Среда, 07.12.2016, 13:33
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы гуманитарного цикла » Интегрированные уроки

Урок Письма "Я к Вам пишу..."
[ · Скачать удаленно () ]
04.12.2014, 15:55

Тема урока:  Урок Письма « Я к Вам пишу…»

 

Цель урока: развитие речевой и мыслительной деятельности, формирование коммуникативной компетентности, социального опыта в процессе практической и теоретической деятельности.

 

Задачи урока:

Обучающие задачи:

  1. Познакомить учащихся с эпистолярным жанром - со структурой письма и его этикетными особенностями.

  2. Учить логично излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственные устные и письменные тексты.

  3. Актуализировать, закрепить и систематизировать знания учащихся об особенностях составления письма.

 

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления, коммуникативных умений, способствующих социализации учащихся.

2. Развитие культуры письменной и устной речи, навыков выступления перед аудиторией.

3. Развитие навыков грамотного составления и оформления письма.

 

Воспитательные задачи:

1. Воспитание сознательного отношения к языку, как к основному средству общения, способствующему социализации и получению знаний в разных сферах деятельности,

2. Воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений.

3. Воспитывать интерес к семейным традициям по сохранению материалов личной переписки.

Пропедевтическая работа:

1. Найти в периодических изданиях, в Интернете высказывания известных людей, наших современников, на тему «Письмо».

2. Найти в словарях и выписать значения слов, связанных с темой «Письмо».

3.Найти несколько пословиц, поговорок, загадок, связанных с темой «Письмо».

4. Сделать подборку известных произведений, в которых писатели используют письмо и его разновидности.

 

Оборудование урока:

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, настенный экран, диск с записью песни «Вологда».

Стенд «Сегодня на уроке» с видами почтовых отправлений, образцами писем, почтовые конверты.

Слайды с высказываниями, пословицами и поговорками.

Подборка художественной литературы.

Тетради, учебные принадлежности, необходимый реквизит.

Словари.

 

Тип урока: усвоение новых знаний.

 

Методы проведения урока: проблемные вопросы; актуализация знаний; фронтальная работа-опрос; групповая работа; наблюдение текстов.

 

Методы контроля и самоконтроля: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, выполнение практических работ. Самоконтроль по образцу.

 

Ожидаемый результат:

закрепление, обогащение и систематизация знаний учащихся, полученных на уроке;

выполнение творческих работ (составление текстов по изучаемой теме);

отработка навыков коллективной творческой деятельности;

приобретение социального опыта;

знание правил написания письма;

закрепление навыков работы с Интернет-ресурсами, выполннние презентаций

 

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

Вступительная часть урока

Создание проблемной ситуации.

На данном этапе урока решаются следующие задачи:

организационно-мотивирующая – побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме;

организационно-мотивирующая – актуализация имеющихся знаний по теме.

 

II. Основная часть.

1. Каждому человеку в жизни предстоит отправить немало информации, писем. Письма бывают разные: деловые, дружеские, поздравительные...

Но всегда ли мы знаем, как правильно донести информацию, написать письмо?

Цель нашего урока - познакомиться с эпистолярным жанром и его этикетными особенностями, учиться грамотно писать письма.

 

2. Письмо – один из самых древних видов общения людей друг с другом на расстоянии. Это древний вид текста, с помощью которого люди обменивались информацией, мыслями и чувствами.

Давайте посмотрим, что говорят об этой форме письменного общения известные люди.

Презентация:

Наши современники об эпистолярном жанре.

 

Эпистолярный жанр, письма издалека, письма современников – это часть нашей духовности, как музыка, как поэзия. Уроки письма делают всех нас – и детей и взрослых – духовно богаче, они устремлены в будущее…

Григорий Гладков,

композитор.

Работа над письмом – это работа над собой. У уроков письма высокое гуманное начало.

Шалва Амонашвили,

академик РАО, руководитель международного центра гуманитарной педагогики.

 

 

Если человек не может записать свои чувства, рассуждения, размышления на бумаге, то он не сможет их сформулировать и в устной речи.

