Суббота, 16.12.2017, 16:07
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Интегрированные уроки

Интегрированный урок по русскому языку, литературе и информатике
[ · Скачать удаленно () ]
19.02.2014, 23:24
Название конкурса "Открытый профессиональный конкурс педагогов "ИКТ на службе ФГОС"
Тип урока: интегрированный русского языка, литературы и информатики с использованием технологии
«Развитие критического мышления через чтение и письмо» в современной информационной образовательной среде.
Цели и задачи урока:
- обобщающее повторение по теме: частицы, междометия;
- обобщающее повторение форм комического в художественной литературе;
- развитие навыков творческого письма в определенном жанре;
- продолжение работы над анализом художественного текста;
- использование петербургского компонента как средства воспитания  учащихся;
- продолжение работы над международным проектом ЮНЕСКО «Сохраним всемирное культурное и природное наследие»;
- создание компьютерной презентации в программе  PowerPoint.
Планируемые результаты
Предметные:
1. Формирование у учащихся представления о частицах и междометиях.
2. Формирование умения находить формы комического в художественной литературе.
3. Формирование навыков творческого письма в определенном жанре.
4. Развитие практических умений и навыков создания компьютерной презентации в среде  PowerPoint.
Метапредметные:
1. Развитие способностей к самостоятельной аналитической работе с информацией.
2. Развитие у учащихся логики, умения систематизировать, делать общие выводы.

Личностные:
1.Воспитание стремления к рефлексии и к самоконтролю.
2. Развитие творческих и познавательных способностей уча­щихся через знакомство с современными компьютерными технологиями.
3. Формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании при­менять средства информационных технологий в любом предмете для реализации учебных це­лей и саморазвития.
4.
Воспитание устойчивого интереса к изучаемым предметам, положительное отношение к знаниям.
5. Приобщение к петербургской культуре.
Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов учащихся на уроке
1. Наблюдение за действиями учащихся.
2. Устный и письменный опрос.
3. Создание информационного продукта - компьютерной презентации в программе  PowerPoint.
                                                                  ХОД  УРОКА

Организационный момент. Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Этап 1. Стадия вызова. Актуализация имеющихся знаний, пробуждение у учащихся интереса к получению новой информации.

Вступительное слово учителя русского языка и литературы Заборской О.А. Сегодня мы с вами  проведем урок, на котором  продолжим работу над проектом «Сохраним Всемирное природное и культурное наследие», начатую еще в начале учебного года. Сегодня вам понадобятся знания, полученные не только на уроках русского языка и литературы, но и на уроках истории города и, конечно, на уроках  информатики. Поэтому урок мы будем вести вместе с Надеждой Викторовной.

- Подберите  ассоциации к слову «турист». Индивидуальная работа учащихся.
Проверка: чтение по цепочке.
Дальнейшая работа проходит с использованием компьютерной презентации, подготовленной учителями.
- Сегодня мы вместе прочитаем рассказ Н.Тэффи «Туристы родного города». Что вы думаете о названии рассказа? Не кажется ли оно вам странным? (Слайд 1).
(Желаемый результат: парадоксальное, необычное название, туризм обычно связан с посещением другого города, другой страны.)
- Попытайтесь по названию представить, о чем этот рассказ?
1 часть компьютерной презентации о Надежде Тэффи. (Слайды 2-4)
            
