Четверг, 25.04.2024, 22:52
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы естественного цикла » Химия

Влияние пищевых добавок на организм человека
[ · Скачать удаленно (819.61 Kb) ]
02.09.2012, 19:30

Тип урока

 

Интегрированный урок

Цели урока

 

изучить содержание пищевых добавок в продуктах питания и определить степень их опасности для здоровья

Задачи урока

 

Образовательные:

·              сформировать у учащихся знание о пищевых добавках, применяемых для производства пищевых добавок.

Развивающие:

·             развитие навыков принятия самостоятельных решений, инициативы и активности, необходимых для самостоятельной жизни;

·              развивать внутреннюю мотивацию к учению, через исследовательскую деятельность, личностно-значимое содержание учебного материала, выполнение практической работы.

Воспитательные: воспитать ответственное отношение учащихся к своему здоровью (формировать представление учащихся о необходимости следить за качеством продуктов питания, употребляемых в пищу).

Необходимое оборудование и материалы

Оборудование:

презентация к уроку, компьютер, инструктивная карта по проведению занятия для обучающихся, таблица пищевых добавок (раздаточный дидактический материал на каждый стол).

Химическое оборудование:

Химический стакан, стеклянная палочка.

Реактивы:

Вода, раствор яичного белка, растительное масло, бутылки с "Кока-колой ” или "Пепси», ржавые предметы, чашка со следами от чая, 3 конфеты "Ментос”.

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

 

Организационный момент.  Сообщается тема урока, формулируются цели.

Мотивация и целеполагание.  Ставятся  цели урока, объясняется  порядок  работы на уроке, проводится настрой учащихся на учебную деятельность

Ход и содержание урока

 

Вступительное слово учителя, создание рабочего настроя на урок:

Эпиграф к уроку:

«Все есть яд, все есть лекарство, важна лишь доза».

Царь Соломон

Учитель. Здравствуйте. Мы желаем вам здоровья. А здоровому жить здорово.

 Основная часть урока.

Учитель задает проблемные  вопросы (диалог):

1.       Что такое здоровье?

Ответ: Здоровье- это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, (определение Всемирной организации здравоохранения - ВОЗ)

 

2.       Что влияет на наше здоровье?

Ответ: Курение, употребление алкоголя, несбалансированное, неправильное питание, вредные условия труда, стрессовые ситуации, адинамия, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, употребление наркотиков, злоупотребление лекарствами (учитель записывает на доске возможные ассоциации.)

 Учитель: рациональное и сбалансированное (правильное) питание – основа здоровья. Чтобы вещество не стало ядом, человек должен знать о нем все и умело его использовать

1. Прилавки магазинов заполнены полуфабрикатами, которые хранятся месяцами. Почему же они не портятся?

2. Что мы делаем в домашних условиях для хранения овощей зимой? 

Попробуем вместе с вами сформулировать цель урока.

Изучить содержание пищевых добавок в продуктах питания и определить степень их опасности для здоровья.

Пищевые добавки применяются  для увеличения срока хранения продуктов питания и придания им товарного вида.

·                    Природные – это соль, перец, уксусная кислота, пряности, специи, ванильный сахар.

·                    Синтетические

Европейским Советом разработана рациональная система цифровой кодификации пищевых добавок с литерой "Е". Согласно предложенной системе цифровой кодификации пищевых добавок, они сгруппированы следующим образом:

 Е100-Е182 Красители — усиливают или восстанавливают цвет продукта.

Е200-Е299 Консерванты — повышают срок хранения продуктов, защищая их от микробов, грибков, бактериофагов, химические стерилизующие добавки при созревании вин.

Е300-Е399 Антиокислители — защищают от окисления, например, от прогоркания жиров и изменения цвета.

Е400-Е499 Стабилизаторы — сохраняют заданную консистенцию. Загустители - повышают вязкость.

Е500-Е599 Эмульгаторы — создают однородную смесь несмешиваемых фаз (например, воды и масла).

Е600-Е699 Усилители вкуса и запаха.

Е900-Е999 Пеногасители — предупреждают или снижают образование пены.

Е1000 — глазирователи, подсластители, разрыхлители и другие добавки.

Физкультминутка. Классу предлагается встать. Учитель называет пищевую добавку, на синтетические хлопают, на не натуральные – нет.

Перец, соль, консервант, уксусная кислота, антиоксидант, эмульгатор, специи.

