Четверг, 25.04.2024, 11:36
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы естественного цикла » Биология

Урок. Краткая характеристика типа Хордовые. Бесчерепные
[ · Скачать удаленно () ]
26.06.2014, 07:53

Урок. Краткая характеристика типа Хордовые. Бесчерепные.

Цель: формировать знания об особенностях хордовых животных и их месте в системе органического мира.

Задачи:

образовательные: формировать знания:

  • об отличительных особенностях хордовых и их классификации;
  • об особенностях строения и образа жизни ланцетника как представителя бесчерепных;

воспитательные:

  • формировать научное мировоззрение, позитивно-ценностное отношение к живой природе;
  • содействовать развитию коммуникативной культуры.

развивающие:

создать условия для развития умений учащихся: анализировать,  сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы.

Планируемые результаты:

1. Предметные результаты:

  1. выделять основные признаки хордовых;
  2. характеризовать принципы разделения типа Хордовые на подтипы;
  3. объяснять особенности внутреннего строения хордовых на примере ланцетника;
  4. обосновывать роль ланцетников для изучения эволюции хордовых;
  5. аргументировать выводы об усложнении организации хордовых по сравнению с беспозвоночными.

2. Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  1. умение работать в соответствии с поставленной задачей;
  2. умение адекватно оценивать свои знания и умения.

Познавательные:

  1. умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  2. работать с текстом и рисунками учебника, ЭОР.

Коммуникативные:

  1. участвовать в совместной деятельности;
  2. аргументировать и отставить свою точку зрения;
  3. умение слушать и понимать речь других людей.

3. Личностные результаты:

  1. формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
  2. формирование позитивно-ценностного отношения к объектам живой природы.

 

Тип урока: комбинированный урок.

 

Оборудование и средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентации «Тип Хордовые. Общая характеристика»,  «Задания по теме «Беспозвоночные животные», интерактивные рисунки «Внутреннее строение ланцетника», «Общий план строения хордовых», «Системы органов ланцетника».

 

Основные понятия: тип Хордовые, бесчерепные, ланцетник, позвоночные, хорда, двусторонняя симметрия, нервная трубка, замкнутая кровеносная система, околожаберная полость.

 

Ход урока

1. Организационный.

2. Актуализация знаний.

- С какими животными мы уже познакомились? Мы познакомились с простейшими, кишечнополостными, червями, моллюсками, членистоногими.

Выполните предложенные задания на повторение и обобщение знаний об изученных животных.

Задание 1. К какому типу относятся изображенные животные? Назовите их.

слайд 1. Простейшие или Одноклеточные. Инфузория-туфелька, амеба, инфузория трубач, вольвокс.

слайд 2. Тип Моллюски. Большой прудовик, кальмар, беззубка, виноградная улитка.

слайд 3. Тип Кишечнополостные. Гидра, медуза корнерот, коралл, актиния.

слайд 4. Тип Кольчатые черви. Дождевой червь, пескожил, пиявка, трубочник.

слайд 5. Тип Плоские черви. Белая планария, свиной цепень, эхинококк, печеночный сосальщик.

слайд 6. Тип Членистоногие. Клоп-солдатик, жук-плавунец, таежный клещ, лангуст.

Задание 2. Определите, кто лишний и почему? Критериев для выбора лишнего объекта может быть несколько.

слайд 7. «Лишний» - № 3 – аскарида, она относится к круглым червям, а остальные – кольчатые черви.

слайд 8. «Лишний» - № 1 – коралл, ведет прикрепленный образ жизни, а остальные - свободноплавающие организмы.

слайд 9. «Лишний» - № 2 – виноградная улитка, она обитает на суше, а остальные – в воде.

               «Лишний» - № 3 – мурекс, он используется человеком для получения краски, а остальные – используются человеком в пищу.

слайд 10. «Лишний» - № 2 – пчела, она относится к насекомым, а остальные – к паукообразным.

               «Лишний» - № 3 – паук-крестовик, он не опасен для человека, а остальные – ядовитые и опасны для человека.

слайд 11. «Лишний» - № 3 – термит, он свободноживущий организм, а остальные – паразиты.

3. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- В какую группу можно объединить всех изученных нами животных? Что общего у всех этих животных? Каких животных нам предстоит изучить? Изученных животных можно отнести к беспозвоночным. У них отсутствует скелет. Роль наружного скелета выполняет панцирь или раковина. Нам предстоит изучить позвоночных животных?

