Понедельник, 16.09.2024, 10:06
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы естественного цикла » География

Типы климатов России
[ · Скачать удаленно (947.03 Kb) ]
25.11.2011, 17:39
Подробный конспект урока.
Организационная информация
Тема урокаТипы климатов России
Предметгеография
Класс8
Автор урока (ФИО, должность)Глотова Наталья Сергеевна, учитель географии
Образовательное учреждениеМОУ лицей с. Верхний Мамон
Республика/край, город/поселениеРоссийская Федерация, с. Верхний Мамон
Методическая информация
Тип урокакомбинированный
Цели урока Познакомить учащихся с основными типами климатов России; выявить особенности типов климата; установить закономерности существования различных типов климата в пределах поясов; выявить комфортность климата для жизни и деятельности человека.
Задачи урока Продолжить формирование умений анализировать карту атласа, климатограммы; продолжить работу над умением работать с текстом учебника и на основе его содержания заполнять систематизирующую таблицу; учить решать задачи по теме.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урокаУмение давать краткое описание основных типов погоды; давать характеристику климата своей области; оценивать климат с точки зрения условий быта и работы населения. умение работать с картой, текстом учебника, делать "малые географические открытия на уроке географии", устанавливать причинно-следственные связи.
Необходимое оборудование и материалыИнтерактивная доска, карта "Природные зоны России", географический атлас для 8 класса, мультимедийная презентация, диск уроки географии «Кирилла и Мефодия», учебник География России. Природа и население 8 класс (А.И.Алексеев)
Подробный конспект урока
Мотивация учащихся Мороз и солнце; день чудесный… (А.Пушкин) Завеса мутная дождя Заволокла лесные дали… (Н.Рубцов) Ребята, что объединяет эти стихи? (описание погоды).
Ход и содержание урока рефлексия I .Организационный момент II . Повторение изученного материала. Назовите, какие показатели нас интересуют, когда мы описываем погоду (слайд № дети заполняют схему). А климат? (состояние тех же показателей, только за многолетний период). Дети выходят к доске и получают жетоны с рисунками: солнце, ветер, осадки и т.д. (Таким образом, класс делится на 4 группы, каждая придумывает себе название, связанное с рисунком или погодными явлениями) От каких факторов будет зависеть ваш элемент климат? (работа по группам). Ветер – рельеф, близость моря, температура и давление воздуха. Солнечная радиация – угол падения солнечных лучей, географическая широта. Осадки – рельеф, близость океана, амплитуда температур и т.д. По мере ответов учащихся заполняется схема, слайд № Следующую работу вы проведете по группам. Первая проанализирует карту «Средние температуры июля» рис.48 стр. 81 учебника и выявит как изменяется температура. Температура июля изменяется поширотно, увеличивается с севера на юг. Вторая проанализирует карту «Средние температуры июля» рис.49 стр. 82 учебника и выявит как изменяется температура. Температура июля изменяется поширотно, увеличивается с севера на юг. Третья проанализирует карту «Среднегодовое количество осадков» рис.50 стр. 84 учебника и выявит, изменяется количество осадков по территории. Осадки уменьшаются по мере удаления от океанов, так влияет западный перенос, рельеф и близость океана. Четвертая группа по карте «Суммарная солнечная радиация» рис. 40 на странице 71 учебника определите, как изменяется суммарная солнечная радиация. Солнечная радиация изменяется поширотно, увеличивается с севра на юг, так как к северу уменьшается угол падения солнечных лучей. III. Изучение нового материала. Молодцы! Вы все справились с поставленной задачей, но мы не выяснили как данные закономерности повлияли на формирование типов климата, сколько их на территории России. Какая ката поможет нам определить типы климата? Климатические пояса и области. Слайд № Анализ карты «Климатические пояса и области» Посмотрите на карту «Климатические пояса и области» рис.51 стр. 86 учебника, в каком климатическом поясе находится большая часть территории страны? В пределах какого климатического пояса наблюдаются наибольшие изменения климата в пространстве? Как вы думаете, с чем это связано? Какие области выделяются в этом поясе? Какие типы воздушных масс характерны для этих областей? Краткая лекция учителя с элементами анализа карты. Что вы знаете о влияние климата на условия жизни и деятельности человека? Предлагаю оформить ответ в виде схемы Слайд № работа в группах 2 мин. Какая группа готова поделиться результатами своей работы? Все ответы учеников записываются на доске. Предлагаю вам послушать лекцию о влиянии климата на условия жизни и деятельность человека. При этом две команды отслеживают уже известную информацию, две другие новую (используются демонстрационные интерактивные карты и слайды уроков 18 и19) Лекция. В местах, где климат комфортный, т.е. наиболее благоприятный для нормальной жизнедеятельности организма, создаются санатории и курорты для оздоровления людей. Здесь же наблюдается и более высокая плотность населения. Климат влияет на возрастной состав населения. В староосвоенных районах, где климат благоприятен, сосредотачивалось пожилое население, которое в последнее время пополнилось за отток населения, которое в последнее время пополнилось за счет оттока населения средних возрастов из восточных и северных «экстримальных районов». А в районах с экстримальными условиями – доля молодежи выше, т.