Понедельник, 20.11.2017, 10:19
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы естественного цикла » Химия

Конспект урока "Углеводы" в 9 классе
[ · Скачать удаленно (22,7 МБ) ]
06.08.2012, 08:47
Подробный конспект урока
Тема урока Углеводы
ПредметХимия
Класс9
Автор Сергеева Галина Борисовна, учитель химии
Образовательное учреждениеМБОУ «Очёрская СОШ №1» г. Очёр Пермского края
Федеральный округ России Приволжский
Республика/крайПермский край
Город /поселение г. Очёр
Методическая информация
Тип урока:
-по дидактической цели – изучение нового материала в главе «Общие сведения об органических соединениях»;
 -по способу проведения – с использованием мультимедиа технологии; -по форме проведения – интегрированный урок (химия и биология).
Цель урока. Формирование у учащихся первоначальных знаний об углеводах.
Задачи урока.
 Образовательные: 1) раскрыть суть классификации углеводов на основе их качественного и количественного состава; 2) познакомить с нахождением углеводов в природе; 3) обосновать на основе состава и строения углеводов их свойства и применение.
Развивающие: 1) продолжить развитие понятия об органических соединениях; 2) развивать логическое мышление через выявление взаимосвязи между продуктом (или природным объектом) и содержащимся в нем углеводом; 3) работать с презентацией и учебником, как источниками информации; 4) развивать познавательную самостоятельность учащихся. Воспитательные: 1) формировать научное мировоззрение посредством закона перехода количества в качество; 2) формировать нравственность через уникальность процесса фотосинтеза и бережное отношение к зеленым растениям; 3) формировать эстетическое воспитание посредством оформления презентации к уроку; 4) формировать ответственность ученика за свое здоровье через сознательный выбор продуктов питания;
Новые знания: понятие углеводов, суть процессов гидролиза и фотосинтеза, функции углеводов - энергетическая и строительная, качественная реакция на крахмал.
Новые умения: различать моносахариды, дисахариды и полисахариды; выбирать химические формулы глюкозы, сахарозы, крахмала, целлюлозы; соотносить продукты с содержащимися в них углеводами;  записывать уравнения реакций гидролиза и фотосинтеза; практически определять наличие крахмала в продукте.
Новые навыки:  составлять свой углеводный рацион.
Актуализируют знания: - органические соединения; - хлоропласты, хлорофилл, зеленый цвет растений (из биологии); - сложные слова (из русского языка): - техника безопасности при выполнении химического эксперимента; - осуществление ряда превращений.
Закрепляют умения и навыки: - определять состав вещества по химической формуле; - записывать уравнения химических реакций с позиции закона сохранения масс; - записывать уравнения химических реакций, с помощью которых можно осуществить предлагаемый ряд превращений; - работать самостоятельно и в группе; - работать с учебником и мультимедийной презентацией; - проводить химический эксперимент.
Необходимое оборудование и материалы Автоматизированное место учителя, проектор, экран. Презентация «Углеводы» в программе Power Point. Оборудование для лабораторной работы по группам: образцы хлеба белого, каша рисовая, свежий картофель, отварной картофель, сырая морковь, сладкая вода (вместо чая), кисель, яблоко, колбаса, раствор иода., пипетка, чашка Петри. Шаро-стержневые модели молекул углеводов. Готовые самодельные заготовки циклической формы глюкозы (из плотной бумаги) и спички для моделирования. Рабочий лист для записей с готовыми таблицами для каждого ученика (см. Приложение №1). Вещества для демонстрации: глюкоза ( порошок, таблетка, раствор в ампуле), крахмал- порошок, древесина, бумага, вата. Химия: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Н.Е. Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н. Гара; под ред. Проф. Н.Е.Кузнецовой.- 4-е изд., перераб. – М.: Вентана - Граф, 2009. – 288 с.: ил.
Подробный конспект урока
Мотивация учащихся. Мотивация обеспечивается созданием эмоционально комфортной среды на уроке через три составляющие: 1) содержательная: красочная и структурированная презентация, связь с жизнью, формулировка вопросов, яркая наглядность, опыты, в которых реагентами являются продукты питания; 2) организационная: планирование хода урока, применение методов и приёмов обучения на каждом этапе урока; 3) личносто - развивающая: анализ собственного углеводного рациона, вовлечение каждого ученика в работу урока с последующим оцениванием и поощрением.
Ход и содержание урока
I. Вступление. Настрой на работу. На экране слайд №1с темой урока «Углеводы». Учитель: - Слово «Углеводы» с точки зрения русского языка – простое или сложное? Какие корни, какая гласная соединительная? Подчеркните корни в слове-заголовке на выданном рабочем листе (Приложение 1). (Ответы: сложное, «угл» и «вод»). – Молодцы, знаете русский язык! - Что обозначает это слово? (Вещества, состоящие из углерода и воды) Ответы подтверждается слайдом №3 «Определение углеводов».
