Среда, 22.11.2017, 19:36
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Педагогическая деятельность в коррекционных ОУ » Предметы технологического цикла

Урок "Наволочка с клапаном".
[ · Скачать удаленно (5,63 Mb) ]
13.09.2012, 21:27

Мотивация учащихся обеспечивается визуализацией подаваемого материала, сменой видов деятельности, положительной энергетикой урока, что позволяет обеспечить высокую работоспособность учащихся на протяжении всего занятия.

2 урока по 40 минут.

Урок №1.

Организационный момент.

Актуализация знаний по предыдущим темам (машинные работы, машинные швы).

Сообщение темы презентации (проблемное) .

Просмотр презентации.

Физминутка.

Сообщение темы урока (проблемное).

Изложение нового материала.

Первичное закрепление новых знаний.

Работа в тетрадях (списывание).

Урок №2.

Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке.

Сообщение темы урока.

Работа с макетом наволочки. Определение расхода ткани на наволочку.

Расчёт расхода ткани. Запись расчёта в тетради.

Первичное закрепление знаний.

Физминутка.

С целью формирования интереса учащихся к учению – игра «Вспоминай-ка»  (закрепление полученных знаний по предмету).

Подведение итогов.

Рефлексия.

 

Здравствуйте,  девочки.  (Проверка списочного состава).

Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, вы их хорошо знаете и,  я думаю,  стесняться не будете. Давайте улыбнёмся и передадим хорошее настроение друг другу и нашим гостям.

Как всегда в начале урока мы повторяем материал, который изучали на прошедших  занятиях. Начнём?

-Что мы начали изучать на предыдущем занятии, какие машинные швы? (Соединительный  двойной шов). Как он выполняется, сколько в нём строчек, где применяется? Какие соединительные швы вы знаете ещё?  (Стачные – вразутюжку и взаутюжку).  Какой краевой шов мы с вами выполняли и где он применяется? (Вподгибку с закрытым срезом). (Все швы дублируются движениями кистей  рук). Молодцы, девочки! Я  вижу,  что вы хорошо усвоили эти швы.

Просмотр презентации «История подушки».

Слайд 1.

 Я предлагаю вам отправиться в необыкновенное путешествие, но для этого вы должны отгадать загадку.

                      Вспушит она свои бока,
                      Свои четыре уголка,      
                      И тебя, как ночь настанет,
                      Все равно к себе притянет. (Подушка).

Слайд 2. Название презентации.                   Слайд 3. Подушка — постельная принадлежность в виде зашитого со всех сторон мешка, набитого пухом, пером, поролоном или другим мягким материалом. Служит для опоры головы лежащего человека, для удобства сидения на диване или для декоративных целей.

Слайд 4. Первые подушки найдены еще в древнеегипетских пирамидах. Вы видите подушку слева из камня, справа – из деревянных дощечек.

Слайд 5. Подушки были изобретены египтянами для того, чтобы не испортить во сне замысловатую прическу. Подушка представляла собой тогда изогнутые дощечки на подставке.

Слайд 6. Вплоть до XIX века деревянные подушки были распространены в Японии и Китае. Традиционно китайские подушки изготавливались из камня, фарфора

или металла.

Слайд 7. Вскоре люди поняли, что удобство сна важнее сохранности прически. В Древней Греции привычка лежать была возведена в культ, появились первые мягкие подушки. Греки довели этот немудрящий предмет обихода до произведения искусства, расшивая чехлы великолепными узорами. Вы видите наволочку вышитую в VVI веке.

Слайд 8. В арабских странах подушки пользовались наибольшей популярностью. Дома султанов были украшены расшитыми расписными подушками с кистями, бахромой. Богато расшитые и украшенные подушки были знаком достатка владельца. На этом слайде подушки не только на ложе богатой хозяйки, но и на полу: на ней сидит служанка.

Слайд 9. В Средние века стали использовать специальные небольшие подушечки под ноги, которые защищали ноги от холода. В замках полы были каменные, отопление не могло прогреть большие помещения в морозный период. Поэтому подушки для ног были популярны в те времена.

Слайд 10. А здесь вы видите внучку, ведущую свою престарелую бабушку к креслу, на сиденьи которого  находится бархатная подушка, вторая подушка лежит на полу.

Слайд 11. На этом слайде две молоденькие барышни беседуют,  сидя на диване с несколькими подушками.

Слайд 12. Постепенно подушка превращается  в предмет искусства. Богато украшенные подушки стали дорогостоящим товаром вначале в Китае, а позднее и в Средневековой Европе. Каждая подушка изготавливалась вручную и была настоящим уникальным произведением искусства.