- Найдите в  учебнике с. 146 тип животных, с которым мы начнем знакомиться сегодня на уроке. Тип Хордовые.

- Рассмотрите рисунок 110 на с. 147. Что общего у изображенных животных? У всех изображенных животных есть скелет.

- Почему этих животных относят к типу Хордовые? Высказывают свои предположения.

-  Каковы цели и задачи нашего урока? Познакомиться с особенностями хордовых. Выяснить, чем они отличаются от беспозвоночных животных? Что такое хорда?

- Запишите тему урока «Тип Хордовые. Общая характеристика».

4. Усвоение новых знаний.

-  Рассмотрите родословное древо животного мира и определите место хордовых в нем. От каких животных произошли хордовые? Хордовые произошли от кольчатых червей. Относятся к вторичноротым животных.

- Хордовые – вторичноротые, вторичнополостные и двустороннесимметричные животные. Объясните каждое слово. (Найдите ответ в учебнике с. 147). Через тело двустороннесимметричных животных можно провести только одну плоскость, которая разделит их на две зеркальные половины. У них имеется вторичная полость тела. Во время зародышевого развития на мете первичного рта формируется анальное отверстие, а на противоположном конце тела образуется рот.

- Рассказ учителя о числе видов, происхождении, среде обитания хордовых.

-  Какие признаки характерны для хордовых? Найдите ответ в учебнике на с. 146-148. Запишите в тетрадь признаки хордовых. Эти животные имеют внутренний скелет – хорду, центральную нервную систему в виде трубки, лежащей над хордой. В глотке расположены жаберные щели. Кровеносная система замкнутая, есть сердце.

- Рассказ учителя о классификации хордовых. Запишите схему классификации в тетрадь.

- Какое животное изображено на снимке? Учащиеся высказывают свои предположения.

- Что вы можете сказать о среде обитания  этого животного и его образе жизни? Каково внешнее строение этого животного? (Подсказка. с. 148 учебника). Это ланцетник. Он живет на дне моря, зарывается в песок. По внешнему виду напоминает маленькую рыбку или червя,  на спине есть плавник. Похож на медицинский инструмент ланцет. Питается простейшими  и водорослями, отфильтровывая воду.

- Рассказ учителя об  истории открытия и изучении ланцетника.

- Почему Паллас принял ланцетника за моллюска? Можно ли считать ланцетника переходной формой между беспозвоночными и хордовыми животными? Учащиеся высказывают свои предположения.

- Рассмотрите внутреннее строение ланцетника? Какие системы органы есть у него? Где они расположены? У ланцетника есть нервная система, скелет, кровеносная и пищеварительная система. Скелет – хорда, тянется вдоль всего тела. Над хордой нервная трубка. Под хордой кровеносная система в виде двух крупных сосудов спинного и брюшного и пищеварительная система.

- Найдите в тексте учебника с. 149-150 информацию о том, какие еще органы есть у ланцетника. Органы дыхания – жабры. Есть органы чувств - осязательные клетки и светочувствительные глазки. Органы выделения – выделительные трубочки.

- Как размножается ланцетник? Ланцетники – раздельнополые животные. Оплодотворение наружное.

- Рассказ учителя об особенностях строения и жизнедеятельности личиночно-хордовых на примере асцидии.

- Пользуясь учебником с. 151 назовите признаки позвоночных животных, отличающие их от бесчерепных. Запишите признаки хордовых в тетрадь. Позвоночные животные имеют более высокий уровень развития. Скелет представлен позвоночником, а не хордой. Есть череп, защищающий мозг. Нервная трубка подразделяется на головной и спинной мозг. Хорошо развиты органы чувств. Хорошо развиты парные конечности. Есть сердце.

- Какие классы животных относят к подтипу позвоночные? К позвоночным относят классы Хрящевые и Костные рыбы, Земноводные, пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.

- Составьте в тетради схему классификации позвоночных.

5. Первичное закрепление.

- Выполните интерактивные задания на закрепление изученного материала (работа учащихся у доски с интерактивными рисунками с тестовым режимом работы «Внутреннее строение ланцетника», «Общий план строения хордовых», «Системы органов ланцетника»).

- Какое место занимает ланцетник в системе животного мира? Чем хордовые животные отличаются от беспозвоночных? Ланцетник в системе животного мира занимает промежуточное положение между беспозвоночными и позвоночными животными. Хордовые отличаются от беспозвоночных наличием внутреннего скелета. У них нервная система в виде трубки, расположенной на спинной стороне тела. Пищеварительная система расположена под хордой и в глотке имеются жабры.