II. Актуализация знаний. Метод «Ассоциации». Учитель: -Какие ассоциации (образы, предметы) возникают у вас при слове «Углеводы»? (Ответы: сладости, торт, лишний вес…). -Какие биологические термины, связанные с углеводами, вы знаете из биологии? (Ответы: зелёные растения, хлорофилл, хлоропласты, фотосинтез…)
 III. Целеполагание. -Уже имея понятие об углеводах, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке? Дается задание отметить в выданных листах в табл.1 те пункты, которые, по мнению учащихся, надо изучить на уроке. Совместно формулируем цель урока.
 IV. Изучение нового материала.
1.Классификация. Изучение идёт на фоне слайда №4 «Классификация углеводов», на котором постепенно, по мере изучения появляется новая информация. К концу формирования данного понятия вся информация по классификации углеводов отражена на одном слайде. Отрабатывается понятие о качественном и количественном составе вещества.
2.Знакомство с конкретными представителями. Глюкоза изучается с помощью информации на слайде №5 «Глюкоза». По ходу изучения ученики заполняют табл. 2 в строке «глюкоза» колонку 2 и 4, в которых записывают химическую формулу глюкозы и нахождение ее в природе. Демонстрируются натуральное вещество глюкоза, шаростержневые модели альдегидной и циклической формы глюкозы. Каждый ученик по просьбе учителя находит на своем столе в раздаточном материале бумажную модель циклической глюкозы и поднимает ее вверх. (Эта модель представляет собой шестиугольник из цветной бумаги, на одной стороне – название и химическая формула, на другой стороне к углах: «О», цифры 1,2…, маленькие отверстия в углах «1» и «4»).
3. Фотосинтез изучается с помощью информации на слайде №6 «Получение глюкозы». Ученики заполняют табл.2 в строке «глюкоза» колонку 5 записью уравнением реакции фотосинтеза, повторяя понятия «реагенты и продукты реакции», « индексы и коэффициенты», «закон сохранения массы веществ». Учитель эмоционально акцентирует внимание на уникальности этой реакции, о невозможности ее повторения в лабораторных условиях, на ее значимости для жизни на Земле. Формируется научно обоснованное понимание жизненной необходимости бережного отношения к зелёным насаждениям.
4 .Фруктоза изучается с помощью информации на слайде №7 «Фруктоза». По ходу изучения ученики заполняют табл. 2 строку «фруктоза». Каждый ученик по просьбе учителя находит на своем столе в раздаточном материале бумажную модель циклической фруктозы и поднимает ее вверх. (Эта модель представляет собой шестиугольник из цветной бумаги цвета, отличного от модели глюкозы; на одной стороне – название и химическая формула, на другой стороне в углах: «О», цифры «1»,т «2»…, маленькие отверстия в углах «1» и «4»).
 5.Сахароза изучается с помощью информации на слайде №8 «Сахароза». Ученики: 1) по ходу изучения заполняют табл. 2 строку «сахароза», 2) в парах изготовляют модель сахарозы из бумажных заготовок моделей глюкозы и фруктозы и спички, которая соединяет два шестиугольника следующим образом: спичка втыкается в отверстие при 1 атоме углерода молекулы глюкозы и в отверстие при 4 атоме углерода молекулы фруктозы. 3) разбирают модель имитируя реакцию гидролиза. При моделировании формируется глубокое понимание термина «дисахарид». По просьбе учителя ученики сравнивают по оборотной стороне моделей количественный состав исходных веществ с полученной сахарозой (ее формула на слайде), находят разницу и делают вывод: в ходе смоделированной ими реакции получается не только сахароза, но выделяется и вода. Закрепляется понимание фундаментального закона сохранения массы. Формируется умение работать в парах.
6.Крахмал изучается на фоне слайда № 9 «Крахмал». Ученики: 1)по ходу изучения заполняют табл. 2 строку «крахмал», 2) по рядам изготовляют модель крахмала из бумажных заготовок моделей глюкозы следующим образом: спичка головкой вверх втыкается в отверстие при 1 атоме углерода молекулы глюкозы с 1 стола и в отверстие при 4 атоме углерода молекулы глюкозы со 2 стола. Далее другая спичка соединяет 1 атом второй молекулы с 4 атомом 3 молекулы и т.д. Получается длинная цепочка. По просьбе учителя цепочки, собранные учениками первого и третьего ряда, спичками присоединяют к 2 и 4 звену цепочки, собранной учениками второго ряда. Получается модель огромной разветвленной молекулы крахмала. При моделировании формируется глубокое понимание термина «полисахарид» и понимание, как и из чего в природе образуется крахмал. При моделировании дети поворачиваются, встают (физ. пауза), общаются, распределяют обязанности (коммуникация).
7. Качественная реакция крахмала показана на слайде №8 гиперссылкой, отрабатывается посредством лабораторного эксперимента. После краткого пояснения о правилах техники безопасности ученики попарно проводят тестирование продуктов на наличие в них крахмала. Результаты и выводы записывают в табл.3. Отрабатываются навыки проведения химического эксперимента, культура поведения и ответственность в хим. лаборатории. Учитель берет на заметку три пары, с особым вниманием контролирует их эксперимент , по окончании объявляет отметки.
