без чего не будет праздника? (Без
хорошего настроения и подарков).
-
«Я схожу за хорошим настроением и подарками!» - сказал колобок.
-
Испугались дед с бабкой. Ведь путь был не близкий. (испуг). Но колобок не из пугливых.
-
Утро вечера мудренее,… а пока все улеглись спать.
Артикуляционная гимнастика.
Анализ
артикуляции по плану.
-
Вспомните, как работают органы артикуляции при правильном произнесении звука
[Л]?
-
губы растянуты;
-
зубы сближены;
-
кончик языка находится между зубами или поднят за верхние зубы к бугоркам (альвеолам), боковые края языка не смыкаются с
коренными зубами, поэтому по бокам языка образуются щели, через которые
проходит выдыхаемый воздух;
г)
голосовые связки сомкнуты, напряжены и вибрируют.
Характеристика звука (гл.-согл.,тв.-
мягк., гл.- звонк.)
Звук
[Л] согласный (т.к. язык создаёт преграду воздуху), твёрдый, звонкий.
Связь звука с
буквой
-
Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.
-
Какая буква соответствует звуку Л?
-
Найдите её в нашем волшебном домике.
-
Из скольких элементов состоит буква Л?
-
На что похожа буква Л?
Алфавит
продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.
-
Обведите букву Л в воздухе правой рукой, левой, обеими.
-
Напишите букву Л в тетради.
Физминутка 2:
Буквой Л расставим
ноги,
Словно в пляске – руки
в боки.
Наклонились влево -
вправо, влево - вправо,
Получается на славу!
Влево-вправо,
влево-вправо…
Развитие фонематического
слуха
- Игра «Поймай звук»
- Я
буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук Л
В Л Т Л Н С Л Л
Ф Л
- Я
буду произносить слоги, а вы топните ногой, когда услышите слог со звуком Л
МА ЛА РО ЛО КУ ЛУ СЫ ЛЫ ТУ
Закрепление
звука в слогах.
Идёт
колобок дальше, а навстречу ему грустный заяц (покажите, какой был заяц).
-
Заяц, почему ты грустный?
-
Я грустный потому, что не с кем мне играть в хоккей. Я вот и ворота поставил, и
шайба у меня есть.
Стал колобок на ворота, а заяц был
нападающим.
Игра
«Забей гол».
Поиграли
заяц и колобок в хоккей, стало настроение у зайца и у колобка хорошее,
радостное! (радость).А когда хорошее настроение, то обязательно поют. Наши
герои сначала потренировали голосок.
-
Упражнение «Губы-художники»: пропевание гласных звуков а, о, у, и. А потом запели:
ал-ал-ал
ол-ол-ол ыл-ыл-ыл
-
Почему заяц белого цвета?(ответы детей).
-
Куда ты идёшь? - спросил заяц.
-
За подарками и хорошим настроением - ответил колобок.
-
Удачи тебе, будь осторожен.
Закрепление
звука в словах.
-
Что взял с собой в дорогу колобок? Назовите предметы и выберите те, в которых
есть звук л
(лыжи, ананас, яблоко, свёклу,
стакан, лук, клубнику, кефир, молоко). (Колобок взял лыжи, взял яблоко...).
Игра
«Найди лишнее»
- Определите,
что лишнее в этом ряду
(репа,
яблоко, свёкла, лук,
клубника, молоко)
Идёт
колобок, слышит, кто-то шуршит на дереве. Испугался. А это быстрый маленький
зверёк, он по веткам скок-поскок.
-
Ты догадался, кто это? (белка) –
индивидуальное, хоровое проговаривание слова
-
Как называется жилище у белки? (дупло).
У белки тоже было грустное
настроение. Белка потеряла орешки. Помогите белке собрать орешки.
Игра
«Помоги белке собрать орешки».
Закрепление
звука в предложении.
-
Составьте предложение со словом белка.
Белка
прыгает по веткам.
-
Составьте графическую схему этого предложения в тетради.
-
Обрадовалась белка, что вы про неё помните и всё про неё знаете, пожелала
колобку удачи и попрыгала дальше по веткам деревьев.
-
Не успела белка отблагодарить колобка, как из-за кустов появился волк.
-
Я съем тебя, колобок - сказал волк.
-
Не ешь меня, волк, мне за подарками и хорошим настроением для бабушки и деда надо.
-
Если выполнишь моё задание, то я не съем тебя. Составь предложение из слов: лес, зима, волк, в, бродит, голодный.
-
Да, я хожу зимой в лесу злой и голодный. Но тебя я не буду есть, ты мне
понравился. Скажи, почему про меня так говорят и я покажу, куда тебе надо идти.
Волка
ноги кормят.
-
Иди вперёд, потом пойдёшь направо, а потом свернёшь налево. Увидишь большую
ёлку. Она волшебная! Возле этой ёлки и поищи подарки.
-
Покажите, ребята, в каком направлении идти колобку.
Пошёл колобок прямо, затем повернул направо, потом
налево, смотрит – большая ёлка стоит.
Огоньки
на ёлочке не горят. Надо сказать ёлочке волшебные слова!
-
Проговаривание скороговорки
Ёлка,
ёлка, ёлочка, зелёная иголочка, зажгись!
-
И засверкала Волшебная ёлочка разноцветными огоньками. Под большой ёлкой лежали
подарки: жёлтые лапти, голубой платок,
новые лыжи, сладкая свёкла, тёплое одеяло. Смотрит колобок и не поймёт,
кому что?
Формирование лексико-грамматической
стороны речи.
Игра
«Кому, что?»
-
Как вы думаете, кому колобок подарит голубой платок? (бабке - голубой платок, деду - жёлтые лапти, волку - новые лыжи, зайцу
- сладкая свёкла, белке - тёплое одеяло).
-
И про вас не забыла Волшебная ёлка, ведь вы очень хорошо научились произносить
звук л.
Загадка: Раз
ему работу дашь, —
Зря
трудился карандаш. (ластик)
-
Вам тоже подарок - белый ластик.
Д/з. Итог
урока. Оценка работы учащихся.
-
Какую сказку мы сегодня вспомнили?
-
Назовите сказочных героев.
-
Какой звук мы продолжаем учиться правильно и чётко произносить?
-
В каком положении находятся губы, зубы, кончик языка при произнесении звука
[л]?
Рефлексия.
Было ли интересно?
- Поднялось ваше настроение? Покажите
картинку, какое у вас сейчас стало настроение.
- Все хорошо работали, старались. У каждого из вас
всё получилось, каждый из вас - (разгадать
ребус: составить слово по первым буквам слов-названий картинок) |