Актуальность(рассказ учителя). Часто мы слышим, что Пепси-кола вредна для нашего организма. А в чем проявляется его вредность, объяснить не могут. Сегодня мы проделаем несколько экспериментов и разберемся,  в чем же заключается эта вредность. Может этот напиток для нас не вреден?

Классу предлагается ответить на 2 вопроса.

1.       Поднимите руки те, кто любит пить Коку-колу или Пепси колу.

2.       Читаете ли вы состав Кока-колы или Пепси колы, который написан на этикете?

Историческая справка о Пепси-Коле (рассказ учителя).

История Пепси началась в городе Нью-Берн в 1898 году, где молодой фармацевт Калеб Бредхэм впервые получил рецепт «Напитка Бреда». В состав этого напитка входила газированная вода, сахар, ваниль, определенные масла и орехи колы, а так же фермент желудочного сока – пепсин. Продавался он в аптеках. Но очень скоро Калеб задумался о новом и более звучном названии для своего детища. Так появилась Pepsi-Cola (благодаря пепсину и ореху колы, которые входили в состав), популярность которой росла так быстро, что уже в 1903 году Калеб,уже год является владельцем Pepsi-Cola Company, регистрирует Pepsi-Cola как торговую марку и умудряется продавать 8 тысяч галлонов пепси в год. Еще через год он покупает фабрику в Новом-Берне.

С 1960 года начинает долгое и неостановимое шествие Пепси по планете.

С 1988 года с приходом перестройки «Кока-кола» стала покорять жителей России.

Ход исследования

Состав «Пепси-колы»:

Прочтем  подробный состав  Pepsi-Cola  Max без сахара: Aquacarbonated, E150а , E952 , E950 , E331 , E338 , Е330. Исследовать этикетку используя таблицу пищевых добавок.

Класс предварительно делится на 4 групп. Каждой группе выдается карточка – инструкция, с помощью которых, каждая группа выполняет задания по определению свойства Пепси-колы.

E150а (Caramel IV - Ammonia-sulphiteprocess, краситель) (NH4)2SO4- жженый сахар, получают путем переработки сахара при определенных температурах, с добавлением химических реагентов или без них. В данном случае добавляют сульфат аммония.

Аromas - неизвестно какие ароматические добавки.

Опыт 1.Проникновение в яичную скорлупу. (Обучающиеся выполняют необходимые записи в картах). Показать результат.

«Пепси-кола» содержит огромное количество красителей. Какой вред они наносят?

Проведем эксперимент: Всем известен тот факт, что яичная скорлупа по составу очень схожа с составом наших зубов. Опустим яйцо в «пепси-колу» оставим на пару минут и увидим результат. На 3 день  появилась трещина, а на 4 день зуб, или скорлупа распался на 2 половинки.

Вывод: сделаем вывод, что в "Пепси-коле” содержится много красителей, которые проникают даже в твердый зуб.«Пепси-кола» разрушает зубы. Красители лимонада очень стойкие и зубы от них темнеют. Тоже,  явление наблюдаем на яичной скорлупе.

Активный ингредиент Пепси-колы - ортофосфорная кислота. Ее рН равен 2,8. За несколько дней кислота может растворить ногти! Относится к подозрительным, не разрешен в России.

E338 (OrthophosphoricAcid, ортофосфорная кислота) - химическая формула: H3PO4. Пожаро- и взрывоопасна. Вызывает раздражение глаз и кожных покровов. Применение: для производства фосфорнокислых солей аммония, натрия, кальция, марганца и алюминия, а также для органического синтеза, в производстве активированного угля и кинопленки, для производства огнеупоров, огнеупорных связующих, керамики, стекла, удобрений, синтетических моющих средств, в медицине, металлообрабатывающей для очистки и полировки металлов, текстильной для выработки тканей с огнезащитной пропиткой, нефтяной, спичечной промышленности. Пищевую ортофосфорную кислоту применяют в производстве газированной воды и для получения солей (порошки для изготовления печенья). Препятствует усвоению кальция и железа в организме, что может приводить к ослаблению костной ткани, остеопорозам. Другие побочные эффекты: жажда, сыпь на коже.

Молекула колы подходит к молекуле жира, взаимодействует с ней и вышибает оболочку клетки. Клетка повреждена. Именно в результате этого повреждения клетки, внутрь её может попасть всё, что угодно: «плохая экология», химия, шлаки. Другие молекулы может "затянуть” внутрь повреждённой клетки через рану, нанесённую ей молекулой спирта. А внутри клетки — ядро, хромосомы. В конечном счете, данную клетку может убить совсем.

