Четвертый открытый профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе». Тема урока: Картофель - продукт питания и продовольственная культура. Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока: изучить сельскохозяйственную культуру, биологическими основами её выращивания и хранения.
Задачи урока: сформировать бережное отношение к продовольственным культурам, уважение к профессии агронома; отабатывать навыки прослушивания сообщений учащимися об изучаемых объектах; закрепить умение работать с текстом, обсуждать, задавать вопросы и делать выводы.
ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки и таблицы с пораженными болезнями органов растений; пословицы и поговорки: «Картошка хлеб бережет», «Клади картошку в окрошку, а любовь - в дело», «Ель да береза - чем не дрова? Соль да картошка - чем не еда?»
Проверка Д/З ЗАДАНИЕ: Стих, к нему задание: составить название культур. К каким семействам относят эти растения? ОГОРОД НАОБОРОТ (Н. Кончаловская) Жил один садовод Он развел огород Приготовил старательно грядки Он принес чемодан Полный разных семян Но смешались они в беспорядке Наступила весна И взошли семена Садовод любовался на всходы Утром их поливал На ночь их укрывал И берег от холодной погоды. Но когда садовод нас позвал в огород Мы взглянули и все закричали: Никогда и нигде, Ни в земле, ни в воде Мы таких овощей не встречали. Показал садовод нам такой огород, Где на грядках засеянных густо Огурбузы росли, Помидыни росли, редисвекла, чеслук ирепуста Сельдерешек поспел И моркофель дозрел, Стал уже осыпаться спаржовник И таких баклачков Испугался бы каждый садовник. Мы корзину несли И решить не могли, Как же быть с овощами такими? То ли жарить их нам, То ли парить их нам, Ну, и съели их просто сырыми. Огурцы, арбузы (тыкв.); помидоры (пасл.); дыни (тыкв.); редис свекла (маревые); чеснок, лук (пилкины), репа, капуста (крест.); сельдерей (зонтич.); зеленый горошек, боб; морковь (зонтич.), картофель; спаржа (линейные), крыжовник (розоув); баклажан (пасленовые), кабачок. Какие культуры называют ОВОЩАМИ? ( Такие растения, которые возделываются для получения сочных плодов (томаты, огурцы), листьев (капуста, салат), луковиц (чеснок, лук), корнеплодов (морковь, свекла), более 60 видов ЗАДАНИЕ -2 СТАКАНЧИКИ С КРУПАМИ: МАННАЯ КРУПА - пшеница (из твердой пшеницы) - Древний Египет РИСОВАЯ КРУПА - рис (Индия) - Азия ЯЧМЕНЬ: ЯЧНЕВАЯ КРУПА - из раздробленных зерен - передняя Азия ПЕРЛОВАЯ КРУПА - из крупных круглых зерен - .П.Азия ПШЕНИЧНАЯ КРУПА - просо - Китай ГЕРКУЛЕС - овес - Древний Рим УЗНАЙ, из какой культуры крупа. Родина культуры. Центры происхождения культурных растений (Н.И. Вавилов)
Сегодня на уроке мы с вами подробно изучим известную вам культуру - КАРТОФЕЛЬ.
ТЕМА УРОКА: Картофель - продукт питания и продовольственная культура
Вы должны в конце урока ответить на такой вопрос, почему Прянишников сказал так: «Выращивать картофель - все равно, что собирать три колоса там, где рос один». А также на такой вопрос: « Почему картофель называют вторым хлебом?». -К какому семейству относят картофель? Почему? - Чем является клубень картофеля? (клубни мы при носим из магазина. Какую часть растения они представляют? Это не листья, не цветы, ясно. Может это корни?) Среди полевых культур картофель является важной продовольственной, кормовой, технической культурой. Откуда берет происхождение эта культура? Сообщение ученика. Впервые европейцы узнали вкус картофеля всего 400 с небольшим лет тому назад. Родина картофеля - Южная Америка (Чили, Перу), где и сейчас он произрастает в диком состоянии в горных районах. В Андах на высоте от 500 до 4,5 тыс. метров можно встретить почти известные виды этого клубненосного растения. Испанские конквистадоры, завоевавшие в конце ХУ в. территорию по западному побережью Южной Америки, обнаружили там совершенно незнакомый им продукт питания, который у местных жителей назывался ЧУНЬЮ. Это были высушенные клубни полукультурных видов картофеля. Хранить сырой картофель еще не умели, поэтому индейцы вымытые клубни рассыпали на солнце, а затем оставляли на ночь на морозе (ночи в горных районах Анд - холодные). Промораживание способствовало удалению влаги, снижало горечь клубней. В результате подмораживания и сушки получался белый крахмалистый продукт, который обычно хранился и спасал жителей Анд от голода зимой и в неурожайные годы. Испанские завоеватели