1.
Тип урока. Урок-практикум (Урок формирования умений)
2.
Цели урока. Составить характеристику реки по
плану на основе анализа карт.
3.
Задачи урока.
1.
Сформировать у учащихся понятие «характеристика»,
«план характеристики», научить составлять план характеристики.
2.
Совершенствовать умение читать карту: определять исток
и устье реки, определять правые и левые притоки, находить речной бассейн и
водораздел.
3.
Развивать умение определять зависимость реки от
рельефа и климата.
4.
Формировать картографическую грамотность.
5.
Продолжить формирование умения организовывать свою
деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели,
оценивать достигнутые результаты.
4.
Краткое описание хода урока.
Организационный момент. Приветствие. Проверка
готовности учащихся к уроку. Настрой на позитивное и продуктивное сотрудничество.
Постановка проблемы и актуализация знаний. Слайд №1.
Учитель: «Ребята, как вы думаете, о какой реке идет речь? (р. Волга) Великая
река Волга - одно из истинно русских
природных чудес . Одна из самых больших и красивых рек в Европе, она особенно
любима русским народом. Волга-матушка – так ласково ее называют не только в
России.
Совместное открытие знаний. Учитель: «Сегодня на уроке
нам предстоит дать характеристику этой великой реки. Что значит дать
характеристику? (Характеристика - описание характерных, отличительных
качеств, черт, свойств чего-либо или кого-либо»), «Для чего человеку необходимо
уметь составлять характеристику географических объектов?» Слайд №2 Учитель:
«Перед вами различные вопросительные слова, какие вопросы мы можем составить о Волге?
Какие вопросы нам могут помочь в составлении характеристики реки?» (учащиеся
сначала самостоятельно в парах пытаются составить 2-3 вопроса, затем идет
обсуждение и наиболее интересные вопросы
заносятся на лепестки ромашки (Ромашка Блума), для составления вопросов учитель
рекомендует использовать различные вопросительные слова). Проанализировав
полученные вопросы, мы понимаем, что у нас составлен план характеристики реки,
именно им мы и будем руководствоваться в дальнейшей работе. План может быть различным
в зависимости от уровня обученности детей.
Учитель: «Без чего мы не сможем составить характеристику реки?» (без карты)
«Какие карты атласа нам могут понадобиться?». Далее, каждый учащийся получает
лист с заданием (Приложение №1), учитель напоминает о необходимости его
заполнить. При выполнении этой сложной работы помимо карт атласа нам будет
помогать и интерактивная доска (Слайд № 5). Нажав на необходимое понятие, будут
видны подсказки о том, что оно обозначает, как его найти на карте, как
определить. Далее учитель строит урок вариативно. Пример. При составлении плана
характеристики учащиеся составили следующие вопросы:
1.
На каком материке находится река?
2.
Где находится исток реки?
3.
Куда река впадает?
4.
Какие притоки есть у реки?
5.
От куда в реку поступает вода?
6.
Почему изменяется уровень воды в реке?
7.
Через какие города протекает река?
Далее учащиеся с помощью учителя выполняют работу —
составляют описание реки. По результатам общего обсуждения каждый учащийся
самостоятельно записывает основные выводы по каждому вопросу. Работа по
изучению конкретного объекта подразумевает анализ информации, установление
новых пространственных, временных, причинно-следственных связей и возможное
обобщение, т.е. продуктивную умственную деятельность, следовательно,
способствует формированию общих учебных умений учащихся на новом, более высоком
уровне.
Подведение итогов урок.
Устные выводы по итогам обсуждения.
5. Знания,
умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др.
ученики в ходе урока.
Понятие «характеристика», «план
характеристики», составление плана характеристики. Актуализация ранее
полученных понятий о реке: «исток», «устье», «приток» и т.д.
Умение читать карту: определение истока и устья реки, правых и левых
притоков, нахождение речного бассейна и водораздела.
Умение определять зависимость реки от рельефа и климата.
Формирование картографической грамотности. |