Пятница, 19.04.2024, 00:32
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы естественного цикла » Химия

Химические свойства аминов
[ · Скачать удаленно (8,62мб) ]
25.11.2012, 20:38

Тема занятия: Химические свойства аминов.

Используемая образовательная система (методика, технология): реализация компетентностного подхода к обучению химии через использование компьютерной презентации, интерактивной доски, видеофрагментов, демонстрационных опытов как средств активизации познавательной деятельности учащихся.

Используемый учебник: О.С.Габриелян «Химия», 10 класс, издательство «Дрофа»

Цели и задачи урока:

Изучить основные химические свойства аминов, ознакомить с применением аминов в быту и промышленности.

1)      Образовательные: сформировать представление о химических свойствах аминов, о взаимном влиянии атомов в молекулах

2)      Развивающие: развитие познавательной активности, умение наблюдать в ходе демонстрационного эксперимента и видеофрагментов, развитие способности комплексного применения знаний

3)      Воспитательные: развитие духовного совершенства личности в процессе общения с учителем, одноклассницами, способность создания на уроке ситуации успеха в обучении, как основы саморазвития и самореализации

Оборудование:

Интерактивная доска StarBoard

Notebook

Проектор

Демонстративный штатив с пробирками

Реактивы: вода, раствор фенолфталеина, раствор аммиака, раствор анилина, соляная кислота

Дидактические средства:

Презентация Power Point

Демонстрационные опыты

Видеоролики

Тесты

Использованная литература:

  1. Настольная книга учителя. Химия 10 класс О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов
  2. Готовимся к ЕГЭ- 2010. Тематические тесты В.Н.Доронькин
  3. Химия «Контрольные и проверочные работы» к учебнику О.С.Габриеляна. Базовый уровень
  4. «Начала химии» Н.Е.Кузьменко

 

  1. Организационный момент

Цели и задачи учителя:

Создать мотивационно-целевую установку на изучение нового материала

1)      Образовательные: на основание ранее изученного материала показать зависимость свойств аминов от их строения

2)      Развивающие: развитие способности комплексного применения знаний, умение анализировать, сравнивать, обобщать

3)      Воспитательные: способствовать оценивать свою учебную деятельность, развитие на уроке ситуации успеха

Цель для учащихся: мотивация на изучение нового материала

Метод организации работы учащихся: объяснительно-иллюстративный

Учитель приветствует учащихся, на интерактивной доске выводится тема урока, определяются цели урока

 

  1. Актуализация знаний

Цели и задачи учителя:

      Определить степень усвоения материала предыдущей темы

1)      Образовательные: скорректировать знания и умения по пройденному материалу

2)      Развивающие: имея хорошее представление о строении аминов, функциональной группе, понятиях гомологии и изомерии, способах получения аминов, развить способность предсказывания некоторых свойств аминов

3)      Воспитательные: научить систематически работать, выработка чувства ответственности, стремления добиться лучших результатов, воспитать целеустремленность, настойчивость и трудолюбие

    Цель для учащихся:

    Закрепление знаний о строении аминов, о функциональной группе аминов, о          классификации аминов, изомерии, физических свойствах, методах получения аминов

   Критерии достижения целей и задач:

   Учащиеся должны иметь хорошее представление о строении аминов, функциональной группе аминов, о понятиях гомологии и изомерии, о физических свойствах, методах получения аминов, должны знать взаимное влияние атомов в молекулах

Метод организации деятельности учащихся:

   Письменный контроль знаний с помощью тестов, в которых представлены тесты с выбором 1 правильного ответа, тесты с множественным выбором правильных ответов. Представлено 6 вопросов, 3 варианта для дифференцированного оценивания знаний.

Критерии оценивания:

Представлено 6 вопросов, 1-5 вопросы оцениваются по 1 баллу, 6 вопрос в 2 балла.

6-7 баллов «5»

5 баллов «4»

4 балла «3»

Менее 4 баллов «2»


3.      Изучение нового материала

Основные положения нового учебного материала:

Амины,  являясь производными аммиака, имеют сходное  с ним строение и проявляют подобные  ему свойства,  т. к.  имеют  неподелённую  электронную  пару  на азоте.

Рассматривая свойства аминов давайте сопоставим их со свойствами аммиака и запишем в виде таблицы.

Используя презентацию и интерактивную доску, учащиеся заполняют таблицу по ходу урока.

Повторим с учащимися строение молекулы аммиака. (Опорные знания учащихся, отвечают учащиеся) Строение молекулы аммиака – связь ковалентная полярная, образована за счёт спаривания электронов и образования общих электронных пар.

1212 байт

В молекуле аммиака  из пяти валентных электронов атома азота три участвуют в образовании ковалентных связей с атомами водорода, одна электронная пара  остаётся свободной. Электронное строение аминов аналогично строению аммиака. У атома азота  в них так же имеется неподелённая пара электронов.

Познакомившись на прошлом уроке со строением аминов, учащиеся приходят к выводу, что электронное строение аминов аналогично строению аммиака. У атома азота  в них так же имеется неподелённая пара электронов.