и не подозревали, какой ценный продукт они взяли с собой. Первое печатное сообщение о картофеле было сделано в Испании в 1553 году. А вот ботаническое название этому растению дал швейцарский ботаник Каспер Бохен. В своей книге, изданной в 1596 г. в Базеле, он назвал его «картофел обычный». Долгое время картофель высаживали в ботанических садах. Только через 200 лет он появился на крестьянских огородах. Весьма недружелюбно были встречены «земляные яблоки» во Франции. Церковники утверждали, что растение разносит проказу и вызывает «одурь» (еще не знали, что некоторые сорта содержат много соланина, который вызывает пищевые отравления). Со времен репутация картофеля как ценного продукта выросла. Картофель был большой редкостью и считался деликатесом. Французский фармацевт Антуан Огюст Парматье в 1787 - 1788 г. проводил свои опыты с картофелем близ Парижа, он решил заинтересовать окрестных крестьян заморскими клубнями, чтобы способствовать распространению этого растения. Он попросил у короля стражу для охраны картофеля. Стража охраняла участок только днем, а с наступлением темноты уходила. Картофель растащили. В Индию, Иран и другие страны картофель попал из Европы в XVIII в. В конце XVIII в. это растение попало в Россию. Петр 1 - находясь в это время в Голландии, послал графу Шереметьеву мешок картофел. Распространение картофеля в России шло медленно, т.к. не знали, как выращивать картофель. В 1770 г. русский агроном и ученый А.г. Болотов впервые в России опубликовал статью о картофеле, г де рассказал, как выращивать это растение. А КАК ВЫРАЩИВАТЬ КАРТОФЕЛЬ? При выращивании картофеля следует соблюдать специфические агротехнические мероприятия. ТЕХНОЛОГИЯ выращивания картофеля:
1. Подбор участка под картофель. По своей природе картофель светолюбивое растение, многолетнее, клубненосное, но в культуре возделывается как однолетнее. Уже при небольшом ослаблении освещения у картофельных растений наблюдается пожелтение ботвы, вытягивание стеблей, замедление или полное отсутствие цветения и снижение урожая клубней. Подбирать для выращивания этой к ;rьтуры хорошо освещенный участок. Картофель - растение умеренного климата, поэтому он хорошо растет и дает высокие урожаи в средней полосе. Под картофель следует отводить рыхлые почвы, черноземы, речные поймы, слабо и средекислые сужсчаные, легко суглинистые окультуренные, Т.к. он нуждается в большом количестве питательных веществ, особено калия. Сильно влажная почва клубни загнивают и погибают.
II. Важным фактором, позволяющим получать высокие урожаи картофеля, является рациональное и эффективное внесение органических и минеральных удобрений. Органические удобрения лучше вносить осенью при расчете 60 - 80 г/ га. А также вносятся минеральные удобрения фосфорно-калийные (70 - 80%) от необходимой дозы. Остальное весной. Внесение в почву навоза вместе с минеральными удобрениями способствует получению высоких урожаев. III. Подготовка клубней и посадка (сортировка, калибровка, воздушно - тепловой обогрев, проявление или проращивание перед посадкой) располагают в один слой в светлом теплом помещении (+ 160 - +180с). IV. Подготовка почвы к посадке(весенняя, предпосевная). V. Посадка картофеля. Сажают клубни в подогретую 40_ 50 С поч- ву на глубину 6 - 12 см в зависимости от типа почвы, на расстоянии 30 - 40 см между клубнями и 60 - 70 см между рядами, вместе с клубнями вносят гранулированные минеральные удобрения. Сажают на ровной поверхности или (квадратно - гнездовым способом) в гребни рябовым способом. Учитывая сроки посадки (обычно 5 - 1 О мая, чтобы не сократить гетациооный период, а следовательно период актиВного накопления органического вещества в клубнях. Когда запоздалая посадка, то из - за наступления осенних заморозков картофель убирают с зеленой ботвой, до окончния передвижения запасных питательных веществ из листьев в подзеленую часть, это ведет к понижению крахмалистости растений. VI. Уход за посадками: а) довсходовая и послевсходовая обработка, поддержание почвы в рыхлом и свободном от сорняков состоянии. Проводят 3 довсходовые обработки: 1. Не позднее 5 - 7 дней после посадки; последующие - с интервалом 7 дней. Послевсходовых - 2 - 3; а при последнем - перед смыканием ботвы - осуществляют окучивание, б) Борьба с вредителями: VII. С колорадским жуком, в период выхода жуков из почвы проводится краевая обработка полей, где жук питается