Разработка урока в 8 классе по химии по теме: "ВОДА. РАСТВОРЫ"
Сафаровой Марины Александровны,
Муниципальное общеобразовательное
учреждение
Лицей №15 Заводского района города
Саратова.
Пояснительная записка.
Данная разработка
предназначена для обучающихся 8 класса (УМК Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана) по
разделу программы «Растворы. Вода». Интеграция имеющихся у обучающихся знаний
по химии и физике и, полученных в результате познавательно-проблемной
деятельности на уроке, предлагает обучающимся творчески освоить данный
материал, выявив межпредметные, метапредметные связи дисциплины, целостность
явлений, охватывающих разные аспекты человеческой деятельности.
Тема урока.
Растворы. Вода.
Цели урока:
Актуализировать знания по
теме с опорой на полученные ранее на курсах физики, химии; сформировать у
обучающихся основы научного представления о зависимости растворимости веществ
от различных факторов.
Задачи урока и планируемые умения:
Задачи урока
|
Универсальные учебные действия
|
Образовательные:
выявить и закрепить основные понятия по теме, изучить
практическую значимость процесса растворения и его зависимость от различных
факторов
|
Познавательные:
знать определение основных понятий, уметь
систематизировать и структурировать результаты.
|
Развивающие: формировать и совершенствовать умения практической
работы с реактивами и оборудовании в химическом кабинете, формировать навыки
работы в группе, развить общенаучные и метапредметные умения, привить интерес
к учебному процессу с помощью решения
проблемных задач,
|
Личностно -регулятивные:
уметь прогнозировать и оценивать результаты практической
деятельности, развивать навык познавательной деятельности, самооценки и
саморегуляции.
|
Воспитательные: воспитывать культуру обучения в
сотворчестве с преподавателем, классом в целом и малой группой, формировать
навыки учебно-познавательного процесса.
|
Коммуникативные: уметь организовывать работу в
сотрудничестве, участвовать в
обсуждении, аргументировать позицию.
|
Тип урока:
урок открытия новых знаний.
Методы и методологические приемы:
Данный урок предполагает
работу в малых группах с использованием технологии обучения в сотрудничестве и
компетентностного подхода, методов
активного обучения, которые обеспечивают включение обучающихся в активное
взаимодействие и общение в процессе их поисково-познавательной деятельности, с использованием
проблемных и моделированием бытовых ситуаций.
Литература для учителя и обучающихся:
1. Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман
Химия, 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.
2. Т.А.Боровских Рабочая
тетрадь по химии: 8 класс: к учебнику Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. – М.:
Экзамен, 2011
3. Основной образовательный
стандарт по химии.
4. СD – химия -8
5. Гара Н.Н., Зуева М.В.
Текущий контроль. Химия. Сборник заданий для проведения промежуточной
аттестации в 8 класс
6.
Радецкий А.М. Дидактический материал: 8 классы: Пособие для учителей
общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение.
Оборудование для учителя и обучающихся:
Инструкция по технике
безопасности при работе в химическом кабинете (презентация).
Технологическая карта
проблемно-исследовательско й
деятельности для различных групп обучающихся.
Мультимедийная презентация
«Вода. Растворы».
Тестовый тренажер (рабочая
тетрадь).
Дополнительные материалы по
антропогенному загрязнению ОС.
Технологическая карта урока.
№
п/п
|
Этап
урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность
учеников
|
Формируемые
УУД
|
|
|
|
индивидуальная
|
групповая
|
познавательные
|
регулятивные,
личностные
|
1
|
Подготовка
к этапу мотивирования.
|
Приветствует класс.
Производит деление класса на группы. Опрашивает правила техники безопасности.
|
Вспоминают
правила техники безопасности.