Учитель просит обратить внимание на неподеленную электронную пару.

Учащиеся вспоминают, что в водном растворе неподеленная электронная пара атомов азота взаимодействует с протоном и присоединяет его. Причем химическая связь возникает не за счёт спаривания электронов двух атомов, а по донорно-акцепторному механизму: азот (донор) предоставляет протону (акцептору) в общее пользование свою пару электронов. В результате молекула аммиака превращается в катион аммония, а в растворе накапливаются гидроксид-ионы, обуславливая щелочную среду водного раствора аммиака.

В таблицу записывают реакцию взаимодействия с водой, указывая среду реакции. Рассматриваем амины в аналогии с аммиаком.

Атомы азота в молекулах аминов также имеют неподелённую пару электронов. Пространственное строение аминов, также как и в случае аммиака, не препятствует взаимодействию протона с неподелённой парой электронов атома азота. Очевидно, это сказывается на их свойствах ,при взаимодействии аминов с водой образовались гидроксид -ионы.

Учащиеся записывают уравнение реакции на примере метиламина, показывая, как образуется новая N-H связь (по донорно-акцепторному механизму) и ионы метиламмония и гидроксид -ионы.

По записанным уравнениям учащиеся делают вывод, что амины, так же как и аммиак проявляют основные свойства.

 

Химические свойства

Аммиак

Амины

Диссоциация

1329 байта)

1399 байт

Взаимодействие

с кислотами

При добавлении соляной кислоты к раствору аммиака появляется белый дым - выделяется соль - хлорид аммония. 

              

   NH3  + HCl = NH4Cl↑  

Добавление азотной кислоты в стакан с аммиаком приводит к появлению белого нитрата аммония.

NH3  + HNO3 = NH4 NO3

При добавлении серной кислоты  появляются белые кристаллы сульфата аммония.

2NH3  + H2SO4 = (NH4)2SO4  

 

Следующее  свойство  иллюстрирует способность аминов взаимодействовать с кислотами

 

1340 байт

. С2Н5NH2 + HCI  = [С2Н5NH3] CI

2.(СН3)2NH + HCI  = [(СН3)2NH2] CI

 

реакции горения

4NH3 + 3O2= 2N2 + 6H2O

 

4СH3NH2 + 9O2 = 4CO2 + 10H2O + 2N2­

 4С2Н5NH2+ 15O2 = 8CO2 + 14H2O + 2N2­

 4(СН3)2NH  +15 O2  = 8CO2  + 14H2O +  2N2

 

 

Далее учитель предлагает сравнить основные свойства аммиака, анилина и алифатических аминов. Выполняется демонстрационный эксперимент.

Цели и задачи демонстрационных экспериментов и видеофрагментов:

Наглядно показать взаимодействие аминов и аммиака с кислотами, изменение цвета индикатора в водном растворе, горение аммиака и аминов

1) Образовательные: учащиеся получают информацию о протекании химических реакций - взаимодействие аминов и аммиака с кислотами, горение аммиака и аминов

2) Развивающие: развивается наблюдательность, умение анализировать наблюдаемые явления, делать выводы об основных  свойствах аминов, исходя из химических реакций.

3) Воспитательные: формирование убеждения в том, что опыт - это инструмент познания, что мир познаваем.

 

Каким способом можно сравнить силу оснований?

Учащиеся: с помощью индикатора фенолфталеина

Добавляем 1-2 капли фенолфталеина в пробирки с растворами аммиака и анилина. Содержимое пробирок хорошо перемешиваем стеклянной палочкой. Сравниваем окраски полученных растворов.

В случае аммиака раствор приобрел малиновую окраску, раствор анилина окраску не изменил.

Учащиеся формулируют вывод и записывают свои наблюдения в тетрадях: Основные свойства аммиака выражены сильнее, чем у ароматических аминов.

Учитель ставит проблемный вопрос: Что более сильное основание - аммиак или алифатические амины?

Для ответа на этот вопрос учащиеся вспоминают 4ое положение теории химического строения А.М.Бутлерова: «Атомы и группы атомов, входящие в состав молекулы, взаимно влияют друг на друга. Наибольшее влияние оказывают те атомы, которые стоят непосредственно друг с другом. Влияние атомов или групп атомов несвязанных непосредственно ослабевает по мере их удаления друг от друга».

Углеводородный радикал смещает электронную плотность к азоту, вследствие этого электронная плотность на азоте возрастает, и он прочнее удерживает присоединенный протон (катион) водорода.

Гидроксильные группы воды от этого становятся более свободными и основные свойства раствора усиливаются.

(На презентации изображены молекулы аммиака, метиламина и анилина, показано распределение электронной плотности, Flash программа)

Слабые основные свойства ароматических аминов объясняется влиянием групп атомов в органических веществах, а именно бензольного кольца на аминогруппу. (Бензольное кольцо, наоборот, притягивает к себе электроны атома азота, тем самым, уменьшая электронную плотность на атоме азота, следовательно, уменьшается способность присоединения протона (катиона) водорода и основные свойства уменьшаются).

