Воскресенье, 19.11.2017, 00:13
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы естественного цикла » Биология

"Внешнее и внутреннее строение Земноводных "
[ · Скачать удаленно () ]
14.02.2014, 20:11
«Внешнее и внутренне строение  Земноводных»
Цели и задачи урока
1.     Познакомиться с общей характеристикой класса земноводные.
2.     Изучить внешнее строение представителей класса земноводные.
3.     Рассмотреть особенности строения систем внутренних органов земноводных и их связь с образом жизни.
4.     Установить признаки более высокой организации земноводных по сравнению с рыбами.
Оборудование: компьютер, проектор, влажные препараты
Ход урока:
IОрганизационный момент.   Близ-опрос.
1. Вспомните эволюцию животного мира.
2. Чем одноклеточные отличаются от многоклеточных?
3. В чем отличие водных животных  от наземных?
4. Кто такие хордовые животные? Дать им характеристику.
5. Охарактеризовать класс Рыбы и назвать их отличительные черты.
IIНа сегодняшнем уроке мы с Вами познакомимся с представителями животного мира, которым ставятся памятники по всему миру. А Вы мне ответьте почему?
IIIИтак, мы начинаем с Вами урок - исследование  на тему «Внешнее и внутренне строение  Земноводных»
Цели и задачи урока
1.     Познакомиться с общей характеристикой класса земноводные.
2.     Изучить внешнее строение представителей класса земноводные.
3.     Рассмотреть особенности строения систем внутренних органов земноводных и их связь с образом жизни.
4.     Установить признаки более высокой организации земноводных по сравнению с рыбами.
Напомним систематическое положение класса земноводные                        
IV. Рассказ учителя по плану.
1. Общая характеристика Земноводных, их внешнее строение в сравнении с рыбами.
Земноводные или амфибии (Amphibia) – первые примитивные позвоночные животные, перешедшие от водного к наземному образу жизни, но сохранивших тесную связь с водной средой. Температура тела непостоянная и зависит от температура окружающей среды – амфибии холоднокровные животные.
2. Скелет и отделы конечностей земноводных в сравнении с рыбами.
В отличие от рыб у лягушки имеется шейный позвонок. Он подвижно сочленен с
черепом. За ним следуют туловищные позвонки с боковыми отростками (ребра у
лягушки не развиты). Шейный и туловищный позвонки имеют верхние дуги,
защищающие спинной мозг. На конце позвоночника у лягушки и у всех других
бесхвостых земноводных помещается длинная хвостовая кость. У тритонов и других
хвостатых земноводных этот отдел позвоночника состоит из большого числа
подвижно сочлененных между собой позвонков.
В черепе лягушки меньше костей, чем в черепе рыб. В связи с легочным дыханием у лягушки нет жабр. Скелет конечностей соответствует их расчленению на три отдела и
связан с позвоночником посредством костей поясов конечностей. Пояс передних
конечностей - грудина, две вороньи кости, две ключицы и две лопатки - имеет вид
дуги и расположен в толще мускулатуры. Пояс задних конечностей образован
сросшимися тазовыми костями и прикрепляется плотно к позвоночнику. Он служит
опорой задним конечностям.
3. Мускулатура земноводных в сравнении с рыбами.
Строение мышечной системы лягушки намного сложнее, чем у рыб. Ведь лягушка не только плавает, но и передвигается по суше. Благодаря сокращениям мышц или групп мышц лягушка может совершать сложные движения. Особенно хорошо у нее развиты мышцы конечностей.
4. Пищеварительная система земноводных в сравнении с рыбами.
Пищеварительная система земноводных имеет почти такое же строение, как у рыб. В отличие от рыб задняя кишка открывается не прямо наружу, а в особое ее расширение, называемое клоакой. В клоаку открываются также мочеточники и выводные протоки органов размножения.
5. Дыхательная система земноводных в сравнении с рыбами.
Лягушка дышит атмосферным воздухом. Для дыхания служат легкие и кожа. Легкие имеют вид
мешков. Их стенки содержат большое количество кровеносных сосудов, в которых
совершается газообмен. Горло лягушки несколько раз в секунду оттягивается вниз,
благодаря чему в ротовой полости создается разреженное пространство. Тогда
