Название - Пятый открытый профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе» Тема: « Опыление растений. Приспособление растений к опылению»
Тип урока: урок – ознакомление с новым материалом.
Цели урока:
Образовательные: Знакомство с особенностями процесса опыления цветковых 3.2 растений.
Развивающие: Использование полученные знания при решения учебно-познавательных и практических задач по теме «Опыление растений».
Воспитательные: Развитие интереса к познанию живого мира. Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить обучающих с основными способами опыления растений, характерными чертами строения насекомомоопыляемых и ветроопыляемых растений.
Развивающие: сформировать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, и делать выводы при решении учебно-познавательных задач.
Воспитательные: способствовать формированию навыков работы со знаково-символической информацией при оформлении слайдов презентации.
Краткое описание хода урока.
Структура урока 1.
Организационный момент (1 мин).
2. Этап актуализации знаний. Определение темы урока (5 мин).
Когда в Новую Зеландию прибыли переселенцы из Южной Америки, они распахали плодородные земли и засеяли их клевером. Клевер хорошо развивался, но не давал семян. Предположите, что сделали переселенцы, чтобы клевер стал плодоносить. Предполагаемый ответ: в Новую Зеландию завезли шмелей.
В ходе решения задачи ученики находят ответ, который поможет сформулировать тему урока «Опыление растений. Приспособления растений к опылению».
3. Основной этап урока:
3.1 Объяснение нового материала с помощью презентации, составленной преподавателем. ( презентация – этап № 1), (10 минут.)
Преподаватель предлагает ознакомиться с учебными фильмами о роли шмелей и колибри в качестве опылителей. Далее идет рассказ о взаимном приспособлении растений и насекомых опылителей на примере юкки и юкковой моли, тропической орхидеи и бражника предсказанного.
После показа презентации учащиеся формулируют вывод, отвечая на вопросы:
1. С какой целью насекомые посещают цветы (используем примеры из прзентации). 2. Существуют ли закономерности в строении растений и насекомых опылителей.
3.2. Изучение материала в ходе индивидуальной работы с презентацией, составленной преподавателем (презентация – этап №2). Учащиеся знакомятся с типами опыления, представленными на слайдах презентации и заполняют таблицу, на слайдах презентации, отмечая символическими значками признаки ветро- и насекомоопыляемых растений.
На слайде № 9 предложены задачи-загадки из серии "Лови ошибку", позволяющие выявить степень усвоения нового материала (15 минут).
Формулировка вывода:
-
Строение цветка или соцветий растения указывает на способ его опыления.
-
Некоторые растения при отсутствии опылителей «перешли» к самоопылению.
-
В растениеводстве необходимо учитывать способ опыления для получения высокого урожая.
Оценивание: Обучающиеся выполнившие работу могут предложить учителю проверить работу по локальной сети. Все работы подлежат проверке во время или после занятия.
4. Тестирование с помощью системы голосования Votum. (7 минут).
На этапе контроля знаний применяется удобная в использовании и понятная для детей система голосования Votum. Тест предварительно составляет преподаватель с помощью программы. Вопросы составлены в соответствии с материалом, изучаемым на уроке. При отсутствии системы голосования в школе можно распечатать тест в бумажном варианте. (Тесты в двух вариантах находятся папке с конкурсными материалами). Последний вопрос предлагает провести самооценку, выбирая варианты ответов: усвоил материал - отлично, хорошо, удовлетворительно, надо повторить.
6. Домашнее задание. Ознакомление команд с домашним заданием.(3 минуты).
Домашнее задание - это творческое задание, включающее всего 4 слайда. Можно выдать детям на их флэш-носители, можно дать ссылку на документы Google, можно предварительно записать условие задач в тетради.
Каждый ученик может выбрать способ подготовки и объём выполняемого задания (одно задание или все 4).
Выполнение заданий способствует развитию метапредметных умений: работа с дополнительной литературой, просмотр презентации, загруженной в Интернет -работа с сервисами Web-2.0, простые действия со знаково-символическо информацией на слайдах презентации (вставить название опылителя или изображение опылителя для Раффлезии Арнольди, напечтать текст и тд.).
7. Подведение итогов урока (4 мин).
Примечание: Тема «Цветение и опыление растений» содержит сведения, которые обладают большим потенциалом для привлечения дополнительной информации и развития интереса к предмету. Педагоги, использующий готовые ЭОР-ы, часто сталкиваются с желанием привнести своё видение материала. Поэтому в представленном уроке используются презентации, составленные педагогом, но с привлечением готовых мультимедиа-ресурсов.
|