Ход занятия.
Психолог:
Упражнение «Подари другу
хорошее настроение» (инициация).
Дети стоят в кругу. Ребенок
поворачивается к соседу слева, говорит «привет», прикрепляет ему звездочку –
эмблему.
(дети дарят
звездочки с изображением улыбки; звездочки двух цветов. Закрепляем на бейджик
)
Слайд№1-2
Логопед:
Как-то вечером
произошла необычная история:
В небе звезды засветились,
В млечный путь затем пустились.
По небу яркому прошлись,
Сверкая, стали падать вниз.( слайд№2)
Слайд №3
Падая, звезды превратились в … буквы.
Давайте рассмотрим
и назовем их.
Слайд №4 ( Р- мерцает
красным цветом; звуковой
сигнал «Аппарат Морзе»)
Посмотрите, с
созвездия Р поступает сигнал тревоги! Что же там
происходит?
Давайте узнаем из поступающих телеграмм.
(Дети получают «телеграмму», на которой написано
слово: крылатый, зубастый, когтистый,
огненный; летает, похищает; крылья,
пасть, пламя, хвост. «Телеграммы» вручает логопед и психолог).
Дети стоят в кругу и «читают» телеграмму – называют
написанное слово, определяют по словам-ассоциациям, кто поселился на созвездие Р.
Кто же поселился на созвездии Р?
Слайд №5
(появляется изображение дракона, идет текст с кадра компьютера)
Хочу владеть один я звуком важным.
Хочу его оставить только для себя,
В своих словах:
"Дракон", "Ругаться",
"Драться",
и " Дразнить ".
А как без звука люди будут жить,
Как говорить и петь,
Тут уж не мне тужить.
Логопед:
Дракон - нешуточный
злодей,
Тревожно от его затей.
Психолог: Попробуем сразиться с Драконом и не дать похитить звук Р? Нам предстоит
выполнить задания, затушить языки
пламени, но не водой, а знаниями.
Психолог и логопед:
Отправимся в полет к звездам на
космическом корабле, взяв с собой улыбку, настойчивость, хорошее настроение и
«Рюкзачок ожиданий».
Психолог: упражнение « Рюкзачок
ожиданий». (психолог предлагает «положить» в рюкзачок, что ожидает, чего
опасается ребенок в предстоящем путешествии, помогает при необходимости
наводящими вопросами).
(Звучит музыкальный фрагмент Ди Дю Ля «Кометы хвост»)
Упражнение «Полет к звездам»
(дети садятся на ковер)
Психолог: «Расправьте плечи,
поднимите лицо, сделайте глубокий вдох, медленный выдох… У нас хорошее
настроение. Мы с вами приблизились к
прекрасному, звёздному небу…Наш полёт завершился…»
Слайд № 6 - 7 (звездное небо, ловушки с анимацией
удаление)
Логопед: игра «Ловушки»
Дракон расставил ловушки, непростые, а звуковые.
Задание: если в слове услышите
звук Р, «ловушку» нужно захлопнуть, т.е хлопнуть в
ладоши, если в слове звука Р нет, нужно выполнить прыжок
на месте.
(слова: радуга, плот, комар, труба, клубок, дрова,
молоток, дрозд)
На слайде постепенно
«закрываются» все ловушки.
Убирается первый
язык пламени.
Слайд №8 – 13 (картинки: зуб, оса, боб, кошки, кот; напечатаны слова с
пропущенной буквой Р, при проверке появляются картинки, обозначающие новое
слово со звуком Р, например, зуб. - зубР ).
Логопед: игра «Верни звук»
Логопед: Звук Р мы с вами
услышали, попробуем вернуть его в слова (работа со слайдом)
Зуб – зубр; оса – роса; боб – бобр, кошки-крошки,
кот-крот.
Убирается второй
язык пламени.
Слайд №14 (с музыкальным сопровождением)
Психолог: игра « Хвост дракона»
Играющие стоят друг за другом,
держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок - это голова дракона, последний – кончик
хвоста. Первый играющий, пытается схватить последнего – дракон ловит свой
хвост. Остальные дети цепко держаться друг за друга. Игра повторяется 2 раза.
Психолог: вы играли сплоченно,
дружно.
Убирается третий
язык пламени.
Логопед предлагает детям взять по одной картинке с изображением многозначных слов: кран,
корзина, труба, ручка, перо, петрушка.
Логопед: Слова тоже могу дружить.
Посмотрите, что изображено на вашей картинке
и найдите себе пару с одинаковым названием предмета,
например, у меня корзина - (психолог)
и у меня корзина.
Дети, объединяются в пары, называют слова и объясняют их
значение.
С многозначными словами «петрушка» составляется
дидактический синквейн:
дети распределяются на две подгруппы (по цвету
эмблем-звездочек), работают с педагогами у флип-чартов. С помощью вопросов
педагога дети подбирают слова, зарисовывают их с помощью схем.
Пример составления синквейна.
1. Петрушка.
2. Забавный,
яркий.
3. Улыбается,
радует, веселит.
4. Нам
нравится Петрушка.
5. Игрушка.
1. Петрушка.
2. Ароматная, целебная.
3. Растет,
пахнет, кудрявится.
4. Мы
любим добавлять петрушку в салат.
5. Растение.
Презентация работы.
Ребенок из каждой команды представляет (рассказывает)
синквейн. При необходимости дети помогают товарищу.
Убирается четвертый язык пламени.
Слайд №15 - 16
Упражнение «Притопы» (подразним дракона)
Логопед предлагает детям встать в круг и повторить
чистоговорку следующим образом. Первый раз – полностью; во второй раз
последнее слово произнести про себя и топнуть правой ногой; в третий раз –
два последних слова произнести про себя и топнуть два раза ногой и т. п.
«Ребята смекалкой дракона сразили,
Пламя дракону вмиг погасили».
Логопед: У Дракона «потушены» все языки пламени, Дракон
«улетает» на свое созвездие.
Психолог: упражнение «Возвращение» (дети садятся на ковер)
(Звучит музыкальный фрагмент Ди Дю Ля «Кометы
хвост»)
Психолог: «Расправьте плечи,
поднимите лицо, сделайте глубокий вдох, медленный выдох… У нас хорошее настроение. Мы с вами совершили полет к звездам и
сейчас возвращаемся в детский сад…Наш полёт завершился…» Слайд №17
Слайд №18
Рефлексия «Рюкзачок ожиданий»
психолог предлагает вспомнить,
что дети «положили» в рюкзачок, при
необходимости помогает наводящими
вопросами высказаться по поводу своих ожиданий и опасений, оценить свой вклад
в достигнутый результат.
|