Этап 2. Стадия осмысления содержания (чтение рассказа с остановками).
Поддержание активного восприятия новой информации, ее осмысление, соотнесение полученной информации с собственными знаниями.
·      1 остановка
-  Прочитайте, пожалуйста, первую часть рассказа [1].
- Каковы ваши впечатления от рассказа?       
- Выделите в тексте все частицы и междометия и ответьте на вопрос: почему их здесь так много?  (Желаемый результат: 1) Прямо, неужели, ведь, я-то, уж, ну уж и, то, что за, уж, ну да, как же, ли, не и т д.; 2) это разговорный стиль, эмоциональный, и частицы передают оттенки авторской речи).
- Увидели ли вы в этом рассказе что-то смешное, необычное?
- А вы не задумывались над тем, почему этот рассказ смешной? При помощи каких приемов автор этого достигает?
- Чтобы лучше это понять, составьте двухчастную таблицу: 1 графа – ключевые фразы и словосочетания из текста; 2-я графа – слова из текста, которые объясняют, за счет чего создается  комический эффект (Слайд 6).
Работа в парах.
Проверка таблицы по 2 части компьютерной презентации (Слайд 7).
- Какой основной прием комического использует автор в этом тексте?
(Желаемый результат: ирония).
Беседа с классом  по следующим вопросам:
- Почему  у персонажей рассказа нет имен?
(Желаемый результат: автор создает образ среднего петербуржца, обобщенный и безликий).
- Почему провинциалка вызывает неодобрение и  раздражение у героев рассказа?
(Желаемый результат: раздражает ее энтузиазм, искренняя влюбленность в город,  укор, удивление незаинтересованностью его жителей, которые не знают достопримечательностей родного города и не стремятся их узнать).
- О каких достопримечательностях Петербурга говорит провинциалка?  Составьте еще одну таблицу из 2 граф: 1 графа – полное название достопримечательности; 2-я – архитектор и место расположения (Слайд 9). Работа в группах.
Проверка таблицы по компьютерной презентации (Слайды 10-15).
   
Как вы думаете, что  будет делать автор-повествователь? (Вопрос-прогноз).
·      2 остановка
- Угадали вы или нет действия автора-повествователя, вы узнаете, прочитав 2-ю часть рассказа [2].
  ВОПРОСЫ  к классу по 2-й части рассказа:
- Зачем автор уехала из родного дома и поселилась в гостинице?    (Слайд 17) 
- Какое открытие сделал автор-повествователь, оказавшись туристом в родном городе?
- Почему слушатели, которым автор-повествователь рассказывает о прекрасном городе названы «покорными»?
(Желаемый результат: они ленивы, нелюбопытны и не хотят узнавать родной город, лишь покорно соглашаясь слушать рассказы о нем, «кудахтанье» повествователя).
- Как вы считаете, как автор относится ко всем героям своего рассказа?
- Как вы думаете, чем закончится рассказ?
Динамическая пауза: зарядка для глаз и мышц.
·         3 остановка
-  Дочитайте рассказ до конца [3].
- Как вы поняли последнее предложение рассказа? Какую роль здесь играет частица бы  и  междометие ах?
(Желаемый результат: финал рассказа ироничен и даже несколько парадоксален. Человек, живущий в прекрасном городе, мечтает увидеть его «когда-нибудь». Условное наклонение, образованное при помощи частицы «бы», вносит грустную, даже трагичную ноту в повествование).

Этап 3. Стадия рефлексии. Проверка полученных знаний, коррекция. Формирование конкретного образовательного результата.
-  Сформулируйте идею рассказа, продолжив предложение: «Туристы родного города»- это рассказ о… Индивидуальная работа, обсуждение в группе, выбор представляемой работы и ее чтение вслух.
 - Творческое задание (групповая работа).
- Героиня рассказа Н.Тэффи показывала своим слушателям открытки с видами Петербурга. Но мы с вами живем в ХХ1 веке, и мы предлагаем вам создать виртуальную экскурсию по Петербургу, сопроводив ее компьютерной презентацией.  Расскажите о ваших любимых местах нашего города так, чтобы в них захотелось побывать. Закончите свою экскурсию обращением к своим ровесникам.
Материал для своей компьютерной презентации вы найдете в интернете.
-  Краткая беседа  Шель Н.В. об основных принципах работы в программе PowerPoint (повторение ранее изученного на уроках информатики).
- Работа по группам в компьютерном классе – создание презентации, составление экскурсии. Участники группы самостоятельно определяют объекты, способы их описания как вербальные, так и наглядные.

- Выступление каждой группы.
·      Заключительный этап.
- Учитель русского языка и литературы предлагает ответить на вопрос: современно ли произведение Н.Тэффи, написанное в 1909 году?
- Учитель информатики предлагает ответить на вопрос: если бы у вас была возможность выбрать между рисунком или компьютерной презентацией, чтобы бы вы выбрали? Почему?
Ответы учащихся.
Учителя благодарят учащихся за работу, выставляют оценки за работу:
- по русскому языку и  литературе – оцениваются ответы учащихся на уроке и обращение к сверстникам;
- по информатике – оценивается представленная учащимися компьютерная презентация.

