Вторник, 10.09.2024, 01:20
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Педагогическая деятельность в коррекционных ОУ » Логопедические занятия

Автоматизация звука Л
[ · Скачать удаленно () ]
19.09.2013, 22:53

Логопедическое занятие для детей 2 класса школы  VIII вида

(со стёртой форой псевдобульбарной дизартрии)

по теме: "Автоматизация звука [л]».

Лексическая тема: сказка "Колобок"

Цель: создание условий для овладения учащимися навыка правильного произношения звука Л.

Задачи:

Образовательная: закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука [Л] в слогах, словах, предложениях и связной речи;

коррекционно-развивающая: развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза; формирование правильного речевого дыхания, голоса, развитие моторики пальцев рук; способствовать нормализации мышечного тонуса; развитие внимания и памяти, обогащение словарного запаса на материале лексической темы;

воспитательная:  воспитание эмоционального отношения к происходящим событиям.

Оборудование: индивидуальные зеркала, артикуляционный профиль, схема артикуляции, схема характеристики звука, тетради, мяч, магнитофон, настенная касса букв, схемы для звуко-слогового анализа слов, набор предметных картинок (лыжи, яблоко, свёкла, лук, клубника, молоко), картинки: колобок, волк, бабка, дед, белка, заяц; игрушка  для поддувания, картинки, выражающие эмоции страха, радости, удивления, гнева.

Ход занятия

I. Организационный момент с психотерапией.

Приветствие. Психологический настрой (на фоне музыки).

- Покажите картинку, которая соответствует вашему настроению.

II. Комплекс упражнений

- Я расскажу вам сегодня сказку. В одной деревне жили-были дед и бабка. Однажды замесила бабка тесто. Как она его месила?

Мы тесто месим, мы тесто мнём.

Мы его катаем, колобок спечём.

- И испекла бабка колобок. Это было зимой.

- Какое сейчас время года? (зима).

- Назовите признаки зимы.

- А какой праздник мы скоро встречаем? (Новый год).

-  Но дед, бабка и колобок были очень грустные. Покажите, какие они были.(грусть)

- Как вы думаете, почему они были грустные?

- Без чего не будет праздника? (Без хорошего настроения и подарков).

- «Я схожу за хорошим настроением и подарками!» - сказал колобок.

- Испугались дед с бабкой. Ведь путь был не близкий. (испуг). Но колобок не из пугливых.  

- Утро вечера мудренее,… а пока все улеглись спать.

Артикуляционная гимнастика.

Анализ артикуляции по плану.

- Вспомните, как работают органы артикуляции при правильном произнесении звука [Л]?

- губы растянуты;  

- зубы сближены;

- кончик языка находится между зубами или поднят за верхние зубы к бугоркам  (альвеолам), боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, поэтому по бокам языка образуются щели, через которые проходит выдыхаемый воздух;

г) голосовые связки сомкнуты, напряжены и вибрируют.

Характеристика звука (гл.-согл.,тв.- мягк., гл.- звонк.)

Звук [Л] согласный (т.к. язык создаёт преграду воздуху), твёрдый, звонкий.

Связь звука с буквой

- Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.

- Какая буква соответствует звуку Л?

- Найдите её в нашем волшебном домике.

- Из скольких элементов состоит буква Л?

- На что похожа буква Л?

Алфавит продолжит наш

            Буква Л – лесной шалаш.

- Обведите букву Л в воздухе правой рукой, левой, обеими.

- Напишите букву Л в тетради.

Физминутка 2:

Буквой Л расставим ноги,

Словно в пляске – руки в боки.

Наклонились влево - вправо, влево - вправо,

Получается на славу!

Влево-вправо, влево-вправо…

Развитие фонематического слуха

- Игра «Поймай звук»

- Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук Л

В Л Т Л Н С Л Л Ф Л

- Я буду произносить слоги, а вы топните ногой, когда услышите слог со звуком Л

МА ЛА РО ЛО КУ ЛУ СЫ ЛЫ ТУ

Закрепление звука в слогах.

Идёт колобок дальше, а навстречу ему грустный заяц (покажите, какой был заяц).

- Заяц, почему ты грустный?

- Я грустный потому, что не с кем мне играть в хоккей. Я вот и ворота поставил, и шайба у меня есть.

            Стал колобок на ворота, а заяц был нападающим.

Игра «Забей гол».

Поиграли заяц и колобок в хоккей, стало настроение у зайца и у колобка хорошее, радостное!  (радость).А когда хорошее настроение, то обязательно поют. Наши герои сначала потренировали голосок.

