1. Тип
урока: урок открытия новых знаний
2. Цель
урока: сформировать у учащихся понятие «вид», «критерии вида»
3. Задачи
урока:
Образовательные:
А) расширить уже имеющиеся
знания учащихся о виде;
Б) показать механизмы
репродуктивной изоляции в природе;
В) продолжить формирование
умений давать морфологическое описание растений и животных;
Развивающие:
А) побуждать учащихся к
сравнению, анализу полученной информации, использованию знаний на практике;
Б) развивать умение работать
с текстами, составлять таблицы, анализировать, формулировать выводы;
Воспитательные:
А) мотивировать
необходимость знаний для сохранения видового разнообразия живых организмов
планеты;
Б) прививать коммуникативные качества (умения общаться в
процессе парного и группового взаимодействия);
4. Краткое
описание хода урока.
I. Организационный момент.
II.
Актуализация знаний учащихся.
Работа с
интерактивным плакатом, раздел «Что мы знаем о виде?»
Беседа
с опорой на знания учащихся. Устное выполнение заданий №1, №2 № 3.
Подведение
промежуточного итога «Что же мы знаем о виде?»
Работа со
слайдом «Что же мы знаем о виде?»
Перед учащимися представлен список
предложений, которые нужно закончить. После ответа ученика, проверяющий
нажимает кнопку «Ответ» и в объекте текстовое поле появляется правильный ответ.
Выводы
записывают в тетрадь.
III. Открытие новых знаний.
Работа с
интерактивным плакатом, раздел «Вид, его критерии и структура»
Рассказ
учителя в ходе, которого формируем у учащихся представление о виде не
только как основной таксономической единице в биологической систематике, но и
как целостной структуре живой природы. Учащиеся слушают учителя, отвечают
на поставленные вопросы, вносят запись «целостность вида» в тетрадь.
Формирование
понятий: Вид, ареал, популяция, генофонд. Учащиеся, работая с плакатом, записывают основные понятия в тетрадь.
Формирование понятий «критерии вида»
учитель выступает в роли консультанта. Учащиеся распределяются на 6 групп,
далее самостоятельная работа в группах с
раздаточным материалом «критерии вида»: морфологический, физиологический и т.д
Работа со слайдом «критерии вида»
Проекция незаполненной таблицы на
отдельном слайде. Учащиеся каждой группы защищают критерии путём аргументированных
ответов на задания в карточках. Все учащиеся по мере защиты критериев,
заполняют таблицу в тетрадях. Учитель и учащиеся корректируют ответы товарищей
и вносят их в таблицу.
IV. Закрепление.
Работа с интерактивным плакатом,
раздел «Что нового мы узнали о виде?»
Беседа по вопросам, проецируемых
на экран
Учитель объясняет при
необходимости ответы, мотивирует к активному участию, напоминает о культуре
общения и о необходимости внимания к ответу своих товарищей.
Вопросы
к ГИА по теме «Вид, его критерии». Индивидуальные
ответы. Класс слушает и анализирует ответ товарища.
V. Итог урока.
Учитель объявляет домашнее задание и оценки за работу на
уроке.
Домашнее задание: параграф 39 (стр. 143),
выучить понятия
По желанию – сообщение «Правда ли, что ворон
– это муж вороны?»
5. Знания,
умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др.
ученики в ходе урока.
Предметные:
- Знать: определение понятий (вид, ареал, популяция,
генофонд), давать характеристику понятиям;
- Уметь: используя критерии вида, описывать тот или
иной вид растений и животных;
Личностные:
Уметь находить необходимые сведения в различных источниках информации.
Умение общаться в процессе парного и группового
взаимодействия.
Метапредметные:
Уметь получать новые знания
самостоятельно в интерактивном режиме, уметь формулировать цели своей
деятельности, уметь контролировать и оценивать процессы и результаты
деятельности
|