- Организационный момент
Цели и
задачи учителя:
Создать мотивационно-целевую установку на изучение
нового материала
1) Образовательные: на основание ранее
изученного материала показать зависимость свойств аминов от их строения
2) Развивающие: развитие способности
комплексного применения знаний, умение анализировать, сравнивать, обобщать
3) Воспитательные: способствовать оценивать
свою учебную деятельность, развитие на уроке ситуации успеха
Цель для
учащихся: мотивация на изучение
нового материала
Метод
организации работы учащихся:
объяснительно-иллюстративный
Учитель приветствует учащихся, на интерактивной доске
выводится тема урока, определяются цели урока
- Актуализация знаний
Цели и
задачи учителя:
Определить степень усвоения материала
предыдущей темы
1) Образовательные: скорректировать знания
и умения по пройденному материалу
2) Развивающие: имея хорошее представление
о строении аминов, функциональной группе, понятиях гомологии и изомерии,
способах получения аминов, развить способность предсказывания некоторых свойств
аминов
3) Воспитательные: научить систематически
работать, выработка чувства ответственности, стремления добиться лучших
результатов, воспитать целеустремленность, настойчивость и трудолюбие
Цель
для учащихся:
Закрепление знаний о строении аминов, о функциональной группе аминов,
о классификации аминов,
изомерии, физических свойствах, методах получения аминов
Критерии
достижения целей и задач:
Учащиеся должны иметь хорошее представление
о строении аминов, функциональной группе аминов, о понятиях гомологии и
изомерии, о физических свойствах, методах получения аминов, должны знать
взаимное влияние атомов в молекулах
Метод организации деятельности учащихся:
Письменный контроль знаний с помощью тестов,
в которых представлены тесты с выбором 1 правильного ответа, тесты с
множественным выбором правильных ответов. Представлено 6 вопросов, 3 варианта
для дифференцированного оценивания знаний.
3.
Изучение нового материала
Цели и
задачи учителя:
Рассмотреть основные химические свойства аминов в
сравнении со свойствами аммиака, ознакомить с применением аминов в быту и в
промышленности
1)
Образовательные: создать условия для
воспроизведения знаний и умений по теме, обучить химические свойства аминов, их
применение,
2) Развивающие:
создать условия для поиска взаимосвязи между ранее изученным материалом о
свойствах и строении аммиака, об электронном строении ароматических
углеводородов и их производных, аминов и изученным материалом – химическими
свойствами аминов, развитие логического мышления, умений приобретать знания не
памятью, а мыслью
3)
Воспитательные: создать условия для формирования культуры умственного и
практического труда, интереса к знаниям, умение проводить самооценку
Цели,
поставленные перед учащимися:
Изучить основные химические свойства аминов в
сравнении с аммиаком, научиться составлять химические уравнения реакций,
доказывающие основные свойства аминов
Методы
организации деятельности учащихся:
1) Объяснительно-иллюстративный метод –
используя презентацию, интерактивную доску
2) Практический метод – демонстрационный
опыт, видеофрагменты
3) Эвристический метод – изучение
химических свойств аминов проходит в сравнении со свойствами аммиака, учащиеся
самостоятельно при помощи учителя заполняют таблицу
4) Проблемный метод
Форма
организации учебной деятельности:
фронтальная
Основные
положения нового учебного материала:
Амины,
являясь производными аммиака, имеют сходное с ним строение и проявляют подобные ему свойства,
т. к. имеют неподелённую
электронную пару на азоте.
Рассматривая
свойства аминов давайте сопоставим их со свойствами аммиака и запишем в виде
таблицы.
Используя
презентацию и интерактивную доску, учащиеся заполняют таблицу по ходу урока.
Повторим с
учащимися строение молекулы аммиака. (Опорные
знания учащихся, отвечают учащиеся) Строение
молекулы аммиака – связь ковалентная полярная, образована за счёт спаривания
электронов и образования общих электронных пар.
В молекуле аммиака из пяти валентных электронов атома азота три
участвуют в образовании ковалентных связей с атомами водорода, одна электронная
пара остаётся свободной. Электронное
строение аминов аналогично строению аммиака. У атома азота в них так же имеется неподелённая пара
электронов.
Познакомившись на прошлом уроке со строением аминов, учащиеся
приходят к выводу, что электронное строение аминов аналогично строению аммиака.
У атома азота в них так же имеется
неподелённая пара электронов.
Учитель
просит обратить внимание
на неподеленную электронную пару.
Учащиеся
вспоминают, что в водном
растворе неподеленная электронная пара атомов азота взаимодействует с протоном
и присоединяет его. Причем химическая
связь возникает не за счёт спаривания электронов двух атомов, а по
донорно-акцепторному механизму: азот (донор) предоставляет протону (акцептору)
в общее пользование свою пару электронов. В результате молекула аммиака
превращается в катион аммония, а в растворе накапливаются гидроксид-ионы,
обуславливая щелочную среду водного раствора аммиака.
В таблицу
записывают реакцию взаимодействия с
водой, указывая среду реакции. Рассматриваем амины в аналогии с аммиаком.
Атомы азота в молекулах аминов также имеют
неподелённую пару электронов. Пространственное строение аминов, также как и в
случае аммиака, не препятствует взаимодействию протона с неподелённой парой
электронов атома азота. Очевидно, это сказывается на их свойствах ,при
взаимодействии аминов с водой образовались гидроксид -ионы.
Учащиеся записывают уравнение реакции на примере метиламина,
показывая, как образуется новая N-H связь (по донорно-акцепторному механизму) и
ионы метиламмония и гидроксид -ионы.
По записанным уравнениям учащиеся делают вывод, что амины, так же как и аммиак проявляют
основные свойства.
Химические свойства
|
Аммиак
|
Амины
|
Диссоциация
|
|
|
Взаимодействие
с кислотами
|
|
Следующее свойство
иллюстрирует способность аминов взаимодействовать с кислотами
. С2Н5NH2 + HCI = [С2Н5NH3] CI
2.(СН3)2NH + HCI = [(СН3)2NH2] CI
|
реакции горения
|
4NH3 + 3O2= 2N2 + 6H2O
|
4СH3NH2 + 9O2
= 4CO2 + 10H2O + 2N2
4С2Н5NH2+ 15O2 = 8CO2
+ 14H2O + 2N2
4(СН3)2NH
+15 O2 = 8CO2 + 14H2O + 2N2
|
|