План – занятия:
1. Организационный момент.
- Ребята, что растет в лесу? (дети перечисляю растения
леса) А какие бываю ягоды? (садовые, лесные) Какие лесные ягоды вы знаете? (дети
называют ягоды) А вы хотите увидеть, как ягоды растут в лесу? Тогда я
предлагаю отправиться сегодня на прогулку в лес, по ягода. Возьмите корзинки
и садитесь в автобус.
- Вот мы и приехали в лес. Только будьте внимательны.
Старайтесь не ломать и не топтать растения леса.
2. Вводная беседа о растениях леса.
I часть 2-5 слайды. - Посмотрите как много растений в лесу. Здесь
растут высокие деревья, низкие кусты, трава, цветы, грибы и ягоды. Люди любят
ходить в лес собирать грибы, ягоды. Все это мы называем «Дары леса». Сегодня
мы посмотрим, как растут ягоды в лесу.
3. Демонстрация презентации, рассказ логопеда, активизация
речи детей.
6-18 слайды Это черника. Она растет на низком кустике с
мелкими, плотными, овальными листьями. Ягоды круглые, темно синие почти
черные, кисло-сладкие на вкус. Черника очень полезная ягода, в ней много
витаминов. Особенно она полезна для глаз. Как вы думаете почему её назвали
черникой? ( дети высказывают свои предположения) Да потому что она черно-
фиолетового цвета, как чернила. И когда её ешь. По язык окрашивается в такой
же цвет. Черника (хоровые и индивидуальные повторы детей).
Аналогично демонстрируются следующие ягоды: клюква,
брусника, голубика, земляника, малина, ежевика, боярышник, рябина, калина.
Демонстрируются фотографии с изображением лесных ягод, в
сопровождении рассказом логопеда о внешнем виде ягод, их форме, цвете, вкусе
и пользе.
- Ребята мы собрали полное лукошко ягод. Нам пора
возвращаться в детский сад. Спасибо лесу за такие вкусные дары. (Садятся в
автобус и едут в детский сад)
16-19 слайды II часть. Дидактическая игра «Посчитай ягоды».
- Посмотрите, сколько ягод мы собрали? Давайте посчитаем. Дети
пересчитывают ягоды. Педагог обращает внимание на словоизменение
существительного на числах 1, 2, 5.
- Одна малина, две малины, три…, четыре…, пять малин,
шесть малин. Сколько ягод малины мы собрали? Шесть ягод малины.
- Одна земляника, две земляники, три…, четыре…, пять
земляник, шесть…, семь…, восемь земляник. Всего восемь ягод земляники.
- одна черника, две черники, три…, четыре…, пять черник,
шесть…, семь черник. Всего семь ягод черники.
18-28 слайды IIIчасть. Дидактическая игра «Какое варенье?».
- Сколько ягод мы собрали. Как же мы их сохраним на зиму.
Что можно приготовить из лесных ягод? Дети высказываю свои предположения.
(Варенье, компот, джем, заморозить в холодильнике)
- Мы сварим варенье из ягод.
- Какое варенье получится из малины? – Малиновое варенье.
(дети называют образованные относительные прилагательные от существительных).
Из клюквы – клюквенное варенье,
из земляники – земляничное варенье,
из ежевики – ежевичное варенье,
из черники – черничное варенье,
из брусники – брусничное варенье,
из клюквы – клюквенное варенье,
из рябины – рябиновое варенье.
4. Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика «По ягоды» Н.В. Нищевой.
Раз, 2, 3, 4, 5, Пальчики
обеих рук «здороваются,
В лес идем мы погулять. начиная
с большого.
В лес идем мы погулять. Пальцы идут по столу.
За черникой, За
малиной, Загибаем пальчик.
За брусникой, За калиной.
Землянику мы найдем и братишке отнесем.
7. Раскраски с лесными ягодами.
Детям предлагаются раскраски с изображением лесных ягод.
8. Итог занятия. Ребята что мы
собирали сегодня в лесу. Какие ягоды мы собрали. Дети вспоминают название
лесных ягод.
|