Воскресенье, 17.12.2017, 07:17
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Педагогическая деятельность в коррекционных ОУ » Воспитание и внеурочная деятельность

конспект воспитательного занятия в 9 классе с презентацией "27 января-день воинской славы"
[ · Скачать удаленно (15.72 Mb) ]
05.11.2012, 11:37

                                               Ход урока

Учитель:

- 27 января наша страна будет отмечать одну из  недавно утверждённых памятных дат – День воинской славы России  (тема написана на доске). Тема нашего классного часа: «27 января – День воинской славы».Слайд№1.  В память о каком историческом событии, произошедшем более 60 лет назад, установили эту дату, вы узнаете, составив фразу из отдельных слогов, лежащих у вас на партах. Постарайтесь справиться с заданием, работая в группе. (Блокада Ленинграда)

- Да, именно в память о событиях, произошедших в блокадном Ленинграде, установили эту дату. Сегодня мы с вами познакомимся с жизнью людей в период  блокады Ленинграда, а так же узнаете,  чем знаменит день, 27 января.

 - Что такое блокада? Выберите правильную формулировку этого термина на доске:

1)  блокада - обложение неприятеля (города, порта, целой страны) военными силами с целью отрезать его от морских или сухопутных путей (термин на доске);

2) блокада- заграждение города. Слайд №2.

 

- В какой период жизни нашей страны произошло событие, которое называется: «блокада Ленинграда»? (Во время Великой Отечественной войны)

- Что вы чувствуете, когда  слышите слово «война».  Перед вами на столах лежат листочки бумаги, возьмите в руки ручки и большими буквами, напишите чувство, которое испытываете когда слышите слово "война". Сейчас мы с вами заполним корзину чувств. ( Дети поочередно выходят, называют, какое чувство записали и прикрепляют его к доске).

 На нашем ЗАНЯТИИ вы узнаете, что чувствовали люди в блокадном Ленинграде. В конце урока вы снова заполним корзину чувств.

Слайд №3. Рассказ учителя:

- Стоит над Невой большой и красивый город-герой, город-солдат, город-труженик. Не раз за свою историю город менял имя. Как назывался город на протяжении своего существования? (ответы детей.) Верно, Санкт-Петербург, просто Петербург, Петроград, Ленинград и снова Санкт-Петербург. Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде. История знает немало примеров героической обороны крепостей и городов. Но легенды бледнеют перед несравненным человеческим мужеством, стойкостью и самоотверженностью патриотизмом, какой была 900 дневная оборона осажденного Ленинграда в годы его блокады во время Великой Отечественной войны.

- Фашисты мечтали стереть этот город с лица земли.

- Как вы думаете почему? (Там много исторических памятников, много лет был столицей России)

Слайд №4.

- Фашисты бросили на его захват отборные части, вооружённые лучшей военной техникой.  Гитлер  поставил задачу – штурмом овладеть городом и сделать его необитаемым. Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград за 3 недели от начала войны. Оно назначило время парада немецких войск на Дворцовой площади, раздало солдатам и офицерам путеводители по Ленинграду и даже отпечатало пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице "Астория". Слайд №5.

Но триумфального шествия не получилось. Тогда Гитлер сделал ставку на голод. "Ленинград выжрет самого себя", - цинично пророчествовал он.

 Слайд №6.

Началась блокада... Всего-то только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов выдавали по карточкам.

Слайд №7.

В 1941 году рацион хлеба дошел до 125 г иждивенцам и 250 г рабочим. Слайд №8.

 Крупу выдавали по 300 г, масла - 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанным из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок как мог (показ учителем набора продуктов: крупа, масло, хлеб).

Слайд №9.

Враг рассчитывал, что голодающие, мерзнущие, измученные люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, перестанут работать. Но этого не случилось. Фашисты ненавидели Ленинград и боялись его.

- Почему?

-Почему Гитлер хотел уничтожить город Ленинград? (был долгое время столицей России, там много исторических памятников)

Слайд №10.

