Название конкурса "Открытый профессиональный конкурс педагогов "ИКТ на службе ФГОС"
Тип урока: интегрированный русского языка, литературы и информатики с
использованием технологии «Развитие критического мышления через
чтение и письмо» в современной информационной образовательной среде.
Цели и задачи урока: - обобщающее
повторение по теме: частицы, междометия; - обобщающее
повторение форм комического в художественной литературе; - развитие
навыков творческого письма в определенном жанре; - продолжение
работы над анализом художественного текста; - использование
петербургского компонента как средства воспитания учащихся; - продолжение
работы над международным проектом ЮНЕСКО «Сохраним всемирное культурное и
природное наследие»; - создание
компьютерной презентации в программе PowerPoint.
Планируемые результаты Предметные: 1.Формирование
у учащихся представления о частицах и междометиях. 2.Формирование
умения находить формы комического в художественной литературе. 3.Формирование
навыков творческого письма в определенном жанре. 4.Развитие
практических умений и навыков создания компьютерной презентации в среде PowerPoint. Метапредметные: 1. Развитие
способностей к самостоятельной аналитической работе с информацией. 2. Развитие у
учащихся логики, умения систематизировать, делать общие выводы. Личностные: 1.Воспитание стремления к рефлексии и к самоконтролю. 2. Развитие творческих и познавательных
способностей учащихся через знакомство с современными компьютерными
технологиями. 3. Формирование
у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в
их желании применять средства информационных технологий в любом предмете
для реализации учебных целей и саморазвития. 4.Воспитание устойчивого интереса к изучаемым предметам,
положительное отношение к знаниям. 5.Приобщение к петербургской культуре. Формы
и методы диагностики предметных и метапредметных результатов учащихся на уроке
1. Наблюдение за действиями учащихся.
2. Устный и
письменный опрос.
3. Создание
информационного продукта - компьютерной презентации в
программе PowerPoint.
ХОД
УРОКА
Организационный
момент.Приветствие
учащихся. Проверка готовности к уроку.
Этап 1. Стадия
вызова.Актуализация имеющихся знаний, пробуждение у
учащихся интереса к получению новой информации.
Вступительное
слово учителя русского языка и литературы Заборской О.А. Сегодня мы с вамипроведем урок, на которомпродолжим
работу над проектом «Сохраним Всемирное природное и культурное наследие»,
начатую еще в начале учебного года. Сегодня вам понадобятся знания, полученные
не только на уроках русского языка и литературы, но и на уроках истории города
и, конечно, на урокахинформатики.
Поэтому урок мы будем вести вместе с Надеждой Викторовной.
-
Подберите
ассоциации к слову «турист». Индивидуальная
работаучащихся. Проверка: чтение
по цепочке. Дальнейшая
работа проходит с использованием компьютерной презентации, подготовленной
учителями. -Сегодня
мы вместе прочитаем рассказ Н.Тэффи «Туристы родного города». Что вы думаете о
названии рассказа? Не кажется ли оно вам странным? (Слайд 1). (Желаемый результат: парадоксальное,
необычное название, туризм обычно связан с посещением другого города, другой
страны.) - Попытайтесь
по названию представить, о чем этот рассказ? 1 часть
компьютерной презентации о Надежде Тэффи. (Слайды
2-4) Этап 2. Стадия осмысления содержания(чтение рассказа с
остановками). Поддержание
активного восприятия новой информации, ее осмысление, соотнесение полученной информации
с собственными знаниями. ·1
остановка - Прочитайте, пожалуйста, первую часть
рассказа [1]. -
Каковы ваши впечатления от рассказа? -
Выделите в тексте все частицы и междометия и ответьте на вопрос: почему их
здесь так много? (Желаемый результат: 1) Прямо, неужели,
ведь, я-то, уж, ну уж и, то, что за, уж, ну да, как же, ли, не и т д.; 2) это
разговорный стиль, эмоциональный, и частицы передают оттенки авторской речи). - Увидели
ли вы в этом рассказе что-то смешное, необычное? - А
вы не задумывались над тем, почему этот рассказ смешной? При помощи каких
приемов автор этого достигает? - Чтобы
лучше это понять, составьте двухчастную таблицу: 1 графа – ключевые фразы и
словосочетания из текста; 2-я графа – слова из текста, которые объясняют, за
счет чего создается комический эффект
(Слайд 6). Работа в парах. Проверка таблицы по 2 части компьютерной
презентации (Слайд 7). - Какой
основной прием комического использует автор в этом тексте? (Желаемый результат: ирония). Беседа
с классом по следующим вопросам: -
Почему у персонажей рассказа нет имен? (Желаемый результат: автор создает образ
среднего петербуржца, обобщенный и безликий). - Почему
провинциалка вызывает неодобрение и
раздражение у героев рассказа? (Желаемый результат: раздражает ее
энтузиазм, искренняя влюбленность в город,
укор, удивление незаинтересованностью его жителей, которые не знают
достопримечательностей родного города и не стремятся их узнать). - О каких достопримечательностях
Петербурга говорит провинциалка?