до появления всходов картофеля. В период массового появления личинок вредителя производят опрыскивание посадок ВАЛЛАТОНОМ, ДУРСБАНОМ из расчета 1 - 1,5 л/га при норме расхода воды 400 - 450л/га VIII . в) С болезнями. IX. Краткое сообщение ученика о болезнях картофеля (остальные заполняют таблицу), сопровождаются демонстрацией рисунков и таблицами. ТАБЛИЦА Название бо- Возбудители Какие органы Признаки бо- Как распро- лезни болезни картофеля по- лезни страняются бо- ражают лезни Фитофтороз, Гриб - паразит Листья, стебли, Темно - бурые Споры фитоф- или картофель- фитофтороза клубни пятна на листь- торы перено- ная гниль ях на нижней сятся ветром и стороне листа дождем. вокруг пятен- белый паутини- cтый налет. Резко очерчен- ные сероватые, а затем бурые вдавленные твердые пятна различной ве- личины на клубнях. При разрезе клубня по краям мяко- ти видны рисо- вые пятна, рас- пространяю - щиеся к центру язычками. МЕРЫ БОРЬБЫ: Дача профилактики после появления всходов - поликарбацин (2,6 - 2,7 л/га), хлорокись меди (0,5 - 0,6 л/га). Посадки обрабатывают через каждые 7 - 1О дней. Применяют системные препараты - ридомия (0,8 кг/га). Перед уборкой химическое уничтожение ботвы или скашивание с помощью опрыскивания хлоратом магния (25 - 30 кг/га). -Рак картофеля -Парша -Макроспориоз -Черная ножка БОЛЕЗНИ КАРТОФЕЛЯ Вирусные и микоплаз- Бактериальные болезни: Грибные болезни: менные: Полосчатая мозаика Кольцевая гниль Фитофтороз Морщинистая мозаика Черная ножка Рак картофеля Скручивание листьев Макроспориоз Мозаичное закручива- Парша ние листьев Обыкновенная парша Веретеновидность клубней Столбур (стеблевое увядание) VII. Уборка картофеля (на S комбайнами) VIII. Хранение картофеля (навальным способом при активной вентиляции в хранилищах акционного типа). В и к т о р и н а (вопросы вывешены на доске) 1. Откуда, когда и кем завезен картофель в Россию? (Петр 1 из Голландии) 2. Когда прошли картофельные бунты в России? (в 1842г после указа Николая 1 об обязательной посадке картофеля) 3. Назовите способы размножения картофеля (клубнями, частями клубня, глазками, ростками, черенками, отводками, ростовыми черенками, семенами) 4. Почему подмороженные клубни картофеля сладкие? (в них крахмал превратился в сахар) 5. Что представляет собой клубень картофеля? (подземный побег) 6. Почему позеленевшие клубни картофеля нельзя употреблять в пищу? (на свету часть крахмала превращается в соланин, а он ядовит) 7. Какие условия необходимы для хранения клубней картофеля? (оптимальные условия для зимнего хранения картофеля создаются при температуре +2 - 40с и относительной влажности 85 - 90%) 8. Какие вещества получают из картофеля? 9. Что содержится в клубнях картофеля? ПРИКЛЮЧЕНИЕ С МЮНХАУЗЕНОМ Разные со мной происходили случаи и смешные и грустные. Но в один раз обстоятельства сложились неаккуратно. Одним словом, расстроиться пришлось в полном смысле этого слова, оказался я в заброшенном доме без пищи, но не один, а с мелкими грызунами. Смотрю в углу лежат крупные, позеленевшие плоды, вспомнил, что моя бабушка из похожих вкусные кушанья готовила. А называла она их «тартуффели». Ну, думаю, съем их сырыми. Мыши бегают, не едят, но может они кушать не хотят, а я хочу. И съел. И тут началось. Одним словом, пришлось расстроиться. Что это за плоды? Почему Мюнхаузен получил пищевое отравление? 10.Как влияет на рост и развитие растений картофеля недостаток освещения? 11.В каких случаях в период вегетации могут создаваться неблагоприятные условия освещения растений картофеля? Какой способ посадки необходимо выбрать для того, чтобы избежать запущения растений? Какие меры с сорняками наметить? (широкорядные посадки) 12. Объясните, как связаны фотосинтез и урожай картофеля? (органические вещества откладывающиеся в клубнях картофеля, создаются в процессе фотосинтеза под воздействием солнечных лучей в хлорофилловых зернах листьев; вот почему в полевых условиях величина урожая во многом обуславливается площадью листьев растений, длительностью периода активной деятельности и продуктивностью фотосинтеза растения) 13 .Как правильно подобрать участок для выращивания картофеля? 14.Как обнаружить первые признаки картофельной гнили у растений? 15. Как правильно убирать картофель? Почему нельзя раньше, чем через 2 3 недели после уборки (особенно в сырую погоду), закапывать клубни на зимнее хранение.
Выводы по уроку делают ученики. |