Четверг, 23.11.2017, 21:37
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы естественного цикла » Химия

Углерод. Аллотропные модификации. Физические свойства
[ · Скачать удаленно () ]
08.02.2014, 15:03

Описание проекта

1.      Тип урока - урок изучения нового
материала

2.      Цель урока - формирование и
совершенствование познавательных умений школьников путем организации
самостоятельной работы

3.      Задачи урока.

Образовательные:

- стимулирование познавательного интереса школьников в
процессе самостоятельного приобретения химических знаний об аллотропных
модификациях углерода

-  обеспечение
усвоение учащимися на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания
состава, строения, свойств, применения углерода и его аллотропных модификаций

- установление
причинно-следственных связей (строение – свойства – применение)

Развивающие:

- развитие 
интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения
химических знаний

- развитие
умений применять полученные знания для объяснения свойств веществ и областей их
применения

- развитие навыков
самостоятельной деятельности, умения организовать себя на выполнение
поставленной задачи

- формирование умения работать с веществами, соблюдая
правила безопасности.

Воспитательные:

- воспитание чувства
само- и взаимоуважения в условиях работы

- воспитание интереса к предмету через знания о значении
аллотропных модификаций углерода

- воспитание бережного отношения к лабораторному оборудованию,
реактивам и своему здоровью

4.      Краткое описание хода урока.

I.Организационный
момент.

Приветствие класса, посадка на места, настрой на работу.

Девиз
урока – китайская мудрость:

Скажи мне - и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Дай мне действовать самому – и я научусь.

Школьникам сообщается, что значительную часть урока работать
они будут самостоятельно. Работа на уроке предполагается интересная и разнообразная, но в тоже
время,  большая и напряженная, поэтому я
советую трудиться в темпе, не отвлекаясь и не расслабляясь, по своим силам и
возможностям. Вам предстоит поработать с текстами, смоделировать фрагмент
кристаллической решетки, выполнить эксперимент и результаты своей деятельности
зафиксировать  в рабочем листе. Подпишите
их (класс и фамилию, имя).

II. Подготовка к основному этапу урока.

Актуализация знаний

Мы продолжаем знакомиться с химией неметаллов и сегодня на
уроке рассмотрим еще один представитель неметаллов. Чтобы Вам было легче
отгадать загадку, откройте периодическую систему.

       У элемента номер шесть
Достоинств очень много есть.
«Людям я совсем как брат.
Много тысяч лет назад
Я уже пылал в костре,
Освещая интерьер
Первобытных их пещер.
И украсить был я рад
Дам и рыцарей наряд,
Что блистали при дворе…
Если мягким быть решу, -
То в тетради я пишу.
Такова, друзья, природа
Элемента ... (углерода)!»

Запишите в рабочем листе недостающую часть темы урока.

Затем учитель показывает графитовый карандаш и спрашивает: у
всех ли на столах есть такой предмет? Далее демонстрирует пластинку
активированного угля и снова задает вопрос: кто из вас пользовался услугами
этого препарата? Демонстрируя чувство юмора, просит поднять руки тех, у кого
дома хранятся бриллианты. Обращает внимание на большую распространенность
углерода, отмечая, что он образует различные простые вещества и в виде сложных
соединений составляет основу живой природы.

Постановка познавательной цели.

Прочитайте внимательно тему урока. О чем мы будем говорить?
Каковы цели урока?

Формулируются  познавательные задачи урока: познакомиться с различными формами
существования углерода как простого вещества, выяснить их физические свойства,
научиться раскрывать зависимость между составом, строением и свойствами
аллотропных модификаций углерода, а также зависимость применения веществ от их
свойств.

III. Усвоение новых знаний и способов действия (самостоятельная работа).

Мы отметили, что свойства вещества определяются его строением. Давайте вспомним

положение в ПС и особенности строения атома углерода, его возможные степени
окисления (работа в Рабочих листах). Во всех органических и в большинстве
неорганических соединений углерод образует по четыре химические связи, то есть
проявляет степень окисления  4.

