Пятница, 29.03.2024, 10:23
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Педагогическая деятельность в коррекционных ОУ » Предметы гуманитарного цикла

«Социально-экономическое развитие Южного Урала в конце ХХ – начале ХХ века (на примере Челябинска)».
[ · Скачать удаленно (3,29 Mb) ]
21.11.2011, 14:20
Тема урока: «Социально-экономическое развитие Южного Урала в конце ХХ – начале ХХ века (на примере Челябинска).
Используемая технология эффективной речевой деятельности
Цель: Проанализировать состояние развития экономики Челябинска в конце ХIХ-начале ХХ века. Задачи учебного занятия: Ø
 Дать общее представление, на примере развития Челябинска, о «золотом десятилетии» в развитии Южного Урала.
Ø Охарактеризовать состояние челябинской экономики и население на рубеже веков.
Ø Охарактеризовать причины экономического подъёма и демографического бума в жизни Челябинска начала XX века.
Ø Проследить по историческим фактам, в чём выразился ''чисто американский рост ''Челябинска в начале XX века. Ø Прививать и развивать интерес к истории родного края.
Ø Прививать культуру ведения дискуссии.
Ø Развивать мыслительные способности уч-ся. Наш урок посвящен важному событию в жизни г. Челябинска, которое произошло более ста лет тому назад.
Тогда город стоял на пороге нового ХХ века, новой жизни. В первое десятилетие XX в. произошёл взлёт Челябинска от маленького (захолустного) аграрного городка к торговому биржевому городу, который стали называть, ''Зауральский Чикаго''. Согласимся ли мы с вами с таким определением Челябинска начала ХХ века? Можно провести исторические параллели. Конец ХIХ в. – бурное развитие города. Конец XX века – потеря былой промышленной силы Челябинска. В связи с этим интересно проанализировать, что именно происходило в то ''золотое двадцатилетие'' Челябинской истории, и понять, сможет ли оно повториться спустя век. Информацию по данной теме мы можем получить из книг известных писателей и летописцев. Они хранятся в челябинской областной универсальной научной библиотеке. Это Д.Л. Мордовцев, Н.Г. Гарин-Михайловский, Н.Н. Лендер, Д.Н. Мамин-Сибиряк, А.Г. Туркин и другие. Первая книга о нашем городе справочник ''Весь Челябинск и его окрестности''. Автор В.А. Весновский. Он в 1906-1910 гг. работал редактором Челябинской газеты ''Голос Приуралья''. Сейчас выпущено много книг, сборников по истории Урала.
Форма урока – дискуссия.
Предварительная работа уч-ся:
подготовка информации и словаря по данной теме.
Было три задания: ·
Челябинск до 90-х гг. ХIХ вв.. ·
Причины экономического роста в конце ХIХ вв. ·
Экономический рост.
Каждая группа должна от лица челябинцев – жителей начала ХХ века высказать свою точку зрения по данному вопросу, задача остальных - в лице наших современников согласиться с этим или нет. В ходе дискуссии вы должны использовать фразы: я считаю…., я думаю …, мне кажется ….
План работы группы:
Название вопроса.
Отбор словаря по вопросу.
Работа со словарем.
Информация по вопросу.
Вывод.
Попросим присутствующих помочь оценить ваши ответы. В конце урока мы подведем итог нашей дискуссии.
Повторим необходимые термины.
Приглашаем первую группу. Челябинск до 90-х гг. ХIХ вв.
Словарь для учащихся: специализация, буржуазия, мещане, захолустный.