к. именно они осваивают северные и восточные районы страны. Таким образом, климат прямо влияет на плотность населения и косвенно на размещение населения различных возщрастных групп. Чем менее комфортнее климат, тем больше уровень инвестиций в социально-бытовую сферу. Северное положение нашей страны требует увеличение затрат на строительство 9 толщина бетонных стен должна быть в 2-3 раза больше, чем в средней полосе) и планировку (традиционная русская изба на высоком цоколе – из-за уровня снежного покрова, и с маленькими окнами – для сохранения тепла) Население нашей страны имеет три комплекта одежды – для летнего, зимнего и весеннее-осеннего периодов. Рост затрат на поддержание жизнедеятельности негативно сказывается на качестве питания, отдыха и образования. Затраты возрастают от 2-25% в экстримальных условиях, в то время как в районах с благоприятным климатом они на 2-10% ниже, чем в Москве. Особенно велико влияние климата на развитие сельского хозяйиства . От него зависит размещение растеневодства и животноводства. Работа воздушого и морского транспорта в значительной мере зависит от климата. Снежные заносы или наводнения выводят из строя автомобильные и железные дороги. Многие историки и этнографы утверждают, что климат оказал существенное влиянеие на особенности русского характера. Изнурительный труд в летнее время сочетался с длительным зимним безделием, что определило неоторопливость рксского хароактера. Какая информация, прозвучавшая в лекции, была вам уже известна? Что вы услышали нового? Дорабатывается схема на доске. Вывод. Климат оказывает огромное воздействие на жизнедеятельность человека. Обратим внимание на зависимость с/х и климата. Какие показатели влияют на развитие с/х? О каких свойств климата будет зависеть решение фермера: что выращивать или разводить ему в данной местности? Выслушав ответы учеников, подходим к понятию агроклиматическим условиям. Свойства климата, обеспечивающие сельскохозяйственное производство, называют агроклиматическими ресурсами. (Важнейшие показатели агроклиматических ресурсов показаны на слайде №) Сейчас каждая группа получит конверт с определенной областью. Вы должны охарактеризовать климатические области умеренного пояса с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельность людей по картам учебника и атласа. Свои выводы вы оформите в виде таблицы слайд № Вывод: Россия – страна северная и восточная, определяет характер климата, а вместе с ним во многом – жизнь населения. Резко выраженная сезонность, очень короткий период с/х работ ведут и к сезонности образа жизни людей. Суровая и продолжительная зима требует огромных затрат на строительство теплых зданий, на сколько данные условия благоприятны для жизни населении. отопление, на теплую одежду. Российские реки и большинство морей лишь несколько месяцев пригодны для судоходства без помощи ледоколов, что удорожает ведение хозяйства.
Проверка и оценивание ЗУНКов III. Закрепление изученного материала 1.найди ошибки в описании климата.(Слайд №) Резко континентальный климат Восточной Сибири сложился в условиях значительной близости к океанам, положения территории в умеренном поясе, наличия высоких гор, которые свободно пропускают морские воздушные массы с Тихого океана. Здесь круглый год преобладают морские массы воздуха. Из-за этого зима холодная и продолжительная, а лето сравнительно тёплое, в южных районах даже жаркое. Зимой случаются морозы до – 60о С и ниже. Чем объясняются такие низкие зимние температуры? Поверхность Земли в это время года медленно охлаждается. Постепенно охлаждаются, уплотняются и нижние слои воздуха. Возникает устойчивый антициклон. Устанавливается ясная, малооблачная и очень холодная погода. 2. Сравните климатограммы городов, которые расположены почти на одной широте, и ответьте на вопросы (Слайд №): 1. В какой сезон (зимой или летом) температурные различия между этими пунктами более значительны? 2. Определите наибольшую и наименьшую среднемесячную температуру в каждом пункте. Какова амплитуда в каждом из них? Где наибольшая? 3. Где выпадает максимальное количество осадков? Почему? 4. Какой тип климата характеризует каждый из этих пунктов? 5. Какая климатограмма характерна для Якутска? Петрозаводска? Сургута?
Рефлексия деятельности на уроке В пределах нашей страны наблюдается 4 климатических пояса: 2 основных – арктический и умеренный и 2 переходных – субарктический и субтропический. Расположение их во многом предопределяется широтной зональностью большинства географических процессов. В пределах умеренного климата ярко проявляется секторность географических явлений – изменение подтипов по мере движения с запада на восток.
Домашнее задание IV. домашнее задание. (Слайд №32) § 13,
Дополнительная необходимая информацияV. итоги урока. Слайды из презентации, КМ (электронное пособие «Кирилла и Мефодия»)
В помощь учителю
Использованные источники и литература (если имеются)Интернет,
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить Урок содержит объемный материал, большое количество схем, иллюстраций, карт, которые позволяют экономить время урока и наиболее ярко и доступно продемонстрировать материал урока детям. Схемы можно заполнять используя интерактивную доску, что сделает процесс обучения более интересным.
Советы по логическому переходу от данного урока к последующимДанный урок является завершающим в системе изучения климата России, поэтому он легко перейдет в урок закрепление изученного материала и подготовку к контролю.
Другое В течение урока дети работают в группах, что позволяет заинтересовать их и развить чувство соревнования, что позволяет больше материала рассмотреть на уроке.

Категория: География | Добавил: natali
Просмотров: 5373 | Загрузок: 772 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 1
1 Mtv_1962  

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]