1. Тип урока. Комбинированный 2. Цели урока. показать каким образом происходит наследования сцепленное с полом и научить применять полученные знания на практике 3. Задачи урока. Обучающая • Познакомить учащихся с хромосомным определением пола, сцепленным с полом наследования; • Научить записывать схемы генетических скрещиваний, решать генетические задачи на эту тему • Продолжить формирование навыков работы с дополнительной информацией, подготовки сообщений на заданную тему • На примере семьи Николая II показать наследование гемофилии, конкретизировать личностную значимость трагедии царской семьи для исторического пути России. • Закрепление понятийного аппарата Воспитательная • Воспитание патриотизма, гуманности • Положительного отношения к знаниям • Этических представлений и норм Развивающая • Формирование умений выделять существенные признаки, выделять главное • Развивать умение делать выводы, обобщать • Развивать умения применять знания на практике • Развитие умения частично-поиского характера при решении проблемной ситуации • Формировать умение оценивать свою работу • Развивать умения работать самостоятельно с учебником и дополнительным материалом 4. Краткое описание хода урока I. Организационный момент. Настраивание на работу - Мотивационный. Для определение целей урока предоставляется информация о проекте «Генном человека» и создается проблемная ситуация. Учащимся задаются вопросы: Почему несут болезнь женщины, а болеют мужчины? - Почему запрещены близкородственные браки? Вместе с учащимися выстраиваются цели и задачи урока. II. Основная часть 1. Подготовка к восприятию нового материал. Повторение опорных терминов. Задание на три варианта в виде таблицы «Биологические понятия», которые раздаются на каждый стол. Вопросы для каждого варианта раздаются отдельно. Самопроверка, выставление оценок по первому разделу
2. Хромосомное определение пола Ставится проблемный вопрос : - Как вы думаете, в какой момент определяется пол будущего ребенка? У разных животных пол будет определяться в разный момент. Самостоятельная работа с таблицей «Типы определения пола». Ответы по таблице 3. Беседа по таблице «Соотношение полов». Делаются выводы о генотипах исходных особей. Решение задачи на соотношение полов.
4. Самостоятельная работа. Заполните таблицу «Гены, локализованные в половых хромосомах». Учащиеся работают над дополнительной информацией. Самопроверка . Выставление оценки. 5. Рассматриваются заболевания сцепленные с полом. Таблица «Наследование некоторых сцепленныхс Х-хромосомой признаков человека» 6. Заболевания, связанные с полом. Гемофилия – болезнь несвертываемости крови. Фотография царской семьи. Работа по генеалогическому древу. Решение задачи. Заболевание дальтонизм. Решение задачи. Сообщение учащегося. Ответ на вопрос: почему не разрешены близко родственные браки? 7. Проблемная ситуация. Работа с фото. Определите пол котят. IV.Закрепление изученного материала. Ответы на вопросы: Почему не бывает трех цветных котов? Почему несут болезнь женщины, а болеют мужчины? Почему запрещены близкородственные браки? Приведите доводы «за» и «против» существования русалок V. Задание на дом. Решение задачи. VI. Рефлексия Почему не бывает трехцветных котов? На вопрос, на такой кто ответить готов? Не бывает трехцветных котов потому, Что у кошки с котом - разница хромосом Бедняги коту не везет потому, Что Y-хромосома досталась ему, А окраски что кошки, что кота Только Х-хромосомой определена. 5. Знания, умения навыки, которые актуализируют/приобретут/закрепляют/др. ученики в ходе урока.
• Учащиеся формируют умения определять закономерности в наследовании признаков • Учащиеся реализуют умения применять теорию на практике при решении задач • Учащиеся учатся владеть специальными терминами • Вырабатывают навыки для самооценивании, самопроверке, взаимопроверке