Составьте еще одну таблицу из 2 граф: 1 графа – полное название
достопримечательности; 2-я – архитектор и место расположения (Слайд 9). Работа
в группах. Проверка таблицы по компьютерной презентации(Слайды 10-15). - Как вы
думаете, что будет делать
автор-повествователь? (Вопрос-прогноз). ·2
остановка - Угадали
вы или нет действия автора-повествователя, вы узнаете, прочитав 2-ю часть
рассказа[2]. ВОПРОСЫ к классу по 2-й части рассказа: -
Зачем автор уехала из родного дома и поселилась в гостинице? (Слайд 17) -
Какое открытие сделал автор-повествователь, оказавшись туристом в родном
городе? - Почему
слушатели, которым автор-повествователь рассказывает о прекрасном городе
названы «покорными»? (Желаемый результат: они ленивы,
нелюбопытны и не хотят узнавать родной город, лишь покорно соглашаясь слушать
рассказы о нем, «кудахтанье» повествователя). - Как вы считаете, как автор
относится ко всем героям своего рассказа? - Как вы думаете, чем закончится
рассказ? Динамическая пауза:
зарядка для глаз и мышц. ·3
остановка - Дочитайте рассказ до конца [3]. - Как
вы поняли последнее предложение рассказа? Какую роль здесь играет частица
бы и
междометие ах? (Желаемый результат: финал рассказа
ироничен и даже несколько парадоксален. Человек, живущий в прекрасном городе,
мечтает увидеть его «когда-нибудь». Условное наклонение, образованное при
помощи частицы «бы», вносит грустную, даже трагичную ноту в повествование).
Этап 3. Стадия
рефлексии.Проверка полученных знаний, коррекция. Формирование конкретного образовательного
результата. - Сформулируйте идею рассказа, продолжив
предложение: «Туристы родного города»- это рассказ о… Индивидуальная
работа, обсуждение в группе, выбор представляемой работы и ее чтение вслух. - Творческое задание (групповая работа). - Героиня
рассказа Н.Тэффи показывала своим слушателям открытки с видами Петербурга. Но
мы с вами живем в ХХ1 веке, и мы предлагаем вам создать виртуальную экскурсию
по Петербургу, сопроводив ее компьютерной презентацией. Расскажите о ваших любимых местах нашего
города так, чтобы в них захотелось побывать. Закончите свою экскурсию
обращением к своим ровесникам. Материал для своей компьютерной презентации вы найдете в интернете. -
Краткая беседа Шель Н.В. об
основных принципах работы в программе PowerPoint (повторение ранее
изученного на уроках информатики). - Работа по группам в компьютерном классе –
создание презентации, составление экскурсии. Участники группы
самостоятельно определяют объекты, способы их описания как вербальные, так и
наглядные.
