Ход занятия. 1. Организационный момент. Дети подходят к логопеду, здороваются. Логопед: - Ребята сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир природы, а вот чтобы узнать о чем мы сегодня будем с вами говорить, отгадайте загадку: Дел у меня не мало – Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лед реки одеваю, Белю поля, дома, Зовут меня…(Зима) Дети: Это зима. (2 слайд) Логопед: Ребята, а что вам помогло отгадать мою загадку? Дети: Только зимой белые поля, зимой реки покрыты льдом. Логопед: Молодцы! - Сегодня мы с вами будем говорить о зиме, а также поиграем. 2. Основная часть. Игра «Волшебная палочка» - подбор качественных прилагательных к существительному - Ребята, давайте с вами расскажем какая зима, передавайте волшебную палочку друг другу и называйте подходящее слово. Зима – холодная, морозная, снежная, веселая, суровая, долгая, вьюжная… (3 слайд) А снег какой? – белый, пушистый, мягкий, чистый, скрипучий, блестящий, сверкающий.. (4 слайд) - Ребята, а из чего состоит снег? Дети: Снег состоит из снежинок. - Правильно. А вы знаете как появляются снежинки? (Нет) Хотите узнать? Рассказ логопеда «Как появляются снежинки?» (5,6 слайд) Логопед: Ребята давайте с вами подберем родственные слова к слову СНЕГ. Дети выходят на ковер и становятся в круг, передавая мяч друг другу подбирают родственные слова к слову снег. Игра «Подбери родственное словечко» - подбор родственных слов Снег – снежок, снежинки, снегопад, снеговик, снегурочка, снегоход… Беседа логопеда и детей, о признаках зимы. Дети рассказывают о приметах и признаках зимы. Логопед: У каждого времени года есть свои месяцы. Послушайте стихотворение и определите о каком зимнем месяце говорится(7,8,9 слайд) Логопед: Не только природа подготовилась к зиме, но и животные, птицы. Расскажите ребята, как животные подготовились к зиме. Прослушайте стихотворения о животных и расскажите как они готовились к зиме. (10,12,14,16,18 слайд) Давайте с вами назовем кто из животных оставил свой след на снегу в лесу. Игра «Угадай чей след?» (11,13,15,17 слайд ) - образование притяжательных прилагательных У белки следы чьи? – …беличьи; У зайца следы чьи? – …заячьи; У лисы следы чьи? – …лисьи; У волка следы чьи? –… волчьи. Логопед: - Предлагаю вам поиграть, выходите на ковер. 3. Физкультминутка «Снежок» - Координация речи с движением Раз, два, три, четыре, (Сжимают и разжимают пальчики) Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней) Круглый, крепкий, (Показывают круг, сжимают ладони вместе, Очень гладкий (гладят одной ладонью другую) И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком) Раз – подбросим. (Смотрят вверх, подбрасывают «снежок») Два – поймаем. (Приседают, ловят «снежок») Три – уроним (Встают, роняют воображаемый снежок) И … сломаем. (Топают). Логопед: Молодцы, размялись, отдохнули. Ребята присаживайтесь. 5. Практическая совместная деятельность детей и логопеда. - Ребята, зима прекрасное время года и очень много детских поэтов написали об этом времени года стихотворения. Предлагаю вам прослушать стихотворение В. Кондратьева «Метель» и зарисовать к нему мнемотаблицу. (слайд 19) У детей на столах листы разделенные на восемь равных частей, цветные карандаши. Детям читается стихотворение и совместно с логопедом зарисовываются основные строки из стихотворения. Давайте попробуем с вами выучить и рассказать это красивое стихотворение с получившимися мнемотаблицами. - Выступление детей на подиуме, декламирование стихотворения с использованием мнемотаблицы. 6. Итог занятия. - Вот и закончилось наше увлекательное путешествие в мир зимней природы. - Что вы сегодня нового узнали на занятии? - Какое задание вам понравилось? - Ребята, а какие зимние забавы вы знаете и играете?
|