Татьяна Андросенко,

гл. редактор журнала «Мурзилка».

 

Уч-ся выписывают в тетрадь понравившееся выражение.

 

3. Мы будем говорить о письме, поэтому нужно знать, как пишутся, произносятся ключевые слова по нашей теме.

 

Запись в тетради словарной работы.

 

СЛАЙД 1.

СЛОВАРЬ

 

«ПИСЬМО – грамотка, уведомление, сообщение на бумаге, лист, писанье, письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица к другому» (словарь В.И. Даля.).

Адресат – тот, кто получает письмо, получатель.

Отправитель – тот, кто пишет и отправляет письмо.

Адрес (фр. аdresse) - надпись (на конверте), указывающая получателя и место назначения.

SMS ( в переводе с англ.) – Служба Коротких Сообщений.

Идекс – цифровое обозначение населенного пункта для ускорения доставки почтой корреспонденции.

Эпистолярный жанр (от греч. epistole – письмо) – свойственный письмам, написанный в форме писем, состоящий из писем.

Жанр – вид, разновидность.

 

4. Письмо считается важнейшим средством общения, поэтому оно должно быть понятным. А это значит, что текст письма должен логичным, связным, последовательным и грамотным.

В зависимости от того, с какой целью, кто и для кого написал письмо, его можно разделить на 3 основных вида:

Официальное

Деловое

Личное;

Официальные письма – это переписка с государственными организациями. Это распоряжения, приказы, постановления, законы, предписания.

Деловое письмо – это письма, которые мы (частное лицо) составляем при общении с официальными организациями: заявление, доверенность, расписка, объяснительная записка и т.д.

Личное письмо – это письма, которые мы пишем своим друзьям, близким, знакомым, родным людям, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями.

 

5. Мы с вами говорим о письмах частных, т.е. о личных. Официально-деловые письма – это тема других уроков.

Любое письмо строится по определенной схеме.

 

 

 

Простейшая схема: (запись в тетради)

обращение

основная часть (передаем информацию, о чем-то просим, убеждаем, поздравить, поделиться мыслями и чувствами…)

концовка, подпись, дата и место написания.

 

6. Умеете ли вы писать письма?

Как вы прокомментируете письмо героев рассказа Н. Носова « Автомобиль»?

СЛАЙД 2

Стали мы письмо писать. Писали, писали, листов двадцать бумаги испортили, наконец написали:

«Дорогой товарищ милиционер! Вы неправильно записали номер. То есть вы записали номер правильно, только неправильно, что шофер виноват. Шофер не виноват. Виноваты мы с Мишкой: мы прицепились, а он не знал. Шофер хороший и ездит правильно».

На конверте написали: угол Горького и большой Грузинской улицы, получить милиционеру».

Запечатали письмо и бросили в ящик. Наверное, дойдет.

 

Понятно ли вам, что хотели рассказать мальчики милиционеру?

(Сначала надо определиться, о чем писать и что писать).

Почему письмо получилось таким запутанным, непоследовательным?

(Надо придерживаться схемы письма. Составить план письма).

Какую ошибку известного вам литературного героя повторили ребята?

(Неправильно написали адрес – Ванька Жуков А.П. Чехова).

 

7. Издавна на Руси относились с большим уважением к людям, которые могли грамотно и толково составить прошение, письмо в казенные организации, письмо-послание с объяснением в любви.

 

8. В старину на Руси существовали так называемые письмовники. Они были очень популярны, так как содержали образцы писем на самые разнообразные темы.

СЛАЙД 3

Старейший печатный русский письмовник относится к 18 веку: «Приклады, како пишутся комплименты разные» (1780).

В 19 веке также выходили руководства для написания писем: «Хороший тон. Сборник правил и советов на все случаи жизни общественной и семей ной» (1881).

В начале 20 века подробным и необходимым помощником был письмовник А. Е. Крылова: «Настольно-справочная книга. Толковый письмовник. Полное собрание всех актов, обязательств, прошений и писем на все случи жизни с подробным наставлением, как их составлять, кому и когда подавать».