- Выступление каждой группы. ·Заключительный этап. - Учитель
русского языка и литературы предлагает ответить на вопрос: современно ли произведение Н.Тэффи, написанное в 1909 году? - Учитель информатики
предлагает ответить на вопрос: если бы у
вас была возможность выбрать между рисунком или компьютерной презентацией,
чтобы бы вы выбрали? Почему? Ответы учащихся. Учителя
благодарят учащихся за работу, выставляют оценки
за работу: - по русскому языку и литературе – оцениваются ответы учащихся на
уроке и обращение к сверстникам; - по информатике
– оценивается представленная учащимися компьютерная презентация.
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса.
Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010-2012.
«История
и культура России на уроках русского языка и развития речи на примере
Санкт-Петербурга». Автор-составитель Ивлева В.Н. СПб: Издательство СПбГУПМ.
2003.
«Развитие
критического мышления на уроке». С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. М.:
Просвещение. 2011.
Встретила у знакомых приезжую провинциалку. Она восторгалась Петербургом,
завидовала нам и говорила: - Счастливые вы, счастливые! Всем
этим вы можете пользоваться всласть и вдоволь! А мы, бедные, вырвемся из своей глуши на какие-нибудь две
недельки, так уж прямо не помним себя от радости. Целый день бегаем,
осматриваем Летний сад, Исаакиевский
собор, Стрелку – все в своем роде интересно и видеть необходимо. - Скажите, - обратилась она к нам,- вы много раз осматривали Успенский
собор? - Гм… Н - да, то есть я еще не собралась, - отвечала хозяйка дома. - Да неужели?!
А ведь вы, кажется, давно в Петербурге? - Я – то? Ну, уж и давно. Самые пустяки – лет двадцать пять, а то и того
меньше. Я молчала и с интересом рассматривала спичечную коробку. - А эта прелестная церковь,
которая вся еще из мозаики… Знаете? Ну, что за красота! - Да, - согласилась я.- В прошлом году приезжала одна знакомая из
Харькова, она мне рассказывала, очень хвалила… Мы молчали и смотрели на приезжую
неодобрительно. - А вы уж, наверное, каждую неделю бегаете в Эрмитаж? – ласково
обратилась она ко мне. - Ну да, еще бы! То есть не совсем
каждую, иногда пропускаю. Что поделаешь! Иногда целый месяц не соберешься. - Ай-ай-ай! Ну да как же так! Имея
у себя под боком такую сокровищницу, и
вдруг… Чувствуя, что она еще долго будет кудахтать, я вдруг решила вести дело
начистоту. - А по правде говоря, - сказала я, смело глядя ей в глаза, - в
Эрмитаже-то я по крайней мере два года не была. Вот как – с! … Всю ночь я продумала о нашем разговоре, все взвесила и утром уже знала,
что нужно делать. [2] Я уложила маленький ручной
чемоданчик, попрощалась с домашними и поехала в гостиницу «Европейская». Там взяла себе номер, позавтракала и,
расспросив у швейцара, что нужно в Петербурге осматривать, наняла извозчика по
часам и отправилась. Петербург оказался городом преинтересным,
и целые пять дней я рыскала не без удовольствия. Осматривала все внимательно, как человек приезжий, который не уверен,
доведется ли ему второй раз сюда попасть. Осмотрев все, что было нужно, и, накупив на память открыток с видами
Петербурга, я вернулась домой и долго потом в длинные зимние вечера
рассказывала покорным слушателями о прекрасном городе, в который попала случайно всего на пять дней. [3] - Да, милые мои! –
вздыхала я, убирая свои открытки и укладывая их в специальную папку. – Где
только не побывает смелый и предприимчивый человек! И вот живу теперь мечтой:
может быть, когда-нибудь, на закате дней моих, приведет бог повидать все это
снова! Ах, если бы! (1909 год)
Уважаемые коллеги! Ваша работа отклонена от участия в конкурсе "ИКТ на службе ФГОС" в связи с нарушением п.п. 1.2, 3.3 Требований к конкурсным материалам, а именно: представленная на конкурс работа содержит технологическую карту, оформленную с нарушением Приложений к Положению о конкурсе, указанных в п. 1.2 Требований к материалам Открытого профессионального Конкурса "ИКТ на службе ФГОС". Технический эксперт Ворсунова И.Н.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]