- Почему ланцетника считают примитивным хордовым животным? Ланцетник – примитивное хордовое животное, т.к. у него хорда сохраняется всю жизнь, нервная трубка не подразделяется на головной и спинной мозг, слабо развиты органы чувств.

- Сделайте вывод.

6. Домашнее задание.

- Прочитать § 30 учебника.

7. Рефлексия.

- Закончите предложения.

  1. А вы знаете, что сегодня на уроке я …
  2. Больше всего мне понравилось …
  3. Самым интересным сегодня на уроке было …
  4. Самым сложным для меня сегодня было …
  5. Сегодня я понял …
  6. Сегодня я научился …
  7. Сегодняшний урок показал мне …

Используемые источники информации:

I. В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. «Биология: 7 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений». Москва, «Вентана – Граф», 2009г.

II. Задания на закрепление:

1. Интерактивный рисунок. Внутреннее строение ланцетника (N 114455) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c4e8df35-0a01-022a-00c5-0b341fd6ba43/?from=79f17baa-95ce-4223-85b1-1673e0f21e25&interface=teacher&class=49&subject=29

2. Интерактивный рисунок. Общий план строения хордовых (N 114452) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c4e8df1c-0a01-022a-01bd-8df3a0fefe8e/?from=79f17baa-95ce-4223-85b1-1673e0f21e25&interface=teacher&class=49&subject=29

3. Интерактивный рисунок. Системы органов ланцетника (N 114453) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c4e8df4e-0a01-022a-0100-20b93f3b5f67/?from=79f17baa-95ce-4223-85b1-1673e0f21e25&interface=teacher&class=49&subject=29

III. Для презентации «Задания по теме «Беспозвоночные животные» использованы следующие ресурсы:

1. Фотоматериалы  компакт-диска  «Учебное электронное издание «Лабораторный практикум. Биология» 6-11 класс. Республиканский мультимедиа центр, 2004.

2. Фотоматериалы компакт диска  «Электронное учебное издание. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, ООО «Дрофа», 2007.

IV. Для презентации «Тип Хордовые. Общая характеристика» использованы следующие ресурсы:

1. Фотоматериалы компакт-диска «Электронное учебное издание. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, ООО «Дрофа», 2007. (Тип Хордовые, подтип Позвоночные, асцидии, строение асцидии, оболочник, личинка оболочника, размножение ланцетника).

2. Фотоматериалы компакт-диска «Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6-9 класс. ООО «Кирилл и Мефодий», 2003. (Ланцетник, строение ланцетника).

3. Фотоматериалы компакт-диска «Полный интерактивный курс «Открытая биология». ООО «Физикон», 2005. (портрет А.О. Ковалевского).

4. Фотоматериалы компакт-диска «Электронные уроки и тесты. Биология в школе. Генетическая изменчивость и эволюция. ЗАО «Новый Диск», 2007. (Акула, полярная сова, вомбат).

5. Фотоматериалы компакт-диска «Учебное электронное издание «Лабораторный практикум. Биология» 6-11 класс. Республиканский мультимедиа центр, 2004. (Китовая акула, вальдшнеп, яванская летающая лягушка, бородавочник, карась, амбистома, ушастая круглоголовка, трясогузка желтая, кускус пятнистый).

6. Рисунок «Первичноротые и вторичноротые животные» из ЦОР «Подтипы и классы хордовых» (N 202383) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/cfdcee7d-ae85-4439-801a-e5041bf6c15d/?from=2841b009-c9d0-469f-b7e4-c9bb36b1078d&interface=teacher&class=49&subject=29

7. Рисунок «Строение ланцетника» из ЦОР «Общая характеристика хордовых» (N 202199) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7d6d51cd-7598-4e74-b87f-6c4fdc23a8ca/?from=2841b009-c9d0-469f-b7e4-c9bb36b1078d&interface=teacher&class=49&subject=29

8. Портрет П.С. Палласа. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D1%81,_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80_%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD

 

Категория: Биология | Добавил: Ira-st
Просмотров: 5986 | Загрузок: 1097 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 IrinaApatit  
0
Уважаемая  Ирина Андреевна!         

Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Пятом открытом фестивале «Мультимедиа в образовании»! Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии в Пятом открытом фестивале «Мультимедиа в образовании» и публикации образовательного материала в Интернете, на сайте Факультета мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет" www.moi-mummi.ru. Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.         

Технический эксперт   И.А. Мухина

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]