Опыт 2. Пепси-кола– растворитель белков (Обучающиеся выполняют необходимые записи в картах, групповая работа).

«Пепси-кола» содержит вещества растворяющие белки, жиры, и углеводы, т. е. способна разрушать те вещества, из которых состоим мы с вами.

Для опыта возьмем сырой яичный белок. Одну половинку положили в воду, другую – в "Пепси”. Пронаблюдаем.

Вывод: "Пепси-кола” обладает разрушающими свойствами для белков (денатурация). (Обучающиеся выполняют необходимые записи в картах)

Наблюдение и вывод: В первой пробирке белок растворяется, так как он является легкорастворимым белком и хорошо усваивается организмом. Во второй пробирке образуется плотный белый осадок – белки не растворяются. В результате этого нарушаются структура и свойства белка, его функции.

Вопрос учащимся: Что же происходит с клетками организма, когда поступает «Кола» высокой концентрации?

 Ответ. Белки клетки начинают разрушаться, что ведёт к нарушению работы всех клеток органов. (Наблюдение и вывод учащиеся записывают самостоятельно.)

Е331. группу веществ под общим названием Цитраты натрия (Sodium Citrates). В нее входит Цитрат натрия однозамещенный (i) - Sodium dihydrogen citrate, Цитрат натрия двузамещенный (ii) - Disodium monohydrogen citrate и Цитрат натрия трехзамещенный (iii) - Trisodium citrate. Другие названия этой добавки - Натрий лимоннокислый, Натриевая соль лимонной кислоты, Натрия гидроцитрат. Сейчас чаще используется двузамещенный цитрат натрия, т.к. в нем содержится больше основного вещества и оно может долго храниться.

Оно характеризуется высокой растворимостью в воде, средней - в спиртах и не растворяется в прочих органических растворителях.

Разнообразие применения добавки Е-331 обусловлено ее свойствами регулятора кислотности, эмульгатора, комплексообразователя и стабилизатора. Также она может действовать как антиокислитель и усиливать активность других антиокислителей. Использование ее в российской пищевой промышленности довольно обширно. Она входит в состав мясо- и морепродуктов, консервированных овощей и фруктов, фруктовых компотов, макаронных изделий, сухого, сгущенного молока и детского питания, джемов, желе и мармеладов и некоторых других продуктов согласно технологии изготовления.

 

Цитраты натрия разрешены в большинстве стран и в России в том числе. Они безвредны для человека в тех дозах, что используются в пищевых продуктах, и допустимое суточное потребление их не ограничено.

 

Также они часто используются в медицине, косметическом производстве, аналитической химии и др.

Опыт 3. «Восстановление железа Пепси-колой» (Обучающиеся выполняют необходимые записи в картах). Показать результат опыта.

 Результаты следующего эксперимента просто невообразимые. Возьмем 2 ржавых гвоздя. Один поместим в стакан с водой, другой – с лимонадом. На второй день болтик в воде покрылся еще одним слоем ржавчины, а болтик в "Пепси-коле”, наоборот, даже очистился от нее.

Fe(OH)3 (Fe2O3 *H2O) - гидроксид железа (III) - основная часть ржавчины под действием Пепси-колы 2Fe + 3H2O

Вывод: "Пепси-кола” разъедает даже ржавчину!

Для перевозки концентрата Пепси-колы грузовик должен быть оборудован специальными емкостями, предназначенными для высококоррозионных материалов.

Опыт 4. «Пепси-кола»-разрушитель стойких пятен» (Обучающиеся выполняют необходимые записи в картах). Демонстрация учителем.

 Возьмем белую чашку со следами от чая. Обычной водой следы не отмывались. Нальем в чашку лимонад и  прополоскали. Следы от чая пропали.

Вывод: "Пепси-кола” содержит вещества, разрушающие стойкие пятна.

Опыт 5. «Обнаружение агрессивных веществ в «Пепси-коле» (Обучающиеся выполняют необходимые записи в картах).  Демонстрация учителем.

Следующий опыт очень опасный, никогда так не делайте и не допускайте таковых действий у своих друзей и особенно у детей, которые очень сильно любят кушать различные конфеты и запивать из газированной водой. Возьмем бутылку "Пепси”, откроем ее и положим под крышку  драже "Ментос”. Затем резко открутим крышку. Лимонад высоким пенным фонтаном брызгается в разные стороны.

Вывод: Нельзя запивать "Ментос” «Пепси-колой»!