Словарь: специализация Челябинска с середины XIX в.: торговля хлебом и продажа скотоводческой продукции на ярмарках. Объяснялось это расположением города в центре земледельческих районов Урала. К 90-м гг. XIX вв. в городе было четыре ярмарки, (вид на – Соборную ярмарку). Определите современное название этой площади? (Площадь революции). Однако, к концу столетия торговля шла через лавки, магазины и другие торговые заведения. На торговой площади некоторые из купцов возвели каменные строения. В хлебной торговле зерно стали перерабатывать в муку или крупчатку, для чего Челябинские купцы начали строить водяные или пароводяные мельницы. Крупнейшие из них принадлежали купцам М.П. Архипову, Р.С. Степанову, М.Н. Крашенникову. (Будущая буржуазия). Торговый дом ''Братья Степановы'', основанный в 1878 г, выстроил в 1894 г. паровую мельницу, которая действует и сейчас – как мельзавод № 2. Численность людей, занимавшихся торгово-промышленной деятельностью в 1890 г. составляла 264 человека. С развитием торговли и промышленности росла и потребность челябинских предпринимателей в получении кредитов. Поэтому в 1866 г. в Челябинске был открыт городской общественный банк, осуществлявший приём вкладов, учёт бумаг, товаров. Таким образом, в экономике Челябинска вызревали условия для подъёма. Они были подготовлены развитием ярмарочной торговли, формированием первых примышленных товариществ, развитием пищевой промышленности, учреждением кредитно-финансовой системы и городского общественного банка. Однако, несмотря на это, существование Челябинска выглядело спокойным и размеренным. Сами горожане относились к жизни в родной Челябе по разному. Одни считали её «сосредоточением ''всего свежего, неподдельного»' С другой стороны, читаем выдержку из газеты ''Голос Приуралья'' за 1913 г. о Челябинске этого времени: ''…захудалый городок, правда, ''хлебный'', но мёртвый, как болото… Сонно было и жутко.» А один из героев рассказа Д.Н. Мамина-Сибиряка, владелец постоянного двора Афоня, о жизни в городе замечает: ''…Все с курицами спать ложатся у нас, такое уж заведение. И на город не походит…''С каким из этих высказыванием вы согласны?
Приглашаем вторую группу. Причины экономического роста.
Словарь: тракт , пуд – мера веса. 16 кг.
Таким был провинциальный Челябинск до прихода сюда железной дороги. Долгое время единственным путём сообщения между европейской и азиатской частями России был почтовый тракт. Железные дороги были лишь в центральной части России. Но строительство Великой трансматериковой магистрали привело к резким изменениям в жизни патриархального Челябинска. 6 января 1885 г. император Александр Ш принял решение о начале строительства Сибирской железной дороги от Самары до Омска через Уфу-Златоуст-Челябинск, Уездному Челябинску выпала честь стать ''воротами в Сибирь''. В 1890 г. железная дорога дошла до Златоуста, а в 1891 г. работы велись уже на участке Миасс-Челябинск. 25 октября 1892 г. первый поезд остановился на перроне ст. Челябинск. Открылось движение пассажирских и товарных поездов. От Златоуста до Челябинска, а вскоре и в Сибирь, Екатеринбург, а затем в Троицк. И Челябинск оказался на бойком месте, на перекрёстке железных дорог, что до неузнаваемости изменило его жизнь. Торговля заняла в экономике города почти первое положение. по торговле. Например, хлебом - 25 млн. пудов. В большом количестве зерно и мука шли на экспорт. Свои представительства в городе открыли закупочные зарубежные фирмы: английская ''Миллер и К0 '', французская ''Луи Дрейфус''. Крупнейшими хлеботорговцами стали местные предприниматели М.Н. Крашенников, П.С. Степанов, А.П.Холодов. По своим объёмам практически не уступала хлеботорговле чаеторговля. В ябинскую таможню приходило до 1,5 млн. пудов чая из Индии, Китая, Цейлона. По торговле чаем Челябинск занимал II место в Российской империи, уступая лишь Москве. В городе появились чаеразвесочные фабрики известнейших русских фирм ''Высоцкий и К0 , ''Братья Поповы''. К началу века в Челябинске работали кожевенные, мыловаренные предприятия, пивоваренный, дроболитейный заводы и ряд других производств. Недалеко от железнодорожной станции уже дымилась труба завода ''Столь и К0 '', производящего технику для сельского хозяйства[5, с.7-8]. Челябинск всё основательнее входил в общероссийский и мировой рынок. В городе действовало около 1500 торгово-промышленных заведений с годовым оборотом до 30 млн. руб. Открывались торговые конторы, представительства иностранных компаний по продаже машин, оборудования: ''Аксай'', ''Эльворти'', ''Матиас и сыновья'', ''Мак-Кормик'' и др. Из Сибири, Казахстана, Средней Азии через Челябинск везли масло, скот, шерсть., пушнину, рыбу, золото, серебро, свинец, слюду, графит, а на восток направлялись оборудование, сельскохозяйственные машины, металл, стройматериалы, стекло, ткани, обувь, мыло, бумага. Обратимся опять к Весновскому: ''…Старому Челябинску с его патриархальными степенными порядками настал конец… Старые уклады рушились, и на их место вставал новый двигатель всей современной жизни – торговый и промышленный капитал '' Таким образом, став железнодорожным узлом, Челябинск получил мощный импульс для дальнейшего развития экономики, городского хозяйства, общественной жизни. Согласны ли вы с тем, что железная дорога дала развитие нашему краю?