Распределяются
на группы.
|
|
Знание
правил поведения при работе с веществами и оборудованием
|
Сотрудничество
с учителем и коллективом в ходе формирования групп и дальнейшей работе.
|
|
Мотивация
к учебной деятельности.
|
Установочные задания:
демонстрация смесей различного типа.
|
Ученики
вспоминают виды смесей, выделяют их существенные характеристики, работают по
карточкам с самопроверкой
|
Готовят
смеси различных веществ. Определяют тип смеси. Представляют полученные
результаты перед классом. Заполнение ТК.
|
Определение
типа смеси, индивидуальных веществ, образующие ее. Анализ и аргументация типа
полученной смеси перед классом.
|
Уметь
работать в группе, правильно оценивать результаты работы группы и
индивидуально
|
2
|
Формулировка
цели. Постановка задачи.
|
Используя примеры смесей,
подводит обучающихся к формулировании темы и цели урока.
|
Фронтальный
опрос. Установление причинно-следственных связей. Выступление с сообщением:
«Вода».
|
|
Логическое
сопоставление ранее изученных фактов и понятий с темой и целью данного урока.
|
Умение
точно выражать мысль, передавать и фиксировать факты,
|
3
|
Актуализация
материала. Первичное применение знаний
|
Использует слайды
презентации и видеозапись для актуализации материала.
Организует лабораторный
опыт по изучению растворения.
Координирует выполнение ЛР
по ТК для групп учеников. Организует текущий контроль.
|
Самостоятельно
формируют новые понятия в рабочих тетрадях.
Принимают
участие в дискуссии, в работе своей группы.
|
Просматривают
материал, уточняют и прописывают данные в ТК с применением новых знаний.
|
Построение,
фиксация и самопроверка изучаемого материала. Знание понятий: раствор,
суспензия, эмульсия, растворимость, насыщенный, ненасыщенный раствор.
Знание
факторов, влияющих на растворимость.
|
Умение
формулировать мысль, выявляют логические зависимости, оценивание возможностей
самостоятельной деятельности, аргументация позиции.
|
|
Решение
практико-ориентационных задач.
|
Используя материалы
презентации и учебника, актуализирует понятие «массовая доля вещества».
Координирует работу по ТК по типу проблемной ситуации. Стимулирует
обучающихся к систематизации полученных сведений.
|
Осуществляют
фиксирование и анализ переданной информации, производят решение задач в тетради.
|
Решение
практико-проблемной задачи по приготовлении раствора определенной
концентрации, записывают результаты в ТК.
|
Знание
понятия «массовая доля»и способа ее вычисления. Умение решать
практико-ориентированные задачи, выполнять различные роли в малой группе.
Приготовить
раствор нужной концентрации.
|
Уметь
организовать свою работу в сотворчестве , фиксировать и применять полученные
знания, аргументировать и сравнивать свою работу с работой партнеров по
группе.
|
4
|
Закрепление
проверка полученных знаний
|
Проводит тестовый контроль
|
Выстраивает
причинно-следственные связи, участвует в систематизации и обобщении
материала, выполняет тестовое задание. Осуществляет контроль и оценку своей
деятельности.
|
|
Уметь
систематизировать и оценивать результаты деятельности.
Знать
изученный материал. Связывать практически
полученные факты и явления из повседневной жизни с изученным
материалом, объяснять полученные результаты.
|
|
5
|
рефлексия
|
Подводит обучающихся к
обсуждению полученного материала, прогнозированию и обобщению результатов
деятельности..
|
Осознанно
подводит итоги личной работы на уроке, работы в группе и работы группы в
целом. Оценивает свою деятельность.
|
Оценивает
свой вклад и работу группы в целом.
|
Умение точно и свободно выражать мысли,
трезво оценивать работу на уроке.
|
Уметь
оценивать свои знания и знания других, уметь вести дискуссию и применять
материал урока на практике.
|
|
Объяснение
домашнего задания
|
Записывает на доске и
комментирует дифференцированное домашнее задание.
|
Воспринимают
информацию, фиксируют выбранное задание для домашнего выполнения, записывают
в дневник.
|
|
Уметь
выбрать уровневое задание, объективно оценить свой уровень знаний
|
Прогнозирование
результатов и уровня усвоения.
|
6
|
Дополнительный
материал
|
Фиксирует внимание на
экологическом аспекте
|
Просматривают
материал о антропогенном загрязнении окружающей среды. Предлагают способы
решения проблемы. Связывают изученную тему с просмотренными факторами
|
Получают
коллективное задание для домашнего выполнения
|
Уметь
связывать материал с возможными экологическими и здоровьесберегающими
проблемами окружения.
|
Уметь
высказывать личное мнение, находить причинно-следственные связи между
явлениями и результатами.
Уметь
видеть
|
|