На основании вышеизложенного учащиеся совместно с учителем делают вывод: основания обладают свойством присоединять протон (катион), а кислоты отщеплять его, аммиак и амины - основания, основные свойства аминов предельного ряда выражены сильнее.

R3N > R2NH > RNH2 > NH3 > C6H5NH2

Учащиеся вспоминают следующее свойство аммиака и аминов взаимодействие с кислотами с образованием солей по донорно-акцепторному механизму. Демонстрация учителем взаимодействие аммиака с HCl, видеофрагмент взаимодействие метиламина с соляной кислотой.

Примеры реакций записывают в таблицу.

Учащиеся вспоминают, что все органические вещества способны вступать в реакцию горения.

Аммиак на воздухе не горит. Но в чистом кислороде он сгорает, окисляясь до азота. Демонстрационный опыт: В колбу нальем 50 мл концентрированного раствора аммиака и закроем пробкой с горелкой для сжигания газов. Осторожно нагреем раствор аммиака и подадим в горелку кислород. Поднесем зажженную лучинку к отверстию горелки. Аммиак загорается и горит желтовато- зеленым пламенем.

4NH3 + 3O2= 2N2 + 6H2O

Амины, особенно ароматические, легко окисляются на воздухе. В отличие от аммиака, они способны воспламеняться от открытого пламени.                                       

Далее рассматриваем химические свойства анилина. Видеофрагмент взаимодействия анилина с бромной водой. В пробирку с анилином добавляют несколько капель бромной воды, наблюдают исчезновение желтой окраски брома и появление белого осадка 2,4,6-триброманилина.

Учащиеся делают предположение, что это является качественной реакцией на анилин. Записывают в тетрадях реакцию.

Учитель просит вспомнить, при каких условиях происходит бромирование бензола.

Учащиеся отвечают, что бромирование бензола происходит только в присутствии катализатора. C6H6 + Br2 = (FeBr3) C6H5Br + HBr

Учитель подчеркивает, что анилин взаимодействует с бромом без катализатора, т.е. проявляет более высокую химическую активность в реакциях замещения и ставит вопрос:

С чем связано увеличение химической активности анилина в сравнении с бензолом в реакциях замещения?

Учащиеся пытаются объяснить влияние аминогруппы на бензольное кольцо, опираясь на ранее изученный материал. Аминогруппа повышает электронную плотность в бензольном кольце и увеличивает подвижность атомов водорода в положениях 2,4,6 (орто- и пара- положениях). Приходят к выводу: влияние аминогруппы на радикал фенил проявляется в увеличении подвижности водородных атомов бензольного кольца (в орто- и пара- положениях) и облегчении протекания реакций замещения в молекуле анилина.

Проводим реакцию анилина с соляной кислотой. К водной эмульсии анилина добавляем раствор соляной кислоты. Содержимое пробирки становится прозрачным, протекает химическая реакция с образованием хорошо растворимой соли анилина. После этого добавляем концентрированный раствор гидроксида натрия и анилин вновь выделяется из раствора. Сильное основание вытесняет слабое основание из его соли. Аналогично ведут себя соли аммония. Составляем уравнения реакций.

 4. Закрепление учебного материала

Цели и задачи учителя

Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция.

1) Образовательные: установить взаимосвязь между различными классами органических соединений, начиная с углеводородов и заканчивая с аминами.

2) Развивающие: развитие аналитического мышления, умение комплексного применения ранее изученного материала, способность создать генетическую связь между углеводородами и аминами.

3) Воспитательные: развитие способности к самоанализу

Цель, которая ставится перед учащимися:

Уметь составлять уравнения химических реакций, доказывающих основные свойства аминов, уметь составлять уравнения химических реакций, подтверждающих взаимосвязь изученных классов органических соединений.

Форма работы: самостоятельная

Используется дифференцированный подход, задания различных уровней.

 

Осуществить следующие превращения:

Карбид алюминия >  метан  >  нитрометан  > метиламин  > хлорид  метиламмония  > метиламин  > гидроксид  метиламмония

  

 

Учитель даёт анализ и оценку успешности цели изучения аминов и намечает перспективу последующей работы

 

5. Домашняя работа

Цель и задачи учителя:

Научить применять полученные знания.

1) Образовательные:

2) Развивающие: развить навыки решения задач, выполнение цепочек реакций, развитие аналитического мышления

3) Воспитательные: формирование усидчивости, аккуратности, внимательности, ответственности.

Цель для ученика

Закрепить знания полученные на уроке о химических свойствах аминов, применении аминов в быту и промышленности

Для правильного выполнения домашнего задания учитель рекомендует повторить пройденный материал, вновь обратить внимание на особенность строения аминов, химические свойства аминов, провести генетическую связь с другими классами органических соединений.

Работа по карточкам, различного уровня сложности.

 

 

Категория: Химия | Добавил: liliyek
Просмотров: 6966 | Загрузок: 560 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 uchilishe  
Уважаемая Лилия Федоровна! Ваша работа отклонена в связи с нарушением п. 8.3 «Положения», п.3.3 «Требования конкурса» - размещение конкурсного материала на стороннем файлообменнике. С уважением, Киселева Галина Викторовна, тех.эксперт

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]