8. Целлюлоза изучается с помощью информации на слайде №10 «Целлюлоза» Ученики: 1)по ходу изучения заполняют табл. 2 строку «целлюлоза», 2) по рядам изготовляют модель целлюлозы из бумажных заготовок моделей глюкозы, но соединяют их спичкой головкой вниз, показывая, что связь иная. По просьбе учителя цепочки каждого ряда соединяют в одну. Получается модель огромной линейной молекулы целлюлозы. 3) разбирают модель, имитируя реакцию гидролиза. Учитель: - Назовите реагенты и продукты реакции гидролиза. ( Целлюлоза и вода, глюкоза).
V. Закрепление. (Фронтально, устно) Слайды №11,12,13,15 позволяют учащимся соотнести продукты с содержащимся в них углеводом. Интерактивная работа: щелчком определяется правильность ответа или пожелание повторить попытку. Слайд № 15 «Убери со стола всю пищу, содержащую углеводы» позволяет учащимся осмысленно подходить к своему рациону питания. Формируется знание о строительной и энергетической функции углеводов. Оцениваются самые активные учащиеся.
VIII. Рефлексия. Учитель просит вернуться к табл. 1 «Цель» и в последней колонке отметить степень усвоения каждого пункта: что вызвало затруднения, что усвоили, над чем надо еще поработать. Таким образом, ученики сами сопоставляют планируемые и достигнутые цели, предлагают план действий по данной теме на следующем уроке.
IX. Домашнее задание. 1.Прочитать § 45. 2.Выполнить письменно задание № 4 (осуществить предлагаемый ряд превращений). Учащиеся читают текст задания, задают вопросы, учитель поясняет, как выполнять. 3.Тест для самоподготовки «Общие понятия об углеводах» http://fcior.edu.ru/wps/PA_1_0_1BP/dynamic/card/jsp?card_id=8680&category_id=10120 Если осталось время, то задание №4 начинает выполняться в классе.
В конце урока учитель благодарит ребят за их активность. Уходя с урока, учащиеся сдают рабочие листы, учитель их анализирует и оценивает.
Проверка и оценивание ЗУНКов .
Проверка понимания каждого понятия происходит по ходу урока по мере изучения. Самооценка и взаимооценка - при работе в парах и по рядам.
Оценивание работы каждого ученика на уроке - по рабочим листам.
Рефлексия деятельности на уроке.На заключительном этапе урока учащиеся по просьбе учителя возвращаются к табл.1 «Цель» и в последней колонке фиксируют степень усвоения каждого пункта. Отмечают, что вызвало затруднения, сопоставляют планируемые и достигнутые цели, предлагают план действий по данной теме на следующем уроке.
Домашнее задание: Высокий уровень - выполнить задание полностью, пройти самопроверку с помощью электронного материала. Средний уровень - в №4 подписать названия веществ без написания химических уравнений.
В помощь учителю
Использованные источники и литература (если имеются)Вивюрский В.Я.Учись приобретать и применять знания по химии. – М.: Владос, 1999, -120 с. Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии, биологии: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1986. Медведева О.Е. Органическая химия. Занимательно о полимерах. – Волгоград: Учитель, 2008. – 151 с. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3efaa612-f7eb-edd6-40c2-f228577f5078/00148919284607149.htm
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием мультимедиа, каким образом осуществитьММ презентация на данном уроке обеспечивает: -наглядность: изображения объектов, содержащих углеводы, красочные, крупные, хорошо узнаваемые; - внимание: постепенная подача информации за счет анимации, необычная форма оценки («Правильно», «Попробуй ещё»); - логику урока: последовательность слайдов не позволяет нарушить план; - запоминание и понимание; - интенсивность урока.
Советы по логическому переходу от данного урока к последующимТема следующего урока - «Белки». После краткого повторения «Углеводы на моем столе» вводим в наш рацион белки. Так логично перейти от одного урока к другому, объединённым темой «Органические соединения». На уроке «Белки» продолжается формирование сложного понятия - природные органические полимеры, поэтому необходимо актуализировать знания по углеводам вопросами: - Какие органические вещества вы знаете? Если ответ «Углеводы», то надо конкретизировать. Если ответ «Глюкоза, крахмал», то надо обобщить. -Какие углеводы являются полимерами? Далее переходить к белкам – природным органическим полимерам.
Другое Данный урок многократно и успешно отработан.
Категория: Химия | Добавил: sergeevagb
Просмотров: 6128 | Загрузок: 961 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1  
Материал допущен к участию в Фестивале «Мультимедиа в образовании». В настоящее время проводится его проверка экспертами комиссии "Предметы естественного цикла".
Председатель экспертной комиссии – Юрова Галина Юрьевна.

2  
Благодарю Вас!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]