Мотивация учебной деятельности

Путем включения регионального компонента. Учитель излагает небольшой блок информации,
заканчивая его демонстрацией мини-видеоролика или слайдом презентации: «Вы,
очевидно, знаете, что в нашем городе Смоленске на ул. Шкадова расположено
большое предприятие - производственное объединение «Кристалл». Эта компания
является крупнейшим производителем бриллиантов в России и одним из самых
крупных в Европе. Производство бриллиантов ведет отсчет с 1963 г. В настоящее
время предприятие входит в перечень стратегически важных компаний страны,
находящихся под непосредственным контролем президента России. По объемам
выпуска продукции, размерам производственных мощностей и численности
работников, занятых в сфере обработки алмазов, Смоленск по праву называют
столицей бриллиантов России. Нам с вами есть чем гордиться. Вашему вниманию
предлагается видео – фрагмент об этом производственном объединении.  

Освоение новых знаний происходит в процессе решения ситуационной
задачи
. Она включает традиционные элементы: привлекательное название и
описание конкретной ситуации, познавательные задания, информацию по данному
вопросу, представленную в разнообразном виде (различные тексты, рисунки).

Однажды на предприятии произошел случай. Прочитайте о нем.

Случай на заводе

Вот какой случай произошел однажды на предприятии. Поступил срочный заказ от крупного оптового покупателя. Производственное объединение "Кристалл" под этот заказ получило партию алмазов. Весь трудовой коллектив понимал важность и выгодность сделки и трудился, не покладая рук. В один из цехов был принят на работу промывщиком алмазов и бриллиантов новый сотрудник - Владимир Сергеевич Степанов. Молодой человек только что демобилизовался из армейских рядов. А здесь и зарплата
устраивала, и перспективы роста намечались. На первых порах для овладения
ремеслом Владимира Сергеевича пристроили к опытному работнику - Родиону
Алексеевичу Коневу. И вскоре вышел между ними крупный спор.

В.С.: Как же могут быть алмаз и графит карандашный построены из одной субстанции? Колечко с бриллиантом стоит как моя зарплата за год! А карандаш - рублей двадцать от силы.

Р.А.: Согласен. Мало чем похожи друг на друга алмаз и графит. А в то же время они родные братья!

В.С.: Чушь какая-то! Дурите Вы мне голову. Докажите!

Р.А.: Я, дружок, давно эту химию в школе учил. Однако ни чета тебе, многое помню. Точно могу сказать, что и алмаз, и графит построены из атомов углерода. Соединяются они там между собой по-разному. Как именно -уже не помню, но этот факт точно знаю. Эх, вы, молодежь, наши-то знания покрепче ваших будут - алмазные, годами не стираются...

Стыдно стало молодому работнику. Еле дождался, когда рабочий день закончится - быстрее домой, сомнения развеять и подучиться как следует.

А уж наутро извинялся Владимир Сергеевич за громкие слова, принес с собой рисунки и схемы и объяснял всем заинтересованным коллегам «устройство» алмаза и графита, а также  других аллотропных модификаций углерода. А еще  интересные факты сообщил, что для установления состава алмаза дорогие камешки ученым пришлось сжигать - наука требует доказательства неоспоримыми
фактами.

Активизация знаний

Вот и Вам сейчас предстоит, также как и Владимиру
Сергеевичу, познакомиться  с
«устройством» алмаза и графита, выполнив определенные задания и отразив их
решения в рабочем листе. Обратите внимание, что после каждого задания в скобках
указан номер приложения, где Вы сможете получить ответ на интересующий вопрос.
Некоторые задания – со звездочкой. Их выполнение необязательно в классе, а
поработать над ними можете дома. Вам предстоит эксперимент. Не забывайте про ТБ
(работа со стеклянной посудой, чтобы не разбить и не порезаться). Итак,
приступайте.

Задания

1.    Вспомните, какое явление называется аллотропией. Запишите его определение.