- Упражнение «Губы-художники»: пропевание гласных звуков а, о, у, и. А потом запели:

ал-ал-ал                                 ол-ол-ол                                 ыл-ыл-ыл

- Почему заяц белого цвета?(ответы детей).

- Куда ты идёшь? - спросил заяц.

- За подарками и хорошим настроением - ответил колобок.

- Удачи тебе, будь осторожен.

Закрепление звука в словах.

- Что взял с собой в дорогу колобок? Назовите предметы и выберите те, в которых есть звук л

(лыжи, ананас, яблоко, свёклу, стакан, лук, клубнику, кефир, молоко). (Колобок взял лыжи, взял яблоко...).

Игра «Найди лишнее»

- Определите, что лишнее в этом ряду

(репа, яблоко, свёкла, лук, клубника, молоко)

Идёт колобок, слышит, кто-то шуршит на дереве. Испугался. А это быстрый маленький зверёк, он по веткам скок-поскок.

- Ты догадался, кто это? (белка) – индивидуальное, хоровое проговаривание слова

- Как называется жилище у белки? (дупло).

            У белки тоже было грустное настроение. Белка потеряла орешки. Помогите белке собрать орешки.

Игра «Помоги белке собрать орешки».

Закрепление звука в предложении.

- Составьте предложение со словом белка.

Белка прыгает по веткам.

- Составьте графическую схему этого предложения в тетради.

- Обрадовалась белка, что вы про неё помните и всё про неё знаете, пожелала колобку удачи и попрыгала дальше по веткам деревьев.           

- Не успела белка отблагодарить колобка, как из-за кустов появился волк.

- Я съем тебя, колобок - сказал волк.

- Не ешь меня, волк, мне за подарками и хорошим настроением для бабушки и деда надо.

- Если выполнишь моё задание, то я не съем тебя. Составь предложение из слов: лес, зима, волк, в, бродит, голодный.

- Да, я хожу зимой в лесу злой и голодный. Но тебя я не буду есть, ты мне понравился. Скажи, почему про меня так говорят и я покажу, куда тебе надо идти.

Волка ноги кормят.

- Иди вперёд, потом пойдёшь направо, а потом свернёшь налево. Увидишь большую ёлку. Она волшебная! Возле этой ёлки и поищи подарки.

- Покажите, ребята, в каком направлении идти колобку.

            Пошёл  колобок прямо, затем повернул направо, потом налево, смотрит – большая ёлка стоит.

Огоньки на ёлочке не горят. Надо сказать ёлочке волшебные слова!

- Проговаривание скороговорки

Ёлка, ёлка, ёлочка, зелёная иголочка, зажгись!

- И засверкала Волшебная ёлочка разноцветными огоньками. Под большой ёлкой лежали подарки: жёлтые лапти, голубой платок, новые лыжи, сладкая свёкла, тёплое одеяло. Смотрит колобок и не поймёт, кому что?

Формирование лексико-грамматической стороны речи.

Игра «Кому, что?»

- Как вы думаете, кому колобок подарит голубой платок? (бабке - голубой платок, деду - жёлтые лапти, волку - новые лыжи, зайцу - сладкая свёкла, белке - тёплое одеяло).

- И про вас не забыла Волшебная ёлка, ведь вы очень хорошо научились произносить звук л.

Загадка:          Раз ему работу дашь, —

Зря трудился карандаш. (ластик)

- Вам тоже подарок - белый ластик.

Д/з. Итог урока. Оценка работы учащихся.

- Какую сказку мы сегодня вспомнили?

- Назовите сказочных героев.

- Какой звук мы продолжаем учиться правильно и чётко произносить?

- В каком положении находятся губы, зубы, кончик языка при произнесении звука [л]?

Рефлексия. Было ли интересно?

 - Поднялось ваше настроение? Покажите картинку, какое у вас сейчас стало настроение.

- Все хорошо работали, старались. У каждого из вас всё получилось, каждый из вас - (разгадать ребус: составить слово по первым буквам слов-названий картинок)
Категория: Логопедические занятия | Добавил: Tany
Просмотров: 1683 | Загрузок: 574 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 kleo-55  
Ваша работа допущена к участию в Четвертом открытом фестивале "Мультимедиа
в образовании".
Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии в Четвертом 
открытом фестивале «Мультимедиа в образовании» и публикации образовательного
материала в Интернете, на сайте Факультета мультимедиа технологий образовательного
портала "Мой университет" www.moi-mummi.ru .
Сертификат после оплаты его 
стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
С уважением, Кутузова Е.Ю. технический эксперт

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]