 Е330 (CitricAcid, лимонная кислотаC6H8O7) - бесцветные кристаллы. Широко распространена в природе. Получают лимонную кислоту из махорки и брожением углеводов (сахар, патока). Применяют в фармацевтической и пищевой отраслях промышленности. Соли лимонной кислоты (цитраты) используют в пищевой отрасли промышленности, в качестве кислот, консервантов, стабилизаторов, в медицине - для консервирования крови.

Опыт 6. Определение наличия сахаров в «Пепси-коле»(Обучающиеся выполняют необходимые записи в картах). Продемонстрировать результат.

 В стакан нальем лимонад и оставили его на неделю. Через неделю вода из "Пепси” испариться, а в стакане останется тягучий сироп.

Вывод: в этом лимонаде очень много сахара.

Aquacarbonated - газированная вода. Присутствие в воде углекислого газаСО2 возбуждает желудочную секрецию, повышает кислотность желудочного сока и провоцирует метеоризм - обильное выделение газов. Кроме того, используется не родниковая вода, а водопроводная, пропущенная через специальные фильтры.

E951 (Aspartame, аспартам CF=C14H18N2O7При повышенной температуре распадается на метанол и фенилаланин. Метанол – яд! 5-10 мл – гибель зрительного нерва и необратимая слепота. 30 мл – к смерти.

·           Безопасная доза: 3 г в сутки.

E950 (AcesulfamePotassium, ацесульфам калияC4H4KNO4S) - в 200 раз слаще сахарозы. Содержит метиловый эфир, который ухудшает работу сердечно-сосудистой системы, и аспарогеновую кислоту, которая оказывает возбуждающее действие на нервную систему и может, со временем, вызвать привыкание. Ацесульфам плохо растворяется. Продукты с этим подсластителем не рекомендуется употреблять детям, беременным и кормящим женщинам.

·           Безопасная доза: 1 г в сутки.

Опыт 7. Растворение «пепси-колы» в воде (Обучающиеся выполняют необходимые записи в картах). Групповая работа.

Ход опыта: В пробирку прилить 1мл воды и столько же лимонада.

Вывод: Так как легко растворяется в воде, он сразу же поглощается и разносится кровью по всему телу. Примерно 90% его временно задерживается в печени, где нарушает выделение желчи, гибнет много печеночных клеток.

Проверка и оценивание ЗУНКов

 

Защита плакатов с готовыми логотипами. Каждой группе раздаются готовые логотипы с овощами, фруктами, полуфабрикатами. Предлагается выйти к доске и наклеить их в нужную потребительскую корзину. 1- натуральные, 2- синтетические.

Рекомендации по употреблению продуктов питания

·         Внимательно читайте надписи на этикетке продукта.

·         Не покупайте продукты с неестественно окрашенной кричащей окраской.

·         Не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения.

·         Обходитесь без подкрашенной газировки, делайте свои соки сами.

·         Не перекусывайте чипсами, сухариками, замените их орехами.

·         Не употребляйте супы и каши из пакетиков, готовьте их сами.

·        Откажитесь от переработанных или законсервированных мясных продуктов, таких как колбаса, сосиски, тушенка.

(Составить совместно с учащимися).

ВЫВОД

Пищевые добавки бывают естественные и искусственные. Которые используются для увеличения срока хранения продуктов питания.

"Пепси – кола” содержит семь синтетических добавок, которые  разрушает зубы и мясо,  разъедают ржавчину и налет от чая, содержит много сахара, наносящие вред нашему организму. Значит, "Пепси-КОЛА” НЕ БЕЗОПАСНА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ!

Сочетание нескольких пищевых добавок «Е» в газированных напитках приводит  к образованию бензола, а бензол опасный канцероген, способный вызывать рак, заболевание печени, почек, угнетает процесс кровообращения.

 

Рефлексия деятельности на уроке

 

Предлагается дорисовать смайлик. Если урок понравился и был полезным, дорисовать улыбку на смайлике, если же не понравился – смайлик грустный.

Домашнее задание

 

Выписать состав Кока-колы или Спрайта, пользуясь таблицей пищевых добавок определить степень их опасности.

Категория: Химия | Добавил: midakva
Просмотров: 3075 | Загрузок: 573 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 midakva  
Спасибо, будем ждать.

1 galina029  
Материал допущен к участию в Фестивале «Мультимедиа в образовании». В настоящее время проводится его проверка экспертами комиссии "Предметы естественного цикла".
Председатель экспертной комиссии – Юрова Галина Юрьевна.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]