2.    Дайте разграничения понятий «алмаз» и «бриллиант». Что служит сырьем,
а что является продуктом ПО «Кристалл»?

3.    Какие примеры аллотропных модификаций углерода мог приводить Владимир Сергеевич?

4.    Объясните, почему углерод может существовать в форме разнообразных простых веществ (а также он образует великое множество органических соединений).

5.    Как  Владимир Сергеевич мог описать структуры алмаза и графита?

6.    Ориентируясь на модели кристаллических решеток, из набора шаростержневых моделей атомов соберите фрагмент кристаллической решетки алмаза и графита (по вариантам).

7.    Выясните физические свойства алмаза и графита.

Заполните таблицу  по сравнению двух аллотропных модификаций
углерода. Раскройте взаимосвязь между строением и свойствами этих веществ.

8.    С целью изучения свойств древесного угля проделайте опыт.

В стаканчик с подкрашенным раствором
(чернилами, лакмусом, фуксином) добавьте истолченную таблетку активированного угля. Хорошо перемешайте раствор стеклянной палочкой. Профильтруйте немного полученного раствора через воронку с фильтром в пробирку. Отметьте окраску полученной жидкости. Результаты опыта отразите в рабочем листе.

9.    Запишите определение адсорбции (Приложение 1). Объясните, почему древесный уголь

обладает хорошей адсорбционной способностью. Приведите примеры областей
применения активированного угля (Приложение 4).

10.    *Какие исторические факты приводил
молодой сотрудник Владимир Сергеевич в доказательство установления состава алмаза (Приложение 3)? Запишите уравнения происходящих реакций (рассмотрите с точки зрения окислительно-восстановительных процессов).

11.    *Перечислите, какие методы изучения веществ применяются в химии.

12.    С целью контроля знаний ответьте на тестовые вопросы.

* - дополнительные задания; могут выполняться дома.

IV. Закрепление знаний и способов действия

Выборочный тест по данной теме с последующей проверкой

Проверьте свои знания по данной теме, выполнив тест. Его
задания позаимствованы из материалов КИМов ГИА.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Настало время подведение итогов. Вы молодцы. Работали
добросовестно, справляясь с заданиями. Результаты работы посмотрим в рабочих
листах. А чтобы окончательно поставить точку, выполните последнее задание
рабочего листа. Составьте синквейн.

На завершающем этапе урока, при подведении его итогов, можно
предложить школьникам составить синквейн.

          Углерод.

Обычный и необычный.

Связывается, структурируется, образует (модифицируется).

Аллотропные модификации с разными свойствами.

Нужный (важен).

VI. Информация о домашнем задании

§ 33, стр. 232 – 236, упр.1,3. Доделать задания и отметить
их результаты в рабочих листах (по желанию, особенно со звездочкой).

Приложения

Рабочий лист ученика 9 __ класса

по теме: «_______________. Аллотропные модификации. Физические свойства».

Фамилия, имя___________________________

         Скажи мне - и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Дай мне действовать самому – и я научусь.

Китайская мудрость

1. Положение в ПС и строение атома углерода

а) положение в ПС____________________________________________

б) схема строения атома

в) полная электронная формула (подчеркните валентные электроны)
____________________________________________________________

г) возможные степени окисления______________________________ 

____________________________________________________________

3. Алмаз - это ________________________________________________

Бриллиант – это______________________________________________.

_____________________служит сырьем, а ______________________продуктом ПО «Кристалл».

4. Примеры аллотропных модификаций углерода__________________

5. Углерод может существовать в форме разнообразных простых веществ, потому
что____________________________________________________________


Признаки
сравнения


Алмаз



Графит



Тип
кристаллической решетки


 



 



Твердость


 



 



Прозрачность,
цвет, блеск


 



 



Отношение
к электрическому току


 



 




7. Лабораторный опыт

Что делал(а)Что наблюдал(а)



8. Адсорбция – это__________________________________________


Древесный уголь обладает хорошей адсорбционной способностью, потому что
_____________________________________________________________

Области применения активированного угля:______________________

9*. Методы изучения веществ в химии_________________

10*. Исторические факты:



Дата


Ученый


Действие


Результат


















Вывод:



Уравнения реакций (рассмотрите с точки зрения окислительно-восстановительных процессов): 

_________________________________________________________________________

11. Тест:

1.__, 2.__, 3. __, 4. __, 5. __.