Приглашаем третью группу. Экономический рост.
Словарь: сырье, капитал.
Город оказался ''разбужен'' паровозным гудком. Экономический рост города начался в условиях экономического подъёма в стране. Развивалось земледелие и животноводство. Сюда приезжали переселенцы из других губерний.[6, с.99]. Начался рост населения города и изменение его социального структуры. Это отметила в 1897 г. первая всеобщая перепись населения. В Челябинске было почти 20 тыс. человек. С 1861 г. население выросло в 4 раза. В 1900 г. в Челябинске насчитывалось 26 тыс. жителей. Весновский В.А''…Челябинск – проходной двор… Двое ворот всегда распахнуты в проходном дворе: одни в европейскую Россию, другие – в Сибирь. Дело не в одних переселенцах, которые густой волной, непрерывно, сотнями тысяч переливаются через Челябинск. Всякий люд стремится в Сибирь, и многие застревают в Челябинске''. Именно ему и железной дороге мы обязаны возникновением в Челябинске переселенческого пункта в 1913 г., фактически главного в стране. Переселенческий пункт был призван регулировать движение пассажиров, санитарный надзор, питание, лечение, ночлег, розыск утерянного багажа и т.д. Челябинские историки утверждают, что для Челябинска конца XIX в. были характерны следующие социальные группы. Почти половину городских жителей составляли представители мещанского сословия. Значительную группу челябинцев составляли (36,6 %) рабочие, прислуга, торговцы. Уменьшилось число лиц купеческого сословия, зато дворян и чиновников стало больше. Мигрантов из других губерний насчитывалось 8652 чел., т.е. более 40% от общей численности горожан. Для 87,2% населения города родным языком был русский, остальные говорили на тюркских или других славянских языках. Большая часть горожан – 88,2% - являлись православными, в числе остальных были старообрядцы, католики, протестанты, иудеи, мусульмане. Грамотных было городе 7949 чел. (в т.ч. 2733 – женщины). Это около 40% населения (средний уровень грамотности в России в 1897 г.- 17,4%). С 1897 г. по 1908 г., т.е. за 11 лет, рост населения приобрёл небывалый размах. Раздвинулись границы Челябинска. Город начинает расти с американской быстротой. К 1914 г. центр города занимал территорию, ограниченную сегодняшними улицами Володарского, Сони Кривой, III Интернационала и Калинина. Большая часть населения проживала в пригородных слободах и поселках. Крупными были слободы Пригородная, Сибирская, Дешёвая, Семёновская и посёлки Шугаевский, Порт-Артур, Никольский, Колупаевка. Жители окраин были, в основном, людьми пришлыми: железнодорожные рабочие и мастеровые, переселенцы, мелкие торговцы и просто деклассированные элементы. Приезжие селились и в самом городе. Огромная масса принесла с собой незнакомые прежней патриархальной Челябе суетливость, рост преступности и заразных заболеваний, за что город был прозван современниками ''зауральским Чикаго''. Темпы и характер развития города в это время современники называли ''американским ростом''. В Челябинск хлынула масса энергичных людей, ищущих приложения своим силам и капиталом. Газета ''Голос Приуралья'' в 1913 г. пришла к выводу: ''…нельзя не согласиться, что деньги лились в город больше из чужих карманов, что город подняли экономически, благодаря тому огромному толчку, какой сделала дорога, управление, пришлый энергичный элемент'' Складывается буржуазно - деловая жизнь города. В начале XX в. промышленность Челябинска по своим масштабам по-прежнему отставала от торговли. В.А. Весновский в своём справочнике ''Весь Челябинск'' так определял ситуацию в этих двух сферах экономики: «…зачатки промышленности уже имеются… в виде десятков предприятий, связанных в основном с обрабатывающей промышленностью Ведущей промышленной отраслью стало мукомольное дело. Купцы М.Н. Крашенников, А.А. Чикин, С.Я. Толстых. Шесть самых крупных мельниц Челябинска в начале XX в. перемалывали ежегодно до 5 млн. пудов зерна. Развивалось маслоделие. В самом городе в начале XX в. существовало три маслобойных завода, принадлежавших И.П. Кузнецову, К.И. Ростову и В.Ф. Стрельникову Английская ''Г.