- Какое-то время еще работали школы, кто был в силах, приходил. Сидели в пальто и шапках в нетопленном классе, голодные. У всех закопченные лица; электричества не было, в классах горели коптилки - баночки с горючей жидкостью, в которые вставлялся маленький фитилек. И у учительницы скапливалась в морщинах черная копоть. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия.

Слайд №11.

- Что это за болезнь?  (Дистрофия - тяжелая болезнь, уродующая и внешность, и психику человека. Многие сначала отекали, потом начинали усыхать. Человек постепенно превращался в скелет, обтянутый кожей, с неподвижным лицом, остановившимся взглядом.)

- А к ней еще прибавилась и цинга.

Слайд №12.

- Что это за болезнь? (Кровоточили десны, качались зубы)

 - Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

 Слайд №13.

Стихотворение читает ученица.

Девчонка руки протянула
И головой -
На край стола.
Сначала думали -
Уснула,
А оказалось -
Умерла...
Никто
Не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки -
После похорон. 
(Ю.Воронов.)

-Расскажите, как учились дети в школах в период блокады Ленинграда?

Слайд №14. Рассказ учителя:

- Первая блокадная зима выдалась особенно тяжёлой. Иссякли запасы топлива, остановились трамваи и автобусы. В истощённом состоянии люди приходили на работу пешком. Многие до неё просто не доходили. В осаждённом городе оставалось около 400 тысяч детей. Слайд №15.Их матери,  лишая  себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силы, тем самым нанося вред своему здоровью. Женщины отдавали всё, что могли, что имели, только бы обменять  свои вещи  на хлебные карточки. Чтобы не заморозить детей, они с превеликими трудностями  доставали дрова, бережно расходуя каждое полено, а если дрова кончались, в ход шли мебель, паркет и даже книги. В городе замёрзли водопровод и канализация. Слайд №16.За водой ходили к прорубям. Ведро воды стало великой ценностью.  Многие не в состоянии были поднять ведро, носили в чашках бидончиках. Не было электричества. Слайд №17. Стояли безмолвные улицы, обледенелые дома в рубцах и ранах… Смерть входила в подъезды, дома, заглядывала в квартиры. И только звук метронома иногда напоминал, что ещё теплится жизнь.

-Что такое метроном? (прибор для определения темпа в музыке)

Слайд №18.

-Послушайте, как звучал метроном, что напоминает вам его стук?

Звук метронома

-Что напоминает вам стук метронома? (стук сердца) Этот звук раздавался в перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами. По Ленинградскому радио транслировали равномерный, четкий, как приказ, стук метронома. Жители не выключали радио круглые сутки.

- Зачем по радио транслировали этот звук? (Ведь стук метронома напоминал ритмичные удары гигантского сердца великого города, он успокаивал и внушал уверенность - если звучит радио, значит, город живет и борется)

Слайд №19.

Боролись и дети, среди них 11 летняя девочка-ленинградка Таня Савичева. Таня Савичева — ленинградская школьница, которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке.  В этом дневнике всего 9 страниц и на шести из них даты смерти близких людей. Перед вами на партах лежат увеличенные копии страничек из дневника Тани Савичевой. Прочитайте и попробуйте почувствовать, в каком состоянии она их писала.

(Выходят учащиеся. В руках у каждой из них лист ватмана с увеличенной копией странички из Таниной записной книжки, хранящейся в Музее истории Санкт-Петербурга. Они по очереди читают записи Тани)

Дневник Тани Савичевой стал одним из символов Великой Отечественной войны. Таня была пятым и самым младшим ребёнком. У неё было две сестры и два брата: Женя, Леонид «Лёка», Нина и Миша. 

Тане в 1941 году исполнилось 11 лет. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой, но у нее хватило сил и мужества вести дневник. Ее дневник стал историей, страницей летописи блокадного Ленинграда. В те жуткие дни. Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.

 "Бабушка умерла 25 янв. В 3 ч дня 1942 г."

"Лека умер 17 марта в 5 ч утра 1942 г."

 "дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14апр. 1942 г.".

 "дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.".

 "Мама умерла 13 мая в 7.30 ч. утра 1942 г.".

 "Савичевы умерли".

"Умерли все".