Библиография использованных методических материалов:

  1. УМК по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой.
  2. «Литература. 7 класс». Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин
  3. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010-2012.
  4. «История и культура России на уроках русского языка и развития речи на примере Санкт-Петербурга». Автор-составитель Ивлева В.Н. СПб: Издательство СПбГУПМ. 2003.
  5. «Развитие критического мышления на уроке». С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. М.: Просвещение. 2011.

Мультимедийная поддержка урока:

Компьютеры, проектор.
Презентация, подготовленная учителями (Приложение 1).
Презентации, созданные учащимися на уроке (Приложение 2_1-4 группы).

Примечания и ссылки:

[1] Н.ТЭФФИ
« ТУРИСТЫ  РОДНОГО   ГОРОДА»
Встретила у знакомых приезжую провинциалку. Она восторгалась Петербургом, завидовала нам и говорила:
- Счастливые вы, счастливые!  Всем этим вы можете пользоваться всласть и вдоволь! А мы, бедные,  вырвемся из своей глуши на какие-нибудь две недельки, так уж прямо не помним себя от радости. Целый день бегаем, осматриваем  Летний сад, Исаакиевский собор, Стрелку – все в своем роде интересно и видеть необходимо.
- Скажите, - обратилась она к нам,- вы много раз осматривали Успенский собор?
- Гм… Н - да, то есть я еще не собралась, - отвечала хозяйка дома.
-  Да  неужели?!  А ведь вы, кажется, давно в Петербурге?
- Я – то? Ну, уж и давно. Самые пустяки – лет двадцать пять, а то и того меньше.
Я молчала и с интересом рассматривала спичечную коробку.
- А эта прелестная церковь,  которая вся еще из мозаики… Знаете? Ну, что за красота!
- Да, - согласилась я.- В прошлом году приезжала одна знакомая из Харькова, она мне рассказывала, очень хвалила…
Мы  молчали и смотрели на приезжую неодобрительно.
- А вы уж, наверное, каждую неделю бегаете в Эрмитаж? – ласково обратилась она ко мне.
-  Ну да, еще бы! То есть не совсем каждую, иногда пропускаю. Что поделаешь! Иногда целый месяц не соберешься.
-  Ай-ай-ай! Ну да как же так! Имея у себя под боком такую сокровищницу,  и вдруг…
Чувствуя, что она еще долго будет кудахтать, я вдруг решила вести дело начистоту.
-  А по правде говоря, -  сказала я, смело глядя ей в глаза, - в Эрмитаже-то я по крайней мере два года не была. Вот как – с!
… Всю ночь я продумала о нашем разговоре, все взвесила и утром уже знала, что нужно делать.
[2] Я уложила маленький ручной чемоданчик, попрощалась с домашними и поехала в гостиницу «Европейская».  Там взяла себе номер, позавтракала и, расспросив у швейцара, что нужно в Петербурге осматривать, наняла извозчика по часам и отправилась.
Петербург оказался городом преинтересным,  и целые пять дней я рыскала не без удовольствия.
Осматривала все внимательно, как человек приезжий, который не уверен, доведется ли ему второй раз сюда попасть.
Осмотрев все, что было нужно, и, накупив на память открыток с видами Петербурга, я вернулась домой и долго потом в длинные зимние вечера рассказывала покорным слушателями о прекрасном городе, в  который попала случайно всего на пять дней.
[3] - Да, милые мои! – вздыхала я, убирая свои открытки и укладывая их в специальную папку. – Где только не побывает смелый и предприимчивый человек! И вот живу теперь мечтой: может быть, когда-нибудь, на закате дней моих, приведет бог повидать все это снова! Ах, если бы!  (1909 год)

Категория: Интегрированные уроки | Добавил: NadezhdaShel
Просмотров: 1168 | Загрузок: 195 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 4
3  
Работу можно удалять?

4  
Нет, работа остается на сайте.

2  
Спасибо за информацию.

1  
Уважаемые коллеги!
Ваша работа отклонена от участия в конкурсе "ИКТ на службе ФГОС" в связи с нарушением п.п. 1.2, 3.3 Требований к конкурсным материалам, а именно: представленная на конкурс работа содержит технологическую карту, оформленную с нарушением Приложений к Положению о конкурсе, указанных в п. 1.2 Требований к материалам Открытого профессионального Конкурса "ИКТ на службе ФГОС". 
Технический эксперт Ворсунова И.Н.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]