Г.Фискт'' и датская ''Э.К. Саликат'' экспортные компании не только скупали сливочное масло, но и продавали оборудование для маслодельных, сыроварных заводов, способствуя развитию отрасли. Существенное значение для региона и развития Челябинска имели компании по торговле сельскохозяйственными машинами. Один из них – воронежская фирма ''Столль и К0'' – в 1898 г. построила в городе собственный завод, производивший плуги и молотилки. В городе были предприятия пищевой отрасли (конфетная фабрика, колбасные предприятия, мыловаренный и дрожжевой заводы), началось производство минеральной воды, кирпича, керамической плитки. Таким образом, к 1910 г. число заводов выросло от 7 в 1895 . до 26, причём половину составляли мукомольные заводы. В 1893 г. в Челябинске было открыто отделение Государственного банка. Клиентами банка становились не только состоятельные буржуа, но и крестьяне, что содействовало широкому развитию региона. Вслед за Государственным в Челябинске стали открываться коммерческие банки: Русский торгово-промышленный и Русский для внешней торговли (Санкт-Петербург). За короткий срок Челябинск пережил сложный период не только социально-экономической трансформации, но и трансформацию внешнего облика. В.А. Весновский в своём справочнике ''Весь Челябинск'', говоря о том, что характерная особенность Челябинска – это чисто американский рост его''…, далее замечает, что ''…сооружение новых построек в городе не приостанавливается даже зимой. Застраивается всякий пустырь, на котором можно что-нибудь построить…., в центральных улицах…небольшие деревянные домики заменяются двух – и трёхэтажными каменными громадами'' (Их и сейчас ещё можно увидеть на ул. Кирова на участке от ул. Комунны до ул. Труда). Таким образом, интенсивное развитие имеет свои плюсы и минусы: с одной стороны: 1897 г. - учреждено Вольное пожарное общество. 1898 г. - городская народная библиотека. 1902 г. - открыто первое среднее заведение города – Челябинское реальное училище, 1902 г. -– клуб железнодорожного собрания, появляется городская аптека. 1903 г. открыт Народный дом (Ныне Театр для детей и юношества на пл. Революции). В 1904 г. появляется кинематограф, В 1904 году выходит в свет первая челябинская газета, а на Уфимской улице (ныне ул. Кирова) устанавливают керасиново - калильные лампы, ''Орион''. Всего в городе появляются 20 фонарей. А в 1905 г. начинается замощение челябинских улиц. В 1906 г. в городе появляется телефон. В 1907 г. вводится электрическое освещение, в городе устанавливается 60 дуговых фонарей. А видный челябинский предприниматель В.М. Колбин, совладелец первой челябинской электростанции, один из организаторов телефонной связи в городе, предлагал пустить в городе электрический трамвай, опередив время на четверть века…[5, с.22]. В 1911 г. челябинцы наблюдают впервые полёт самолёта. Открывается магазин М.Ф. Валеева (ныне ''Молодёжная мода''). Освящена Александро-Невская церковь. В 1912 г. пущена первая очередь челябинского водопровода. В 1913 г. открывается новое здание торгового дома ''Братья Яушевы'' (ныне Картинная галерея). С другой стороны, вследствие огромного потока переселенцев, проходящих через челябинский железный дорожный узел, в городе оседает множество деклассированных элементов, в городе растёт преступность, слабо контролируется эпидемиологическая обстановка. Но всё это неизбежно сопровождает рост большого города, правда ненадолго… Согласны вы с тем определением, которое давали Челябинску в начале ХХ века «Зауральский Чикаго»? Во втором десятилетии город в силу объективных причин теряет своё ключевое положение и лидирующие позиции в стране, сохраняя своё рациональное значение. Тем не менее, история взлёта города весьма поучительно и заставляет задуматься и извлечь из неё полезные уроки.
Работа над выводом. Положительное развитие.Отрицательное развитие.

Категория: Предметы гуманитарного цикла | Добавил: tatana2
Просмотров: 2729 | Загрузок: 533 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 1
1 Светлана  

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]