1. Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний
2. Цель урока: сформировать у учащихся представление о воздушном питании растения.
3. Задачи урока:
Образовательные:
А) обеспечить закрепление основных биологических понятий, продолжить формирование специальных биологических умений и навыков наблюдать, ставить опыты, исследовать живые объекты;
Б) используя в качестве опорных, полученные ранее знания, подвести учащихся к выводу, что растение кормит себя само;
Развивающие:
А) в ходе лабораторной работы и проведении экспериментов дать возможность учащимся исследовать тайны зелёного листа, почувствовать свою причастность к раскрытию загадок природы, связанных с уникальным процессом питания растений нашей планеты;
Б) формировать умения анализировать результаты опытов;
Воспитательные:
А) привлечь внимание обучающихся к проблемам охраны природы;
Б) прививать коммуникативные качества (умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия);
4. Краткое описание хода урока.
I. Организационный этап.
II. Актуализация знаний.
Беседа с опорой на знания учащихся.
Учитель: для того, чтобы расти, развиваться, любой живой организм должен питаться, вспомните: (обучающиеся работают с рисунками учебника, учатся их анализировать)
1. Что такое питание?
2. На какие группы по способу питания можно разделить все живые организмы?
3. Рассмотрите рис.133 (на стр.123) и определите по зубам, кто, чем питается?
3. Но в природе не все животные имеют зубы. Как они тогда добывают себе пищу?
4. Почему нельзя хорошо наесться один раз на всю жизнь? (работа с рис. 138)
Обсуждение данных вопросов, в результате которого обучающиеся делают обобщающие записи в тетрадях:
Кто, чем питается?
Учитель:
Итак, каким бы способом не добывали себе пищу, разные животные они питаются готовыми органическими веществами.
5. Какие вещества называются органическими?
Животные получают эти вещества в готовом виде по цепи питания. А откуда берёт эти вещества растение? Какую тайну нам предстоит раскрыть сегодня на уроке!
III. Учащиеся формулируют тему урока. Учитель корректирует ответы учащихся.
(записывают тему урока в тетрадь)
IV. Формирование новых знаний.
Рассказ учителя об опытах Ван – Гельмонта (слайд № 2)
Давайте попробуем выяснить, за счет чего растение увеличилось в размерах и массе?
Учитель предлагает ученикам ответить на вопрос, на который в свое время не смог ответить известный ученый (выслушиваются варианты ответов учеников).
Постановка проблемы.
Слайд № 3 Что нужно растению, чтобы создать органические вещества? (углекислый газ, вода, солнечный свет, и ?)
Слайд № 4 В какой части растения происходит образование органических веществ? (в листьях, стеблях т.е. зелёных частях растений)
Учитель: Чем обусловлен зелёный цвет листьев растений? (возможно учащиеся дадут правильный ответ, но как доказать, что зелёный цвет листьев именно из-за наличия в них зелёного пигмента – хлорофилла?)
Проводим инструктаж по технике безопасности.
Двое учащихся у доски под руководством учителя проводят эксперимент по получению спиртовой вытяжки хлорофилла. У нас заранее готовы материалы для работы: стакан с кипятком, плошка с теплым спиртом, пинцет.
Слайд № 5 Закрепляем результат эксперимента в интерактивном режиме.
Слайд № 6 Как называется вещество зелёного цвета? (ответ записывают в тетрадь).
Учитель: А как выглядят хлоропласты, если рассматривать их в световой микроскоп?
Чтобы ответить на этот вопрос проведём небольшое исследование.
Слайд № 7 Лабораторная работа № 5
Рассматривание под микроскопом клеток зелёного листа
Цель работы: увидеть тельца клетки, содержащие хлорофилл.
Ход работы: (на слайде)
Слайд № 8 А так выглядят хлоропласты, содержащие хлорофилл по данным электронного микроскопа.
Слайд № 9 С помощью хлорофилла каждая клетка растения улавливает солнечный свет и образует органические вещества.
Учитель: важным условием образования органических веществ является солнечный свет.
А какие органические вещества образуются в листьях растений на свету?
Группа учащихся рассказывают, о том какой опыт они заложили и выдвигают гипотезы, каковы
будут результаты эксперимента. Затем один ученик под руководством учителя демонстрируется опыт, подтверждающий образование крахмала в листьях на свету (к уроку закладывается опыт – «образование крахмала в листьях на свету») Другой ученик комментирует и фиксирует промежуточные и итоговые результаты опыта.
Учитель задает вопрос классу: Какое вещество при обработке раствором йода окрасится в синий цвет?
Учащиеся отвечают: крахмал при взаимодействии с йодом дает синий окрас.
При обсуждении результатов опыта учащиеся приходят к выводу, что в листьях на свету образуется крахмал, а в темноте крахмал не образуется.
Слайд № 10 и № 11 Закрепляем результат эксперимента в интерактивном режиме.
V. Закрепление
Учитель: Так как же питается растение?
Слайд № 12 Проговариваем ответ с помощью интерактивной схемы, используем полученные знания для обоснования результатов опыта ван Гельмонта.
Затем учащиеся переносят схему в тетрадь.
Учитель: Слайд № 13 Получается, что растение питается только крахмалом и минеральными солями почвы? Как невкусно! (выдвигают предположения, в какие органические вещества может превратиться крахмал)
Формулируем и записываем выводы в тетрадь.
VI. Анализ и оценка итогов работы.
VII. Определение и разъяснение домашнего задания.
Домашнее задание двух уровней:
I уровень (задание для всех): § 36
II уровень (задание для желающих): решение познавательных задач.
5. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока.
Предметные:
• Знать: определение понятий (хлорофилл, хлоропласты, органические вещества), давать характеристику понятиям;
• Уметь: ставить опыты, исследовать живые объекты;
Личностные:
Уметь находить необходимые сведения в различных источниках информации.
Умение общаться в процессе парного взаимодействия.
Метапредметные:
Умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности, умение добывать знания самостоятельно;
Уважаемая, Людмила Вахиловна! Сообщаю Вам,что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Втором открытом профессиональном Конкурсе педагогов «ИКТ на службе ФГОС»! Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии в Открытом профессиональном Конкурсе педагогов «ИКТ на службе ФГОС» и публикации образовательного материала в Интернете, на сайте Факультета мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет" www.moi-mummi.ru . Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес. Технический эксперт: Галицина Ольга Анатольевна
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]