Особо популярны они были у людей малообразованных. Но пригодились бы эти советы и нам. Оказывается, в письме важно все, вплоть до ручки и бумаги, которую вы выбрали. Сейчас в наших магазинах бумагу для писем не найдешь. В 19 веке А.П. Чехов писал из Ниццы: «Здешняя бумага имеет такой аппетитный вид и так приятно покупать здесь перья, что трудно удержаться, чтобы не написать».

9. Для того чтобы адресату было приятно получать ваши письма, запомните некоторые правила их написания:

- обязательно указывай дату и место написания письма;

- избегай употребления грубых и бранных слов, кличек;

- не употребляй оборотов: «Жду ответа, как соловей лета», «Лети с приветом, вернись с ответом»; «Желаю тебе цыганского веселья, кавказского долголетия».

 

10. В самостоятельной жизни и вам потребуется умение писать заявления, автобиографию, доверенности, расписки, адреса на почтовых конвертах, письма, поздравительные открытки, заполнять анкеты, бланки телеграмм.

 

11.Частные письма – дело личное. Единого рецепта нет. Но все-таки есть правила, которых обязан придерживаться всякий культурный человек.

Давайте попробуем составить (или вспомнить) современное руководство по написанию частных писем.

 

СЛАЙД 4.

Руководство по написанию писем

Ответить на письмо нужно как можно быстрее

Бумага для письма должна быть чистой, гладкой, аккуратно обрезанной.

В письме не должно быть помарок и грубых исправлений.

Письмо надо начинать с вежливого обращения и заканчивать добрыми пожеланиями.

Письмо должно иметь дату и подпись.

Тон и стиль письма зависит от возраста адресата и от ваших отношений с ним.

В письме нельзя употреблять шаблонных выражений: «лети с приветом – вернись с ответом» и т. д.

Письмо необходимо писать разборчиво и грамотно.

Если вы случайно забыли написать о чем-то, можете добавить это уже после подписи, поставив две латинские буквы P. S., что означает «после написанного».

Выполняем запись в тетради или даем уч-ся памятку, которую читаем, обсуждаем, возможно, что-то дополним.

 

Варианты работы над ПАМЯТКОЙ:

Дети самостоятельно формулируют правила написания писем на материале:

1. Работа с текстом учебника «Слово», упр.235, стр.123.

2. Пишите письма («Читайка», №2, 2009)

 

12. Задание: Прочитайте это письмо и, пользуясь руководством, скажите, какие ошибки в письме допущены?

 

СЛАЙД 7

«Здравствуй, Василий! Во первых строках моего письма хочу сообщить тебе о своих делах. Наконец сдал все свои задолженности по математике и по литературе. Заканчиваю. Жду ответа, как соловей лета».

 

13. Слово «письмо» происходит от греческого «эпистола». И особый стиль, которыми пишутся письма, называется эпистолярным. В античном мире письма сочинялись как литературное произведение.

Основоположниками эпистолярного жанра в русской литературе считаются:

Н.М. Карамзин. Документальные очерки «Письма русского путешественника».

Д.И. Фонвизин. Письма из Франции П.И. Панину.

 

В эпистолярную литературу входит и переписка выдающихся людей. Переписка великих русских писателей – неоценимое наследие потомкам. Письма А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, А.П. Чехова, Л.Н. Толстого постоянно переиздаются.

Они стали достоянием истории и искусства, потому что во все времена интересна личность таких людей.

 

Какие писатели обращались к жанру письма?

В каких произведениях?

Презентация учащегося по подборке литературных произведений, сделанной к уроку. Э ти произведения уч-ся прочитаны. А.Чехов «Ванька». Н Носов «Автомобиль». А. Гайдар «Чук и Гек». А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка», А Куприн «Гранатовый браслет» (Письма Желткова), Н.В. Гоголь «Ревизор» и др.

Выразительно чтение: письмо одного из героев русской литературы

 

Зачем писатели используют эпистолярный жанр в своих произведениях?

Письмо позволяет понять характер героя, оценить его личностные качества, так как письмо – это не только способ общения, но и способ самовыражения. А самовыражение является одной из потребностей человека.