Слайды 13, 14. Образцы старинной вышивки.

Слайд 15. А на этом слайде и сама вышивальщица за своей работой. Здесь же  вы видите и приспособления для ручных швейных работ – два напёрстка, украшенных вышивкой. Ювелирная работа! И уже готовую подушку с изображением райской птицы среди цветов.

Слайд 16. На этом слайде молодая девушка кормит своего котёнка, сидящего на подушке, украшенной оборкой.

Слайд 17. На Руси вышитые подушки всегда были частью приданого. Несколько позже появились декоративные подушки. Бедняки набивали подушки сеном и конским волосом, пуховые и перьевые подушки считались роскошью.

Слайд 18. В старину в России каждая невеста должна была иметь в своем приданом не менее шести подушек, четыре обычные для себя и будущего супруга и две небольшие думочки для красоты.

Слайд 19. В Европе в Рождество, чтобы счастье не обошло стороной, под подушку клали веточку ели. Еловую веточку клали в ночь с понедельника на вторник и девушки на Руси, гадая на суженого. Перед тем, как заснуть, приговаривали: "Ложусь в понедельник, кладу ельник, приди во сне, кто думает обо мне".

Слайд 20. В современном мире изготовление декоративных тканей и подушек стало массовым производством. Посмотрите как украшены эти подушки – это и оборки, и бахрома, и отделочные ткани.

Слайд 21. Подушки бывают  самых разнообразных
форм. Назовите, какой формы подушки вы здесь видите.

Слайд 22. Ортопедические  (лечебные) подушки. Слева подушка, подкладываемая под шею, – «рогалик».

Слайд 23. Распространённая в России конструкция подушки содержит матерчатый наперник, набитый перьями и зашитый нитками. Снаружи на наперник надевается съёмная наволочка, которую можно менять и стирать.

Слайд 24. Наволочка – это чехол для подушки. Он изготавливается точно по размеру  и форме подушки. Чем украшена эта наволочка? Да, наволочку можно украсить вышивкой.

Слайд 25. …аппликацией, лентами,

Слайд 26. Оборками.

Слайд 27. Можно связать крючком или спицами.

Слайд 28. А можно  изготовить и из старого свитера.

Слайд 29. Есть вариант - сшить  из старых мужских сорочек.

Слайд 30. В технике лоскутного шитья – из остатков ткани или даже из старых джинсов.

Слайд 31. Наволочки  бывают с клапаном, который «держит» подушку внутри наволочки.

Слайд 32. На этом слайде наволочки с застёжкой на пуговицы или кнопки и на завязках.

Слайд 33. Декоративная подушка на завязках.

Слайд 34. Наволочка на молнии.

Слайды 35, 36. А в нашей мастерской есть какие-нибудь подушечки? Конечно – это игольницы .

Слайд  37. А ещё есть подушечки с ароматическими травами – саше.

Слайд 38.  Вот и закончилось наше путешествие в историю появления подушки.
Спасибо за внимание! Надеюсь, вам было интересно.

Немного отдохнём и продолжим наш урок.

   Физминутка.  Лебеди летят, крыльями машут.

                           Присели над водою, качают головою.

                           Гордо и важно умеют держаться,

                           Тихо, бесшумно на воду садятся.

 

Присаживаемся и продолжаем урок.

   Вспомним презентацию. О чём была презентация? (О подушках.)Что вам запомнилось и понравилось больше всего?

Чтобы узнать тему урока, предлагаю решить ребус. Вы знаете, что такое ребус? Ребус – это зашифрованное слово.

DSC02842.JPG

Ребус решён, умницы! Это слово наволочка.  На доску вывешивается название темы урока:  «Наволочка с клапаном». Запишите тему  в тетради.

   К какому виду белья относится наволочка? К постельному. Какие предметы постельного белья вы знаете?

   Из каких тканей шьют наволочки? Из натуральных хлопчатобумажных: ситца, сатина, бязи.

  Какими свойствами обладают эти ткани? Хорошо утюжатся, впитывают влагу, пропускают воздух,  прочны  в носке.

  От чего зависит форма и размер наволочки? Так как наволочка – это чехол на подушку, то и её размер и форма зависят от  размера и формы подушки. Какой формы подушки вы видели в презентации?

  Наволочки бывают на завязках, пуговицах,  с клапаном. (Раздаются готовые образцы наволочек разного вида). На доске дублируется весь материал.

  Давайте проговорим вслух всё, что вы видите на доске.

