Конспект сценария к интеллектуально - познавательной игре, посвященной Дню птиц
2013 г.
Автор: учитель биологии
Шматова Анжела Александровна
КГУ «Школа детский сад № 26» СКО г. Петропавловск
Тема: День птиц.
Цель: познакомить учащихся с многообразием птиц; с устным народным творчеством, посвященному птицам; воспитывать бережное отношение к птицам и к окружающей природе.
Задачи:
Образовательные: в игровой форме познакомить с различными представителями класса птиц.
Развивающие: формировать потребность у детей чувства восхищения от общения с природой; способствовать развитию внимания, мышления, памяти.
Воспитательные: вызвать интерес и желание наблюдать за птицами и помогать им.
Ход мероприятия.
Сегодняшняя игра посвящена пернатым, ведь без птичьего щебета мир был бы скучен. Трудно себе представить весну без скворцов, море без чаек, рощу без соловьев. А сколько вредителей уничтожают птицы! Вот почему мы эту встречу посвящаем им, нашим пернатым друзьям.
Историческая справка.
Ежегодно 1 апреля – во всем мире отмечают Международный день птиц. День птиц стали отмечать еще в начале XX века. Но возвращение перелетных птиц, означающее наступление весны, начали отмечать задолго до того, как День птиц получил официальный статус. По старинному обычаю в этот день полагалось печь жаворонков из теста и петь особые "песенки-заклички". Отсюда берет начало и традиция развешивать в первые дни апреля скворечники, синичники, гоголятники и прочие птичьи домики.
В 1902 году в Париже была составлена "Всемирная Конвенция об охране птиц", которую подписали более десятка государств. Она вступила в силу 12 декабря 1905 года. С 1906 года в мире начали отмечать официальный День птиц.
Этот праздник проводится во многих странах: в Беларуси, России, Украине, Германии, Новой Зеландии, Эстонии, Узбекистане.
В России 2013 г. объявлен годом орлана-белохвоста.
- А что вы знаете о этой птице?
Орлан белохвост – крупная хищная птица, размах крыльев которой достигает 200 – 245 см, а вес – до 6 кг. Верхняя и нижняя части взрослой птицы (темно-) коричневые, голова и шея – бледно-коричневые с темными полосами, весь хвост белый, клюв бледно-желтый, а ноги – желтые. Летает, делая медленные взмахи крыльями. Образно говоря, – он напоминает летящий ковер.
Сегодня в честь Дня птиц будет проведена игра КВН среди учащихся 7классов. Настало время представить команды. Прошу на сцену.
Команда 7А класса, команда 7Б класса.
Команды, представьтесь.
(команды представляются)
- Спасибо. И так, начало игры.
1. КОНКУРС «УЗНАЙ ЗАГАДКУ» (команды получают листы с недописанными загадками (можно использовать слайд). За каждую загадку, правильно дописанную и отгаданную команда получает 2 балла. (Количество звездочек соответствует количеству пропущенных слов)
1. Листья падают с осин,
Мчится в небе острый*
(Клин; Стая)
2. Без рук, **
Построена избенка
(без топоренка; Гнездо)
3. В воде купался,
Да ** !
(Сух остался; Гусь)
4. Всех перелетных птиц черней,
чистит пашню от *.
(Червей; Грач)
5. Плотник острым долотом
Строит * с одним окном.
«Я по дереву стучу,
Червяка добыть *!»
(Дом, хочу; Дятел)
6. Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет * –
Спать летит в *.
(Светло, дупло; Сова)
7. Так важно она по болоту шагает!
И живность болотная прочь убегает.
Ведь если * укрыться не сможет,
То этой * никто не поможет!
(лягушка, лягушке; Цапля)
8. В лесу на ветке она сидит,
Одно * она твердит,
Года она нам всем считает,
* своих она теряет.
(«Ку-ку», птенцов; Кукушка)
9. Носит серенький жилет,
Но у крыльев –**.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: ***
(Черный цвет, Карр! Карр! Карр; Ворона)
10. Хвост с узорами,
Сапоги со *,
Песни *,
Время считает.
(Шпорами, распевает ; Петух)
11. И петь не поет,
И ***..
За что же его птицей считают?
( летать не летает; Страус)
12. ***, а из болота не идет.
( в болоте плачет; Кулик)
-Спасибо, ребята.
2. КОНКУРС «Домашнее задание»
Каждая команда готовит по несколько пословиц и в течение 5 минут участники должны назвать как можно больше пословиц и объяснить их значение.
( пословица с объяснением - 3 балла, пословица без объяснения - 1 балл)
Возможные варианты пословиц.
1. Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела!
2. Пишет как курица лапой
3. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь
4. Соловья баснями не кормят
5. Цыплят по осени считают
6. Яйца курицу не учат
7. Гусь свинье не товарищ.
8. У каждой пташки свои замашки.
9. Хорошо птичке в золотой клетке, а еще лучше на зеленой ветке.
10. Ворон ворону глаз не выклюет
11. Слово - не воробей, вылетит не поймаешь
12. Видна птица по полету
13. Дело не сокол, не улетит
14. Деньги как птицы, улетают и прилетают
15. Как птица живет: не сеет, не жнет
16. Красна птица пером, а человек умом
17. Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку
18. Мокрая курица, а тоже петушится
19. Молодость пташкой, старость черепашкой!
20. На словах - орёл, на деле - мокрая курица
- Молодцы, с заданием справились. Слово предоставляется жюри для подведения предварительных итогов.
3. КОНКУРС «Собери птицу». (За конкурс 5 баллов)
Участникам выдаётся конверт с пазлами и та команда которая быстрей соберёт и назовёт птицу, получит 3 балла. Лист ответа сдаётся на проверку жюри
Орлан белохвост
- Пока участники команд собирают птицу, я предлагаю зрителям тоже поиграть и даже помочь командам.
Игра со зрителями.
Зрители делятся на болельщиков 7А И 7Б классов, заработанные ими баллы добавляются к баллам команд. (За каждое название 0,5 б.)
«Из какой сказки эта птица?»
Птицы встречаются во многих сказках, некоторых из них мы сейчас вспомним.
Варианты ответов: Галчонок Хватайка.(Успенский Э. Дядя Федор, кот и пес), попугай (Остер Г. Зарядка для хвоста), соловей (Андерсен Г.Х. Соловей), гусь (Лагарлеф С. Чудесное путешествие Нильса), золотой петушок (Пушкин А.С. Сказка о золотом петушке), ворон (Андерсен Г.Х. Снежная королева), сова (Милн А. Вини-Пух и все-все-все), ласточка (Андерсен Г.Х. Дюймовочка), воробей (Чуковский К.Тараканище), лебедь (Андерсен Г.Х. Дикие лебеди. Гадкий утенок). Утиные истории; Мадагаскар; Бюро находок; Попугай Кеша; Мешок яблок; Приключения Вуди; Винни Пух и другие; Смешарики; Побег из курятника; Дюймовочка; Рио: Курочка-Ряба.
- Проверяется выполнение задание 3 конкурса. (Слово жюри)
4. КОНКУРС «Конкурс капитанов»
Конкурс капитанов будет состоять из двух разных заданий. (первое на знание, второе на внимание)
Первое задание. Вопрос капитану 7А:
1. Как переводится слово – пингвин? (Ответ: крыло -шпилька)
Вопрос капитану 7Б:
2. Какая птица плавает в своём гнезде как на корабле? (Ответ: чомга)
Второе задание. Отгадай птицу по фрагменту изображения.
1.
(ответ: сова)
2
(ответ: утка )
- Молодцы, а мы продолжаем нашу игру.
5. КОНКУРС «Продолжи примету» (каждый ответивший участник получает 1 балл)
1. Сова кричит …..( на холод)
2. Синичка с утра начинает пищать….(жди мороза)
3. Курица на одной ноге стоит….(к стуже)
4. Воробьи в пыли купаются….(к дождю)
5. Чибисы с вечера кричат….(к ясной погоде)
6. Утки разыгрались….(к дождю)
7. Птица стучит в окно…. (письмо)
8. Услышать карканье…. (дурной знак)
9. Аист пролетел над домом…(родится ребёнок)
10. Гусь прячет клюв под крыло…( к холоду)
11. Снегирь под окнами чирикает (к оттепели).
12. Голуби воркуют, кукушки кукуют (к тёплой погоде).
- Слово жюри для подведения предварительных итогов.
6. КОНКУРС «Перевёртыши»
Нужно будет переставить буквы в этих словах таким образом, чтобы получились названия птиц, занесенных в Красную книгу Казахстана. Полученные результаты передайте жюри.
7А 7Б
ЛАКЕПИН (ПЕЛИКАН) КЕБРУТ (БЕРКУТ)
ФОДРА (ДРОФА) ДОБРОЧА (БОРОДАЧ)
ЗАКАРАК (КАЗАРКА) РУЛЬВАЖ (ЖУРАВЛЬ)
ВОЛКАМОХУ (МУХОЛОВКА) КАЙЧА (ЧАЙКА)
ЛОРАН (ОРЛАН) МИФГОНЛА (ФЛАМИНГО)
Игра со зрителями.
