1.Тип урока: комбинированное подгрупповое занятие по
коррекции звукопроизношения в подготовительной к школе группе 2.Цель занятия: дифференциация сонорных звуков [Р]- [РЬ]-
[Л]- [ЛЬ] в словах сложной слоговой
структуры, словосочетаниях, предложениях. «Путешествие по Кольскому
Северу». 3.Коррекционно-образовательные задачи: Уточнить
характеристики звуков [Р]- [РЬ]- [Л]- [ЛЬ]; активизировать и
актуализировать предметный, глагольный и качественный словарь, обозначающый города,
природу, животный и растительный мир Кольского полуострова; Коррекционно
- развивающие задачи: Развитие
фонематического слуха и восприятия; Совершенствование
навыка звукового анализа и синтеза слов; Практическое
усвоение родительного, творительного и предложного падежа существительных;
Формирование
навыка словообразования сложных слов; Совершенствование
синтаксической стороны речи на основе составления предложений с однородными дополнениями; Развитие
координации речи с движениями; Развитие зрительного
внимания, логического
мышления, общих речевых навыков;
Воспитательные
задачи:
Формировать положительную
мотивацию к овладению знаниями, желание заниматься;
Воспитание интереса
и любви к родной природе; навыков сотрудничества, взаимодействия,
инициативности, активности, любознательности, самоконтроля за речью; 4. Краткое
описание хода занятия:
В каждой части занятия происходит
образовательная деятельность, способствующая дифференциации сонорных [Р]- [РЬ]-
[Л]- [ЛЬ]. Функция контроля за речью осуществляется при помощи условных
символов: если ребёнок неправильно произносит один из твёрдых звуков [Р]- [Л]
логопед поднимает вверх синий светофорчик, если зелёный, то ребёнок должен
подумать над произношением мягких звуков[РЬ]- [ЛЬ]. В организационном моменте занятия дети
актуализируют навыки звукового анализа и
синтеза слов и умение характеризовать по твёрдости-мягкости сонорные звуки"Составь слово", "". Проблемная
ситуация получения письма от саамского мальчика Лило Риру, мотивирует детей к использованию полученных
ранее знаний и умений. С целью реализации
национально-регионального компонента на логопедическом занятии
дифференциация сонорных звуков [Р]- [РЬ]- [Л]- [ЛЬ] происходит в процессе активизации
и актуализация предметного, глагольного и качественного словаря, обозначающего
города, природу, животный и растительный мир Кольского
полуострова (Игра "Экскурсионное Бюро",игра"Стюардесса"); Мультимедийная
презентация «Путешествие по Кольскому Северу», использованная как часть занятия
позволяет детям в игровой форме совершенствовать фонематический слух,
зрительное внимание, логическое мышление, аналитико-синтетическую
деятельность. В зависимости от
творческого подхода, вариативности постановки вопроса совершенствуются навыки употребления
творительного падежа существительных, «Над чем пролетаем?», приобретается
умение находить общую часть слова в сложных словах «Гора, Озеро, Море»( Мончегорск,
Оленегорск, Ловозеро, Ковдозеро,
Заозёрск, Беломорск, Североморск)В игре"Договори словечко"дети закрепляют навык образования сложных слов.Учитывая индивидуально-психологичесие особенности
детей с тяжёлыми нарушениями речи во время занятия происходит разумная смена
образовательной деятельности. Координация
речи с движениями в игре «Олени», музыкальной игре «Грибочек»; в игре «С мячом» происходит актуализация
качественного словаря. Рефлексия деятельности на занятии: в играх «Гора, Озеро, Море», «Дерево - кустарник», «По грибы - по
ягоды», «Животные -птицы» дети упражняются
в классификации понятий, выбирают фотографии с заданными звуками [Р]- [РЬ]-
[Л]- [ЛЬ]. 5. Знания,
умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят и др.
воспитанники в ходе занятия:
Актуализируют навык составления характеристики сонорных
звуков [Р]- [РЬ]- [Л]- [ЛЬ], навык различения их по твёрдости-мягкости; активизируют
предметный, глагольный и качественный словарь, обозначающий города, природу,
животный и растительный мир Кольского полуострова; совершенствуют навык
звукового анализа и синтеза слов; закрепят навык практического усвоения
творительного падежа существительных; приобретут навык словообразования двусоставных
слов; закрепят навык составления предложений с однородными существительными;
умение координировать речь с движениями; взаимодействовать в играх,
контролировать правильный навык произношения сонорных звуков у себя и товарища,
логически мыслить, умение оценивать красоту родной природы. |