воздух проникает через ноздри в ротовую полость, а оттуда в легкие. Обратно он
выталкивается под действием мускулатуры стенок тела. Легкие лягушки развиты
слабо, и кожное дыхание для неё так же важно, как и легочное. Газообмен
возможен только при влажной коже. Если лягушку поместить в сухой сосуд, то
вскоре ее кожа высохнет, и животное может погибнуть. Погружённая в воду,
лягушка целиком переходит на кожное дыхание.
6. Кровеносная система земноводных в сравнении с рыбами.
Сердце лягушки помещается в передней части тела, под грудиной. Оно состоит из трех
камер: желудочка и двух предсердий. Сокращаются поочередно то оба предсердия,
то желудочек. В сердце лягушки правое предсердие содержит только венозную
кровь, левое - артериальную, а в желудочке кровь до известной степени смешанная.
Особое расположение сосудов, берущих начало от желудочка, приводит к тому, что только головной мозг лягушки снабжается чистой артериальной кровью, а все тело получает смешанную кровь.
У лягушки кровь из желудочка сердца протекает по артериям во все органы и ткани, а из них по венам оттекает в правое предсердие - это большой круг кровообращения. Кроме того, из желудочка кровь поступает в легкие и в кожу, а из легких обратно в левое предсердие сердца - это малый круг кровообращения. У всех позвоночных животных, кроме рыб, два круга кровообращения: малый - от сердца к органам дыхания и обратно в сердце; большой - от сердца по артериям ко всем органам и от них обратно в сердце.
7. Выделительная система земноводных в сравнении с рыбами.
Продолговатые, красно-бурые почки, которые располагаются в полости тела по бокам позвоночника. Вредные  продукты обмена веществ фильтруются почками и в виде мочи поступают через мочеточники в клоаку.
8. Половая система земноводных в сравнении с рыбами.
Органы размножения земноводных очень сходны по строению с органами размножения рыб. Все земноводные раздельнополые.
9. Нервная система земноводных в сравнении с рыбами.
 Передний мозг развит сильнее, чем у рыб, и в нем можно различить два вздутия - большие полушария. Тело земноводных близко к земле, и им не приходится поддерживать
равновесие. В связи с этим мозжечок, управляющий координацией движений, развит
у них слабее, чем у рыб. Строение органов чувств соответствует наземной среде. Например, мигая веками, лягушка удаляет приставшие к глазу пылинки и смачивает
поверхность глаза. Как и у рыб, у лягушки имеется внутреннее ухо. Однако в воздухе звуковые волны распространяются значительно хуже, чем в воде. Поэтому для лучшего слушания у лягушки развито ещё среднее ухо. Начинается оно воспринимающей звуки барабанной перепонкой - тонкой круглой плёночкой позади глаза. От нее звуковые колебания через слуховую косточку передаются во внутреннее ухо.
Выводы:
1.  Какой Вы можете сделать вывод на основании сравнительной характеристики внешнего и внутреннего строения рыб и земноводных.
2.     В чем проявляются признаки более высокой организации земноводных по сравнению с рыбами.
V. Тестовая работа
Соотнесите номера систем органов (I–VIII) с номерами органов, образующих эти системы (1–20).

Системы органов

I – нервная система;
II – кровеносная система;
III – пищеварительная система;
IV – дыхательная система;
V – выделительная система;
VI – система опоры и движения;
VII – половая система;
VIII – покровная система.

Органы

1 – бедро;
2 – мышцы;
3 – клоака;
4 – кожа;
5 – стона;
6 – сердце;
7 – легкие;
8 – плечо, предплечье;
9 – семенники;
10 – кисть пальцы;
11 – артерии и вены;
12 – яичники;
13 – нервы;
14 – конечности;
15 – спинной мозг;
16 – пояс передних конечностей;
17 – головной мозг;
18 – кишечник;
19 – желудок;
20 – почки, мочевой пузырь.

VI. Лабораторная   работа
Задание:   рассмотрите влажные   препараты  и скелет земноводных
VII. Домашнее задание
1.     Изучить параграф № 36, № 37.
2.     Подготовить сравнительную таблицу для класса земноводных и класс пресмыкающихся.
Категория: Биология | Добавил: egorovaen
Просмотров: 767 | Загрузок: 251 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]