  На ваших столах раздаточный материал с текстом.  Запишите его, пожалуйста, в свои тетради.

  И ещё раз повторим новый материал. Молодцы.

  Наш урок подошёл к концу. Отдыхайте.

Урок 2.

Отдохнули? Итак, девочки начинаем урок.

  С каким изделием мы познакомились на первом уроке? (Наволочка с клапаном).  Наволочка состоит из одной детали. Для того, чтобы наволочка держалась на подушке, делают клапан длиной 25 см.

  При пошиве наволочки применяют швы: соединительный двойной шов и краевой вподгибку с закрытым срезом. (Названия швов вывешиваются на доску).

Для того, чтобы скроить и сшить наволочку, нужно построить чертёж наволочки. Для этого необходимо знать её размер. Что нужно измерить, чтобы узнать размер наволочки? Конечно, подушку. А почему?  (Размер и форма наволочки зависят от размера и формы подушки). Для определения размера наволочки с подушки снимают две мерки: мерку длины и ширины. Назовите измерительные инструменты.  (Линейка, угольник, сантиметровая лента).  (Предоставлен наглядный материал – маленькая подушка в напернике).  Каким измерительным инструментом с подушки удобнее снимать мерки и почему?  (Сантиметровая лента служит для измерения объёмных фигур). Правильно,  мерки длины и ширины снимают сантиметровой лентой и записывают так:

длина изделия – Ди;

ширина изделия – Ши.

Названия мерок вывешиваются на доску.

DSC02838.JPG

DSC02840.JPGDSC02841.JPGDSC02839.JPG

У вас на столах вы видите макеты . У меня в руках такой же.  Это наволочка в крое. Повторяйте за мной все действия.

-Опустите верхнюю часть вниз. Что вы видите?  Средняя часть обозначена буквами Ди – это длина изделия.

-Поднимем верхнюю часть. А что мы видим здесь? Верхняя часть – это клапан, а под ним ещё одна надпись – Ди.

-У нас остались нераскрытыми небольшие полоски в самом верху и внизу. Развернём и прочитаем, что там написано. Это припуски на обработку поперечных срезов.

   Это наволочка в развёрнутом состоянии по длине. Давайте проанализируем всё, что мы здесь видим:

- две длины изделия – Ди;

-два припуска на обработку поперечных срезов;

-клапан.

   Стрелочкой обозначено направление долевой нити.

  А теперь мы попробуем сделать расчёт расхода ткани на наволочку. И сначала поговорим о прибавках.(На доске).

  Вы уже знаете, что длина клапана равна 25см.

  На обработку поперечных срезов прибавляют 1см5мм х 2.

  На усадку ткани 2см.

  Из какой ткани рекомендуется изготавливать наволочки?  (Из хлопчатобумажной).  Так как эти ткани во время стирки садятся, т.е. уменьшаются в размерах, особенно по длине, и прибавляют эти 2 см на усадку).

   Теперь по макету сделаем запись расчёта расхода ткани по длине сначала на доске.

  (Ди х 2) + (1см5мм х 2) + 25см + 2 см

  Выполним расчёт расхода ткани по ширине.

  Под записью «Прибавки» добавим :

 На обработку боковых срезов надо добавить 2см х 2. Боковые срезы обрабатывают соединительным двойным швом.

   А теперь непосредственно расчёт:

 Ши + (2см х 2).

   Давайте все вместе проговорим то, что вы видите на доске  (название мерок, прибавки, формулы для расчёта по длине и ширине).

  Из карточек на ваших столах записываем в тетради то, что сейчас мы с вами оформили на доске.

  Теперь решим пример по расчёту расхода ткани на наволочку по длине и ширине по заданным размерам: Ди=70см, Ши=70см.

  Подставляем значения мерок в формулы и записываем:

(70см х 2) + (1см5мм х 2) + 25см + 2 см=170см или 1м70см.

Мы рассчитали расход ткани по длине или ширине? По длине.

А теперь – по ширине:

70см + (2см х 2)=74см.

Сделайте запись расчётов в тетради.

  Первая половина урока закончена. Сейчас немного отдохните.

Физминутку проводит одна из учениц.

 

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдёмся по дорожке.

Но дорожка не простая-

Нас от парт не отпускает.

(Ходьба на месте.)

 

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок-другой

Покачаю головой.

 

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперёд, другой – вперёд,

А потом наоборот.

 

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься.

 

Отдохнули, а теперь поиграем в вашу любимую игру «Вспоминай-ка».