 "Осталась одна Таня".

Потом вытащила из сундука картонную коробку, открыла ее. В ней лежали дорогие памятные вещи. Сюда же Таня положила свой дневник, несколько фотографий и писем. Через несколько дней ее определили в детский дом, который вскоре был вывезен из Ленинграда. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она умерла 1 июля 1944 года. Память о Тане Савичевой останется навечно. Ведь в ее честь названа малая планета № 2127, открытая советскими астрономами и установлен памятник. Слайд №20.

Изголодавшихся и измученных детей вывозили из блокадного Ленинграда в разные районы страны. Город Канск так же гостеприимно принимал этих детей.

- Какие трудности пришлось пережить людям в блокадном Ленинграде?

Слайд №21. Рассказ учителя:

- В суровых условиях блокады и голода, бомбардировок и обстрелов рабочие Ленинграда не переставали выпускать продукцию обороны. "Все для фронта, все для победы!" - это был девиз рабочих Ленинграда. Но в городе с каждым днем все больше ощущалась нужда в рабочих руках, ведь многие рабочие ушли на фронт. И на заводы и фабрики пришли мальчики и девочки.

Слайд №22.

 Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. За доблестный труд многие ленинградские мальчишки и девчонки были награждены орденами и медалями.

- Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Не перерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и это единственная ниточка, связывавшая город со страной, оборвалась.

И тогда по Ладожскому льду проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. По еще неокрепшему льду пошли первые грузовики, доставляя в Ленинград продукты и другие, жизненно важные грузы, а из города на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных и ослабевших людей. Скольких людей спасла от неминуемой смерти эта фронтовая дорога! Народ очень точно назвал ее "дорогой жизни".

 Слайд №23.

- Почему?

Все, кто обслуживал ледовую трассу, - водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики - работали в необычайно сложных условиях. В цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.

- Послушайте стихотворение о поступке одного из водителя грузовика, который вез хлеб в блокадный город, и скажите, чем он прославился?

 Слайд №24.

Стихотворение читает ученица.

Машина задняя осела
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут - пустяк, 
Поломка эта не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора, 
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони. 
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари
Шестнадцать тысяч матерей 
Пайки получат на заре -
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам

- Чем  прославился этот водитель?

Слайд № 25. Рассказ учителя:

- Советские войска получили приказ - прорвать блокаду! Фашисты укрепили небольшой участок земли близ города Ленинграда артиллерийскими батареями, врыли в землю танки, засели автоматчики. Политые водой валы стали ледяными. 12 января началось сражение. Наша артиллерия открыла ураганный огонь. Воины-ленинградцы ринулись через скованную морозом Неву и ворвались в укрепления противника.  Солдаты обнимались и плакали от радости. Вражеское кольцо было прорвано. Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода.

Час окончательного освобождения пробил через год. 14 января 1944 года советские войска начали операции по ликвидации вражеской группировки. За две недели кровопролитных боев они разгромили  немецкую армию и отбросили их от Ленинграда. Город был полностью освобожден от вражеской блокады.

Слайд №26.

На защиту родного города поднялись все его жители. В короткий срок он был превращен в город- крепость. В нем построили  баррикады,  доты,  огненные точки. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.

Слайд №27.

В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта, а 27 января стал днем славы г.Ленинграда, днем воинской славы России. Слайд № 28.

- Почему этот день назвали именно так «День воинской славы»?

-Расскажите, как мирные жители Ленинграда помогли прорвать оборону города?

Рассказ учителя

Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: "Их имена благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто". Слайд №30.

- Какие чувства и впечатления у вас остались от урока?

Заполните "корзину чувств". Напишите снова, что вы испытываете, когда слышите слова война? Как изменились ваши чувства  после нашего урока?

Категория: Воспитание и внеурочная деятельность | Добавил: rukavec_elena
Просмотров: 1050 | Загрузок: 238 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая, Елена Васильевна. Ваша работа отклонена от участия в конкурсе по причине превышения допустимого объема (Технические требования к Конкурсным материалам п. 2.1).

С уважением, Кутузова Е.Ю., технический эксперт

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]