«Внешнее и внутренне строение Земноводных» Цели и задачи урока 1. Познакомиться с общей характеристикой класса земноводные. 2. Изучить внешнее строение представителей класса земноводные. 3. Рассмотреть особенности строения систем внутренних органов земноводных и их связь с образом жизни. 4. Установить признаки более высокой организации земноводных по сравнению с рыбами. Оборудование: компьютер, проектор, влажные препараты Ход урока: I. Организационный момент. Близ-опрос. 1. Вспомните эволюцию животного мира. 2. Чем одноклеточные отличаются от многоклеточных? 3. В чем отличие водных животных от наземных? 4. Кто такие хордовые животные? Дать им характеристику. 5. Охарактеризовать класс Рыбы и назвать их отличительные черты. II. На сегодняшнем уроке мы с Вами познакомимся с представителями животного мира, которым ставятся памятники по всему миру. А Вы мне ответьте почему? III. Итак, мы начинаем с Вами урок - исследование на тему «Внешнее и внутренне строение Земноводных» Цели и задачи урока 1. Познакомиться с общей характеристикой класса земноводные. 2. Изучить внешнее строение представителей класса земноводные. 3. Рассмотреть особенности строения систем внутренних органов земноводных и их связь с образом жизни. 4. Установить признаки более высокой организации земноводных по сравнению с рыбами. Напомним систематическое положение класса земноводные IV. Рассказ учителя по плану. 1. Общая характеристика Земноводных, их внешнее строение в сравнении с рыбами. Земноводные или амфибии (Amphibia) – первые примитивные позвоночные животные, перешедшие от водного к наземному образу жизни, но сохранивших тесную связь с водной средой. Температура тела непостоянная и зависит от температура окружающей среды – амфибии холоднокровные животные. 2. Скелет и отделы конечностей земноводных в сравнении с рыбами. В отличие от рыб у лягушки имеется шейный позвонок. Он подвижно сочленен с черепом. За ним следуют туловищные позвонки с боковыми отростками (ребра у лягушки не развиты). Шейный и туловищный позвонки имеют верхние дуги, защищающие спинной мозг. На конце позвоночника у лягушки и у всех других бесхвостых земноводных помещается длинная хвостовая кость. У тритонов и других хвостатых земноводных этот отдел позвоночника состоит из большого числа подвижно сочлененных между собой позвонков. В черепе лягушки меньше костей, чем в черепе рыб. В связи с легочным дыханием у лягушки нет жабр. Скелет конечностей соответствует их расчленению на три отдела и связан с позвоночником посредством костей поясов конечностей. Пояс передних конечностей - грудина, две вороньи кости, две ключицы и две лопатки - имеет вид дуги и расположен в толще мускулатуры. Пояс задних конечностей образован сросшимися тазовыми костями и прикрепляется плотно к позвоночнику. Он служит опорой задним конечностям. 3. Мускулатура земноводных в сравнении с рыбами. Строение мышечной системы лягушки намного сложнее, чем у рыб. Ведь лягушка не только плавает, но и передвигается по суше. Благодаря сокращениям мышц или групп мышц лягушка может совершать сложные движения. Особенно хорошо у нее развиты мышцы конечностей. 4. Пищеварительная система земноводных в сравнении с рыбами. Пищеварительная система земноводных имеет почти такое же строение, как у рыб. В отличие от рыб задняя кишка открывается не прямо наружу, а в особое ее расширение, называемое клоакой. В клоаку открываются также мочеточники и выводные протоки органов размножения. 5. Дыхательная система земноводных в сравнении с рыбами. Лягушка дышит атмосферным воздухом. Для дыхания служат легкие и кожа. Легкие имеют вид мешков. Их стенки содержат большое количество кровеносных сосудов, в которых совершается газообмен. Горло лягушки несколько раз в секунду оттягивается вниз, благодаря чему в ротовой полости создается разреженное пространство. Тогда воздух проникает через ноздри в ротовую полость, а оттуда в легкие. Обратно он выталкивается под действием мускулатуры стенок тела. Легкие лягушки развиты слабо, и кожное дыхание для неё так же важно, как и легочное. Газообмен возможен только при влажной коже. Если лягушку поместить в сухой сосуд, то вскоре ее кожа высохнет, и животное может погибнуть. Погружённая в воду, лягушка целиком переходит на кожное дыхание. 6. Кровеносная система земноводных в сравнении с рыбами. Сердце лягушки помещается в передней части тела, под грудиной. Оно состоит из трех камер: желудочка и двух предсердий. Сокращаются поочередно то оба предсердия, то желудочек. В сердце лягушки правое предсердие содержит только венозную кровь, левое - артериальную, а в желудочке кровь до известной степени смешанная. Особое расположение сосудов, берущих начало от желудочка, приводит к тому, что только головной мозг лягушки снабжается чистой артериальной кровью, а все тело получает смешанную кровь. У лягушки кровь из желудочка сердца протекает по артериям во все органы и ткани, а из них по венам оттекает в правое предсердие - это большой круг кровообращения. Кроме того, из желудочка кровь поступает в легкие и в кожу, а из легких обратно в левое предсердие сердца - это малый круг кровообращения. У всех позвоночных животных, кроме рыб, два круга кровообращения: малый - от сердца к органам дыхания и обратно в сердце; большой - от сердца по артериям ко всем органам и от них обратно в сердце. 7. Выделительная система земноводных в сравнении с рыбами. Продолговатые, красно-бурые почки, которые располагаются в полости тела по бокам позвоночника. Вредные продукты обмена веществ фильтруются почками и в виде мочи поступают через мочеточники в клоаку. 8. Половая система земноводных в сравнении с рыбами. Органы размножения земноводных очень сходны по строению с органами размножения рыб. Все земноводные раздельнополые. 9. Нервная система земноводных в сравнении с рыбами. Передний мозг развит сильнее, чем у рыб, и в нем можно различить два вздутия - большие полушария. Тело земноводных близко к земле, и им не приходится поддерживать равновесие. В связи с этим мозжечок, управляющий координацией движений, развит у них слабее, чем у рыб. Строение органов чувств соответствует наземной среде. Например, мигая веками, лягушка удаляет приставшие к глазу пылинки и смачивает поверхность глаза. Как и у рыб, у лягушки имеется внутреннее ухо. Однако в воздухе звуковые волны распространяются значительно хуже, чем в воде. Поэтому для лучшего слушания у лягушки развито ещё среднее ухо. Начинается оно воспринимающей звуки барабанной перепонкой - тонкой круглой плёночкой позади глаза. От нее звуковые колебания через слуховую косточку передаются во внутреннее ухо. Выводы: 1. Какой Вы можете сделать вывод на основании сравнительной характеристики внешнего и внутреннего строения рыб и земноводных. 2. В чем проявляются признаки более высокой организации земноводных по сравнению с рыбами. V. Тестовая работа Соотнесите номера систем органов (I–VIII) с номерами органов, образующих эти системы (1–20).
Системы органов
I – нервная система; II – кровеносная система; III – пищеварительная система; IV – дыхательная система; V – выделительная система; VI – система опоры и движения; VII – половая система; VIII – покровная система.
VI. Лабораторная работа Задание: рассмотрите влажные препараты и скелет земноводных VII. Домашнее задание 1. Изучить параграф № 36, № 37. 2. Подготовить сравнительную таблицу для класса земноводных и класс пресмыкающихся.