У вас есть ещё одна попытка помочь набрать баллы командам.
1 Карманника сложи с местоимением — Получишь птицу с черным оперением. А тот же трюк с концовкой покороче другую птицу даст чернее ночи.
Ответ: Вор + она = ворона; вор + он = ворон.
2 Первое — на земле валяется, Второе — в Волгу вливается. А целым птица называется. Ответ: Сор + Ока = сорока.
3 В океане я бываю, корабли там разбиваю. Если букву приписать, стану в воздухе летать. Ответ: Риф — гриф.
4 Полон зерен, книзу гнется... Буквы поменяй местами — Это птица в небе вьется. Ответ: Колос — сокол.
- Молодцы, следующий конкурс - отгадай птицу по описанию.
7. Конкурс «Отгадай птицу по описанию»
-Я предлагаю вам картинки с изображением птиц. Через 5 сек. необходимо поднять ту картинку, где изображена нужная птица (если нет -0, если да – 1балл).
1. Какая птица может отвёртывать гайки клювом? (какаду). (слайд № 81)
2. Самая большая птица в мире? (Страус). (слайд №83 )
3. Самая тяжелая и крупная птица степей. Занесена в Красную книгу? (Дрофа). (слайд № 85)
4. Эта птица самая маленькая в мире, может опылять растения? (Колибри). (слайд № 87)
5. Какая птица носит название танца? (Чечётка) (слайд №89 )
6.Эта птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов. Назовите ее? (Кукушка). (слайд № 91)
7.Какая птица может двигаться по вертикальному стволу дерева вверх и вниз головой? (Поползень). (слайд № 93)
8.Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест). (слайд № 95)
9 .Эту птицу называют пернатой кошкой? (Сова). (слайд № 97)
10. Эту птицу называют болтушкой? (Сорока). (слайд №99 )
11. У какой птицы крылья покрыты не перьями, а чешуей? (Пингвин). (слайд № 101)
12. Кого называют «красным гусём»? (Фламинго) (слайд №103 )
- Молодцы, устали? Давайте немного отдохнем. А пока вы отдыхаете,
Я расскажу о птицах в геральдике России.
Ни для кого не секрет что птицы любимая тематика, флагов, гербов, печатей, эмблем..
Обратите внимание на слайды.. (презентация)
Пока жюри подводят результаты последних конкурсов, я предлагаю вам поучаствовать в аукционе. Кто перечислит больше названий конфет с «птичьими именами»?
Игра со зрителями
Варианты ответов: Балабан, лебединая песня, синяя птица, весёлый журавль, журавушка, золотой фазан, фламинго, сорока-белобока, гуси-лебеди, птица дивная, птичье молоко, петушок золотой гребешок, гусиные лапки, ласточка, буревестник, чайка, пеликан, курочка ряба.
Ну что ж, попросим жюри объявить результаты игры и назвать победителей!
Награждение победителей.
Слово жюри.
Заключение.
Мы поздравляем тебя, наш юный друг!
Верим, что через всю жизнь ты пронесёшь
Любовь к природе и сделаешь всё,
От тебя зависящее, для её сохранения.
Спасибо за внимание. До новых встреч!
Список используемой литературы
1. Кудряшёва Л. А. Турнир орнитологов [Текст] / Л. А. Кудряшёва // Читаем, учимся, играем. – 2009. - № 1.
2. Михайлов К. Е. Птицы мира / ред. группа: К. Михайлов, Т. Евсеева. – М. : Мир энциклопедий, 2006. – 184 с. : ил. – (Самые красивые и знаменитые).
3. 2. Брэм А.Э. Жизнь животных: В 3 т. Т. 2: Птицы. – М.: ТЕРРА, 1992. – 352с.: ил.
4. Птицы: http://bse.sci-lib.com/a_pictures/00/00/201909685.jpg, http://forest.geoman.ru/forest/item/f00/s02/e0002933/pic/000007.jpg,
5. День птиц: http://planet33.ru/assets/place/vladimiro_suzdalskiy_muzey_zapovednik/f872d13b950e07fdbf8d45f6688747c6.jpg
6. . Загадки о птицах - http://www.solnet.ru
Уважаемая Анжела Александровна, сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Четвертом открытом фестивале «Мультимедиа в образовании»! Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии и публикации образовательного материала в Интернете, на сайте Факультета мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет". Сертификат после оплаты его стоимости будет выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
Технический эксперт по направлениям «Естественные науки» Мухина Ирина Анатольевна.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]