12. Синквейн:
____________________________________________________________________

P.S.: Спасибо за внимание и плодотворную работу! Желаю дальнейших успехов!

Приложение 5

Тест для контроля знаний по теме:

«Углерод. Аллотропные модификации. Физические свойства».

1. Конфигурация внешнего электронного уровня атома углерода в основном состоянии:

            а) 2s22p2          б) 2s22p3         в) 1s22s22p2                г) 2s12p2

2. В большинстве соединений углерод образует следующее число связей:

            а) одну          б) две      в) три       г) четыре

3. Наибольшей прочностью отличается кристаллическая решетка:                           

    а) атомная      б) ионная        в) металлическая       г) молекулярная

4. Атомную слоистую кристаллическую решетку имеет:

а) алмаз        б) фуллерен   в) графит         г) карбин

 5. Алмаз не проводит электрический ток, так как:

а) два электрона задействованы в образовании химической
связи между соседними атомами

б) все валентные электроны задействованы в образовании
химической связи между соседними атомами

в) является очень твердым веществом

г) элемент углерод  является неметаллом

5. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др.ученики в ходе урока.

Личностные:

в ценностно-ориентационной сфере - проявление эмоционально – ценностного
отношения к учебной проблеме, чувство гордости за российскую химическую науку и
земляков, работающих на ПО «Кристалл», формирование  целостного 
мировоззрения, соответствующего современному  уровню  развития  науки, воспитание
бережного отношения к своему здоровью, развитие коммуникативных умений и
навыков, формирование умений парной работы

в трудовой сфере – развитие ответственного отношения к учебе, умение ставить перед собой цель и двигаться различными путями к ее достижению, проявление творческого отношения к процессу
обучения

в познавательной (интеллектуальной) сфере – формирование  познавательной  и  информационной  культуры,  в  том числе  развитие  навыков  самостоятельной  работы  с  учебными  раздаточными дидактическими материалами,  доступными  инструментами  и  техническими средствами информационных технологий.

Предметные:

в познавательной сфере - учащиеся должны знать: различные формы существования углерода как простого вещества, их физические свойства и области применения. Учащиеся должны уметь: находить
причинно-следственные связи, выявлять закономерности по составу, строению, свойствам, формулировать выводы на основании знаний, экспериментальных данных и жизненного опыта, доказывать их правильность, структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников, рефлексировать свою деятельность.

в трудовой сфере – проводить химический эксперимент по адсорбции

в сфере безопасности жизнедеятельности - работать с веществами, соблюдая правила техники
безопасности.

Метапредметные: формирование научного мировоззрения (о реальности существования аллотропных модификаций углерода и связанных с ними превращений), применение основных методов познания (системно – информационный анализ, моделирование), использование основных интеллектуальных операций: сравнение, анализ и синтез, обобщение, различных источников для
получения информации, выявление причинно-следственных связей, развитие умений
самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи, определять
способы действия и соотносить с планируемыми результатами.

Категория: Химия | Добавил: Himoza38
Просмотров: 2250 | Загрузок: 234 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1  
Уважаемая коллега!
Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Открытомпрофессиональном Конкурсе педагогов «ИКТна службе ФГОС»! Вы можетеподать заявку на получение Сертификата об участии в Открытом профессиональном Конкурсе педагогов «ИКТ на службе ФГОС» и публикации образовательногоматериала в Интернете, на сайте Факультета мультимедиа технологий
образовательного портала "Мой университет" www.moi-mummi.ru . Сертификат после оплатыего стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.

Тех.эксперт Ел. Вик. Шляпкина

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]