В русской литературе известны эпистолярная повесть «Бедные люди» Ф. Достоевского, рассказ «Ванька» А. Чехова, поэма «Пять страниц» К. Симонова, лирические стихи «Письмо К матери», «Письмо к деду» С Есенина.

 

Выводы: Письмо позволяет понять характер героя, оценить его личностные качества, так как письмо – это не только средство общения, но ее и способ самовыражения. А самовыражение является одной из важнейших потребностей человека. Поэтому общайтесь, пишите письма.

 

III.Закрепление. Практическая работа

СЛАЙД 8

ПИСЬМО ВНУКА к БАБУШКЕ.Задание: напишите

письмо в прозе от имени Кирилла.

 

Бабуля, здравствуй! Не грусти.

Конфеты кончились, учти.

Я сделал лук. Носки сушу.

Два дня письмо тебе пишу.

А у меня большое горе –

Пропали плавки на заборе.

Здесь скучно. Я в поход ходил.

Кончаю. Все. Твой внук Кирилл.

 

Вопросы:

Какие обращения возможны в письме?

Как будете обращаться к родным?

А если сильно скучаете, любите, какие слова можно еще употребить?

Как обратитесь к малознакомым людям?

О чем пишут в основной части письма?

Какие вопросы можно задать адресату?

 

IV. Домашнее задание:

1. Записи в тетради: словарь, структура письма и речевые формулы, руководство по написанию писем.

2.Индивидуально-поисковые задания. Сообщения «Из истории эпистолярного жанра», «История почты России», «Письма магические строки…» (штрихи к портрету А.П. Чехова).

 

V. Итоги урока. Таблица.

ЛИТЕРАТУРА

 

Русский язык и культура речи. Учебник под ред. проф. Гойхмана. М,: ИНФРА – М, 2006

Говорим по-русски с Ольгой Северской. М,, Слово, 2005

Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте». Речевой этикет в нашем общении. М,, «Знание», 1987

Гольдин В.Е. Речь этикет. М,, «Просвещение», 1983

Львова С.И. «Позвольте пригласить Вас… речевой этикет. М,: Дрофа, 2006

Богачева А.В., Воровченко Л.В. Язык делового письма. Н.Новгород, НГПУ, 2008

Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / науч. Ред. Н.М. Шанский. 27-е изд. – М.:Просвещение, 2005. – 239 с.

Конкурсные методические работы проведения уроков письма. – М.: ФГУП «Почта России», 122 с. (Всероссийский конкурс «Лучший урок письма»).

 

 

Категория: Интегрированные уроки | Добавил: anisimova
Просмотров: 540 | Загрузок: 106 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3  
Все не допущенные к конкурсу работы будут удалены с сайта после завершения конкурса. Всего Вам доброго.

1  
Уважаемая коллега!
Сообщаю, что Ваша работа не допущена к участию во Втором открытом профессиональном конкурсе педагогов «ИКТ на службе ФГОС» в связи с нарушением пунктов 3.3 и 1.2 Требований к конкурсным материалам Второго открытого профессионального конкурса педагогов «ИКТ на службе ФГОС», а именно: на Яндекс.Диске отсутствует мультимедиа компонент урока и его описание. Технологическая карта урока и аннотация проекта не соответствуют приложениям № 1 и № 2 к Положению Конкурса. Приглашаем Вас принять участие в других мероприятиях Моего университета, о которых Вы сможете узнать из электронных рассылок «Моего университета». 
Технический эксперт Ворсунова И. Н.

2  
УВАЖАЕМАЯ ИРИНА НИКОЛАЕВНА! В СВЯЗИ С ТЕМ, ЧТО МОЯ РАБОТА НЕ ДОПУЩЕНА К УЧАСТИЮ В КОНКУРСЕ, ПРОШУ УДАЛИТЬ ЕЕ С САЙТА.  ВОЗМОЖНО, ЧТО МОЯ  АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА НАЙДЕТ МЕСТО В ДРУГИХ ОБЪЯВЛЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ МОЕГО УНИВЕРСИТЕТА.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]