Дети садятся в кружок за один стол и начинается игра! Значение каждой стороны кубика соответствует какой-то теме : ткани, техника безопасности, материалы и инструменты, оборудование, швы и стежки, разное. Дети поочерёдно бросают кубик и отвечают на вопросы.

Ткани.

Изменяет ли свою длину долевая нить при растяжении? – Нет.

Какими свойствами обладают хлопчатобумажные ткани?-

Хорошо утюжатся, впитывают влагу, пропускают воздух,  прочны  в носке.

Как называется процесс получения ткани из ниток путём их   переплетения ? – Ткачеством.

Какие ткани рекомендуются для пошива наволочки? –

Натуральные хлопчатобумажные ткани – ситец, бязь, сатин, мадаполам, батист.

Как называется поперечная нить в ткани? – Уток.

Как называется ткань, окрашенная в один цвет? – Однотонная или гладкокрашеная.

У ткани есть длина и … - ширина.

Как называются нити, идущие вдоль ткани? – Нити основы.

Как называется плотный неосыпающийся край ткани? – Кромка.

Техника безопасности.

Где хранятся иглы? – В игольнице.

Ножницы передают … кольцами вперёд.

Свет должен падать на рабочую поверхность … с левой стороны.

Как правильно надо выключать утюг? – Стоя на резиновом коврике, левой рукой придерживая  розетку, правой - выдёргивают вилку.

Что следует сделать перед началом работы утюгом? – Проверить шнур (провод), подошву утюга, установить терморегулятор.

Где должен стоять стул во время работы за швейной машиной? – Напротив иглы.

На каком расстоянии от глаз работающего должно находиться изделие? – 30-40 см.

Материалы и инструменты .

Назови измерительные инструменты. – Линейка, угольник, сантиметровая лента.

Рабочие инструменты для ручных швейных работ. – Игла, ножницы.

Назвать приспособления для ручных работ. – Булавки, напёрсток, колышек, мел.

Назвать материалы для ручных и машинных работ. – Ткань, тесьма, кружево, нитки, бумага.

Загадка.

Железный жучок,

На голове  червячок. (Булавка)

 

Птичка-невеличка,

Носик стальной.

Хвостик  льняной. (Иголка с ниткой)

 

Всех на свете обшивает,

Что сошьёт  – не надевает. (Игла)

 

На пальце одном

Ведёрко  вверх дном. (Напёрсток)

 

Гладит всё, чего касается,

А дотронешься  – кусается. (Утюг)

 

Оборудование.

На полянке шерстяной пляшет тонконожка ,                        Из-под туфельки стальной выползает строчка. (Швейная машина)

Где расположено ушко в машинной игле?  - Рядом с остриём.

У швейной машины есть прижимная … лапка.

Для чего служит длинный желобок машинной иглы? – Для предохранения верхней нити от перетирания.

Чем толще ткань, тем игла … толще.

Устройство, с помощью которого машина приводится в движение. – Привод.

Чистку и и смазку машины проводят до или после работы? – После окончания работы.

Швы и стежки.

Назови краевые швы. – Шов вподгибку с закрытым срезом. Шов вподгибку с открытым срезом.

Временное соединение деталей. – Смётывание.

Место соединения двух или нескольких деталей строчкой. - Шов.

Ряд повторяющихся стежков  - это … строчка.

Расстояние между двумя проколами иглы. – Длина стежка.

Каким швом обрабатываются поперечные срезы наволочки? – Швом вподгибку с закрытым срезом.

Какой т соединительный шов применяется при пошиве наволочки? – Двойной шов.

Разное.

Назови нитки для вышивания. – Ирис, мулине.

Что обозначает стрелка на листе выкроек? – Направление долевой нити.

Другое название поперечной нити. – Уток.

Назови  линии чертежа. – Сплошная основная. Сплошная тонкая.

Чертёж изделия в натуральную величину. – Выкройка.

Вид специальной одежды для работы в швейной мастерской. – Косынка и фартук.

Что получают на прядильных машинах? – Пряжу.

В ткани - расстояние от кромки до кромки. – Ширина ткани.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Выберите смайлик, который охарактеризовал бы ваше впечатления от урока.

i (4).jpg i (2).jpg i (3).jpg

 

Девочки, наш урок подошёл к концу. Вы очень хорошо работали, спасибо! Можете отдохнуть на перемене.

 

Категория: Предметы технологического цикла | Добавил: natali53
Просмотров: 3326 | Загрузок: 450 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1  
Работа допущена к участию в Фестивале «Мультимедиа в образовании».
С уважением, Мельникова Н.Л., тех. эксперт.

2  
Спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]